Семь футов под килем

Геннадий Башкиров
Семь футов под килем — глубина, достаточная для одержания победы на море. Схлестнуться с эскадрой, не дать взять себя на абордаж, лавируя меж судов и атакуя по возможности, помнить фарватер, обходя отмели, и всё это на протяжении немногим более двух склянок.

Это вам не танкер с нефтью захватить.


Финт ушами

Плыл-плыл танкер с нефтью, плыл-плыл в сопровождении эсминца, это чтоб, значит, нефть никто не спёр ненароком, и приплыл в территориальные воды, якобы никем не охраняемые. Можно, вообще-то, вкругаля плыть, но это экономически невыгодно: это что же, нефтью на продажу втридорога ещё и заправляться?! По срезке — короче. Эсминец — чтоб, значит, никто не смел. Или никто не смёл: ну, как корова языком...

Прочухали они на пару в территориальные воды, а там траулер поперёк курса. Рыбу ловит. Ну, когда на тебя две такие дуры плывут, надо быстрее к берегу грести, независимо от того, есть у них там вооружение или нет. Разрежут — не заметят.

Капитан траулера сеть по-быстрому выбрал, коптилку завёл и — носом к берегу. Капитан эсминца улыбается в усы: во как его полосато-знамённой армии боятся всякие аборигены. Сразу уступают! Капитан эсминца только языка капитана траулера не знает (это есть очень важное упущение). А тот уже сказал на берег, что, мол, к нам плывёт еда.

Для охоты на рыбу надо сначала найти жердь, сделать из неё копьё, выйти на мелководье, дождаться появления будущей снеди, прицелиться, попасть, а это не сразу, положить в сплетённую заранее корзину, дойти с уловом до берега, развести костёр, почистить, выпотрошить, разрезать, нанизать, зажарить. И только потом есть.

Плохие ребята вышли на всём, что движется, встречать хороших парней. Капитан танкера с нефтью понял, что происходит что-то не то, получив сообщение от радиста, что эсминец чуть поотстал, и тогда только, когда увидел, что из-за сильно выдающейся в море косы выплывают моторки и плывут даже не наперерез, а идут прямо в лоб, точнее — в нос. А эсминец почему-то заглох: у него не только движок заглох, но и сервоприводы орудий заклинило. Он теперь разве что салют показать может: убойная сила главного калибра равна нулю.

Плоскодонки к здоровенной туше ещё не подплыли, как со стороны берега показался вертолёт. Первым его заметил радар эсминца, но мог только вести. Это его работа. А у эсминца — ступор. К туше танкера вертолёт подлетел одновременно с приближением моторок. Те, внизу, тоже его заметили, а когда различили на фюзеляже флаг их страны, то расслабились вмиг, хотя промеж себя и не понимали, откуда у их далеко не богатой страны есть боевой вертолёт (на танкере — паника). Некоторые из тех, кто на лодках, немного понимать "плыви-плыви" и потому быстро переводить по радио, что пропели с вертолёта. А вертолёт вежливо попросил команду танкера не предпринимать боевых действий и тогда никто не пострадает. Экипажи двух лодок взошли на борт танкера и тут хорошие парни с танкера решили показать зубы. Пилот вертолёта отреагировал быстрее, чем кто-либо успел подумать: просто дал очередь по мостику, точно зная, что там никого нет. И желание потрясать принципами, основанными на устоях, являя миру свободу выбора, сразу куда-то улетучилось. Если бы на эсминце были русские, то они бы тихо матерились, потому что это корыто легло в дрейф.

Танкер с нефтью изменил курс. Пока вся компания: лодка, что дорогу показывала, танкер с нефтью и вертолёт сопровождения шли до косы, проблем не было. Но когда стали поворачивать, патриотизм одного из членов команды танкера чуть было не угробил капитана. И капитана, и команду танкера, и даже этого патриота спас пилот вертолёта: он пролетел чуть вперёд, развернул машину носом к палубе и сказал на языке страны, в территориальных водах которой приключилась вся эта история, что, дословно, "за рубкой, дверь с круглым окном, человек, опасность". Ту "опасность" просто вырубили. Языка-то не знает, а выражать несогласие раньше надо было, когда в территориальные воды входили. Эсминец, хотя и обездвижен, вахту несёт и сигнал S.O.S посылает. На самой ближайшей авианесущей платформе его слышат и оперативно реагируют. Им же надо! Но пилот вертолёта тоже слышит сигнал и... просто транслирует его на базу. Наши быстрее, чем их. Звено "наших" уже в воздухе, а у них только в кабину прыгают.

На танкер с нефтью, а чуть левее от него — вражеский для команды и капитана танкера вертолёт сопровождения, заходит реактивный истребитель. Прямо по курсу, только навстречу. Пролетает со свистом. Ложится на крыло и уходит куда-то вдаль. Никто ничего не понимает, кроме пиратов: им вертолёт сказал, что, дословно, "самолётов не бойтесь". Второй истребитель виден не был до поры и выполнял задачу, сходную с задачей пролетевшего со свистом. Тот, улетев вдаль, нашёл плавучую авиабазу и, заложив пике, вышел из него точно над местом расположения припаркованных самолётов. Тех буквально сдуло. Второй истребитель сделал то же самое, но уже над ВПП (взлётно-посадочной полосой), от чего носовая стойка шасси перехватчика, собиравшегося на взлёт, подломилась.

Пилоты этих двух истребителей тоже любят пофорсить и выпендриться. Напоследок они сделали капитану эсминца финт ушами: идя на снижение, вдвоём зашли навстречу танкеру и разлетелись в стороны в полукилометре от вертолёта.

Эсминец дрейфует.

Гавань встречала будущую еду с восторгом и некоторым недоумением, смешанным с замешательством. Кто-то, на всякий случай, доставал из колчана стрелу. И хотя эфир убеждал отложить лук, пилот вертолёта пошёл на разворот на расстоянии, недосягаемом для прицельного полёта стрелы. Заодно борт с флагом продемонстрировал: одно другому не мешает. У населения острова тихо отпадала челюсть...

Эсминец пока дрейфует. Когда танкер разгрузят, обоих отпустят. Для дозаправки. А нефть это, как его, ну, это самое... Украли. Да-с.


Остров у Бермудской гряды

Вы не поверите! И долго будете потом смеяться... Население той прибрежной деревни настолько небогатое, что разгружало танкер... вёдрами! Это как к стаду коров с одним подойником подойти. Ну, натурально, выстроились в цепочку и из танкера черпают да на берег передают, быстро так. Словно всю жизнь только этим и занимались.

А капитан эсминца не стал бодаться с "железом", на котором столь прославленно плыл все эти годы и, отдав приказ команде просто ждать, переключил переговоры в эфире на внутреннюю связь, чтобы команда слышала эти переговоры: им, точнее, капитану эсминца и его старшему помощнику, не верят, хотят с должности сместить, но здесь— целая команда живых свидетелей, которые при всей своей выучке, умению выходить практически из любых нештатных ситуаций, при том, что они в таком походе уже не первый раз, они так и не могут запустить эту груду железа, носящего гордое название эсминца, принадлежащего одной действительно великой державе. И капитан эсминца запросил поддержку. Поддержка, в виде ещё двух эсминцев, пришла и, разобравшись в ситуации, и временно отстранив всех членов экипажа от выполнения их прямых обязанностей, провела двойной контроль и долго дивилась на происходящее.

Эсминец дрейфовал.

Откуда ни возьмись, появились два вертолёта и полетели к гавани. На трёх эсминцах вполне могли их слышать, но совершенно точно не видели. Над гаванью, немного не долетев до пирса, оба вертолёта зависли и дождались того момента, когда их заметят с берега. Тогда один вертолёт развернулся на 180 градусов и полетел к танкеру задом наперёд. Другой координировал его полёт, зависнув на высоте 24 метров над поверхностью воды и не двигаясь с места. Только так двум боевым вертолётам с ракетами на пилонах можно было продемонстрировать мирные намерения ни слова не говоря. Население, что вокруг танкера крутилось, с интересом наблюдало. Один житель, тот самый лучник, потянулся было к колчану, но, увидев, что вертолёт летит (ха-ха) задом, отпустил тетиву. Долетев до танкера, всё это — хвостом вперёд, пилот вертолёта включил подготовленную запись, которая рассказывала, что пилоты вертолётов — посланцы, и они просят оставить танкер, и больше не черпать оттуда, потому как поблизости собираются большие военные силы, уже готовые разнести этот остров и сделать на его месте атолл. И это всё из-за одного слегка ржавого танкера! Этот танкер прилетевшие вертолёты сопроводят до места разлуки с эсминцем, а чтобы команда танкера не выкинула что-нибудь на прощанье, пилот вертолёта просит всех мирных жителей покинуть левый берег и забрать с берега всех домашних животных, чтобы не пострадали, после чего он повернёт нос своей боевой машины в сторону борта танкера и возьмёт команду танкера на прицел.

Берег обезлюдел.

Для команды танкера сообщение повторили на языке морской державы и долго упрашивать её не пришлось. Танкер быстро завёлся и без лишней нефти легко пошёл. Пока команда танкера его заводила и намеревалась покинуть эту гавань, пока жители острова с интересом смотрели, что будет дальше, два реактивных истребителя уже заходили на цель. Один пролетел вдали от острова — команда прикрытия, другой — скинул "почту": фото лидера пиратов во всеоружии на фоне танкера. Листовки разлетелись во множестве и падали в штиль.

Команда прикрытия очень не понравилась трём эсминцам: они здесь главные! Во всяком случае, они так считают. Суверенитет может быть только один: их. И если он нарушен!.. Они радировали на тот авианосец, на котором полоса свободна. Второй авианосец тоже слышал сообщение, но у него на ВПП была небольшая вмятина и теперь он полностью оправдывал своё название: авианесущий. И только. Бравые хорошие парни уже махали химическими фонарями, готовя своих "птичек" к полёту, как вдруг радист авианосца, а следом за ним, почти сразу, и радист эсминца услышали шумы под килем. Но им эти шумы не понравились: в воде шелестело что-то неведомое.

В этот момент в эфире все услышали радостный голос капитана танкера теперь уже без нефти и его рапорт о том, что, мол, встречайте, меня отпустили! Два эсминца из трёх синхронно пошли встречать, тем более, что до косы — недалеко. Недалеко для эсминца. И тут вдруг случилось это: то, чему никто никогда не поверит, даже имея свидетельства от трёх команд БПК (больших противолодочных кораблей). По сути, эсминец — тот же БПК. Оба двигателя обоих эсминцев синхронно стали и корабли стали двигаться по инерции. Когда их движение прекратилось (танкер, теперь уже без нефти, доплыл до косы), расположение всех трёх эсминцев относительно друг друга точно соответствовало координатам вершин так называемого Бермудского треугольника. Пропорция сторон треугольника (длин между вершинами), образованного эсминцами, относительно оригинала — Бермудских островов — была кратна числу "пи", то есть 3,1415.

Бравые хорошие парни так и не смогли пообещать, что всё будет хорошо: их "птички" не взлетели из-за волны. Волна пришла и качнула авианосец так, что тот накренился, хотя такое возможно только в фантастическом кино, канаты, удерживающие авиацию, не выдержали и авиация, ломая крылья, сгрудилась у края плавбазы. Как всегда, не повезло крайнему: один истребитель в течение примерно получаса висел носом в небо, зацепившись выпущенными шасси за край платформы. Потом свалился за борт. Не спасли.

Танкер, теперь уже без нефти, в сопровождении двух боевых вертолётов (эскорт или конвой?) приближался к эсминцам. Капитан танкера не верил капитанам эсминцев, хотя совсем недавно не верил собственным глазам: танкер под разгрузку встаёт на несколько часов, а его сделали... вёдрами. Пилоты вертолётов втихаря сменили раскраску фюзеляжа и теперь любой, взглянувший на воздушное сопровождение, ни секунды бы не сомневался в том, что видит "наших", а не боевые единицы предполагаемого противника, которому сразу надо показать власть всего народа. Без разницы, какие там у противника порядки, может это и не противник вовсе...

Но и это ещё не всё. Эфир! Переговоры лётчиков-вертолётчиков были стандартными! Обычное звено, обычное сопровождение, обычные украшения речи и лексика, обычные обращения по званию. Больше того! Пилоты вертолётов докладывают капитанам эсминцев, что задача выполнена и летят в направлении плавбазы. Туда, где она и находится.

Эсминцы все разом выходят из дрейфа. Одновременно.


Братья по оружию

Плывёт-плывёт танкер теперь уже без нефти, плывёт-плывёт в сопровождении эсминца, а сам думу думает, как докладывать о произошедшем. Приплыл он в охраняемые территориальные воды, а его встречают, якобы о произошедшем не зная. Рапорта ждут: порядок такой.

Решение приняли и эскадра пошла, вернее пойдёт, когда исправные авианосцы подгребут. Неужели же вся мощь на воде и сила в воздухе не справятся с какой-то жалкой деревней на острове, двумя вертолётами поддержки и, пусть даже двумя реактивными истребителями?! Смешно! Вон, в песках и не такое показывали.

Собрали они силу великую. Тут и перехватчики: если что плохо лежит пусть даже на сопредельном континенте, — ресурсы Земли ограничены, поэтому пользоваться ими всем подряд нельзя; тут и "невидимки", хотя все думают, что это обычная птица из отряда ворона с Севера; тут и броненосцы, нет только учёных, интеллигенции и рабочего класса, которые если и захватывают чужую территорию, то культурно.

Наступила ночь. Она была непроглядной, словно наблюдатель сделался крохотным и, надев скафандр, погрузился в пузырёк с тушью. Если над островом и летали беспилотники разведки, то они всё равно ни черта не видели.

Наутро, когда авиация нарезала круги, в Тихоокеанский регион пришла эскадра, и даже подлодка приплыла, усердно маскируясь под морского конька, а огромный грузовой самолёт произвёл выброску десанта.

Первый десантник, коснувшийся подошвой песка, уже через 10 секунд был готов к бою. Но воевать было не с кем: берег обезлюдел в том смысле, что местное население куда-то исчезло. Даже хижин не было, не говоря уже о пирсе. Зато везде были свои! Братья по оружию. Они всё прибывали и прибывали, и быстро, как учили, сворачивали парашюты. У каждого огнестрельное автоматическое оружие, каждый владеет навыками рукопашного боя и практически бесшумного устранения вероятного противника, иными словами, каждый — ас в своём деле по части лишения жизни кого-нибудь недружественно настроенного. Если будет приказ.

Когда первый десантник, коснувшийся подошвой песка, был готов к бою, он обратил внимание на то, что остров предполагаемой зачистки довольно большой, но сейчас... Сейчас он, остров этот, показался первому десантнику, как бы это сказать? Густонаселённым. Территории мало, нет простора для мечты. Пиррова победа.

Когда выяснилось, что угрозы нет, на берег высадилось начальство и обнаружило удивительную вещь: фарватер в гавани отсутствовал. Семь футов под килем. Для эсминца — мало. Тем более — для танкера с нефтью.


                Апрель 2015 года.