Сокровища несвижских Радзивиллов

Фед Кович
 
Подробно исследовав карту подземелий, сопоставив имеющиеся исторические факты и легенды с документами, расспросив сотрудников музея во время экскурсий, мы с Игорем сошлись во мнении, что если в Несвижском замке имеется сокровищница, то два обозначенных помещения на карте лучше всего для этого подходят. Во-первых, сокровища должны быть надежно спрятаны, но при этом находиться в шаговой доступности…


Часть 1

Исторический экскурс


Местечко Несвиж известно с XIII века. После вхождения древних белорусских земель в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели городом до конца XV столетия. В 1492 г. великий князь Александр передал земельный надел с городом князю Кишки, который в начале XVI века построил там деревянный замок.

В 1513 г. княжна Анна Кишки вышла замуж за Яна Радзивилла Бородатого, к которому Несвиж и перешел. В 1547 г. по инициативе Николая Радзивилла Черного началась масштабная перестройка деревянного замка по проектам голландских военных инженеров.

Во время осады Полоцка в 1580 г. Николай Радзивилл Сиротка был «ис пищали в главу сый постреленъ» и вынужденно покинул лагерь короля Речи Посполитой Стефана Батория для лечения в Италии. С лета 1580 г. по зиму 1581 г. князь провел на Апеннинах, где «лекарствы и парами покр;пився». За это время он ознакомился с достижениями итальянского военного зодчества в строительстве фортификаций. Очевидно, что в поездке Радзивилл встретился с талантливым итальянским мастером, монахом ордена иезуитов Джованни Бернардони, который участвовал в реконструкции собора Святого Петра в Риме.

По возвращении домой Николай Радзивилл 7 мая 1583 г. начал строительство каменного замка на месте старого деревянного. Для этого князь выписал из Италии именно Джованни Бернардони. В 1583 г. по приказу ордена иезуитов монах отправился в Несвиж, однако по дороге был остановлен ректором иезуитского коллегиума в польском Люблине, где провел три года, выполняя несколько проектов.

После настойчивых напоминаний князя Николая Радзивилла ордену иезуитов об архитекторе в 1586 г. Бернардони приехал в Несвиж и остался на 13 лет. Мастер вел несколько проектов одновременно. Осуществлял надзор за строительством несвижского коллегиума по чертежам римского архитектора Джованни де Росси. Возводил иезуитский костел Тела Господня, прототипом которого послужил главный орденский храм иезуитов в Риме. Контролировал строительство множества монастырей и городских строений.

По плану Несвижский замок представляет собой прямоугольник примерно 170 х 120 метров. Он соединяется с окрестностями с помощью единственного разборного деревянного моста и системы тайных подземных ходов. Одновременно с юга и востока от замка началось создание сети гидротехнических сооружений. Русло реки Уши расширили, возвели плотины и создали шесть водоемов, которые существуют по настоящее время. Они составили единую каскадную систему с перепадами уровней примерно в один метр, что позволило подавать воду в замковый ров шириной до восьми метров и глубиной около четырех метров. Несвижский комплекс водоемов остается самым масштабным и древним подобным сооружением на территории Беларуси, дошедшим до наших дней.

Для возведения основы замка и круговой оборонительной насыпи использовались земля и глина, полученные при рытье прудов и подземелий. По окончании строительства замковый вал представлял собой искусственно созданную насыпь высотой и шириной от 20 до 25 метров, изначально укрепленную кирпичными стенами толщиной до двух и высотой до четырех метров.

С годами Несвижский замок перестраивался много раз и в результате приобрел вид сказочного дворца, сочетающего в себе черты многих архитектурных стилей. Но внешние контуры здания и несущие стены остались неизменными со времен Бернардони.
В Средние века родовое гнездо Радзивиллов превратилось в великосветский замок и культурный центр. В архитектурном ансамбле имелось 365 комнат — по количеству дней в году. Двенадцать больших залов получили имена: Золотой, Бриллиантовый, Серебряный, Королевский, Гетманский, Большой и Малый рыцарский, Охотничий, Мраморный, Портретный, Голубой, поскольку в декоре использовались одноименные металлы, камни и тематические предметы. В стенах замка размещались библиотека на 20 тыс. томов и архив Великого княжества Литовского, портретная и картинная галереи, которые насчитывали более тысячи полотен, принадлежавших кисти различных художников. В кладовых хранилась богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, огромное количество хрусталя, монет и медалей, королевская мебель и другие раритеты.

Замок считался одним из самых мощных и совершенных оборонных укреплений и имел собственную мастерскую по отливу пушек и мортир. На боевом дежурстве находился вооруженный гарнизон с 36 пушками и ручным огнестрельным оружием.

В XVIII веке замком владел князь Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку. Этот человек вошел в историю как самый богатый, любвеобильный и непредсказуемый представитель семейства. В 1780 г. на одном из летних балов Пани Каханку обмолвился, что утром гости поедут на службу в костел на санях по снегу. За ночь замковый сад и дорогу усыпали солью. Такой широкий размах празднествований был непозволительным для многих королей Европы, поскольку в то время стоимость соли приравнивалась к цене золота.

Богатства Радзивиллов превосходили сокровища российской императрицы Екатерины II, о чем свидетельствует письмо посла России в Речи Посполитой М. Репнина, посетившего в 1784 г. замок вместе со свитой последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. «После блестящего обеда на 300 особ король спустился в подземелье замка и увидел золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да двенадцать апостолов из этого металла и серебра, усыпанных драгоценными камнями», — писал Репнин императрице Екатерине II.

Хозяин замка в знак своего уважения и верности подарил монарху золотой крест, густо усыпанный огромными бриллиантами. Король Август был тронут щедрым подарком.
Особой гордостью Радзивиллов являлись фигуры апостолов, привезенные из Константинополя. Они были отлиты из золота и серебра в рост человека. Первоначально статуи находились в одном из залов замка. Однако после попытки их кражи скульптуры перенесли в тайное хранилище в замковых подземельях. Путь в сокровищницу знали князь и его доверенный управляющий. В залах выставили восковые копии апостолов, покрытые серебром. К ним добавили фигуры воров. Последнее упоминание об апостолах имеется в Регистре всякого движимого имущества Несвижской ординации от 1809 г.

«Фигуры для украшения алтаря серебряные, позолоченные. А именно:

Христос и святой Ян, на его плече уснувший, в половину роста.

Два апостола в полный рост, которые сидят в одеждах позолоченных.

Два апостола по грудь в одеждах позолоченных.

Три апостола частично позолоченные и серебряный Иуда.

Всех одиннадцать штук…»

В начале XIX века замок перешел князю Доминику Радзивиллу. Мечтая об освобождении Беларуси от российских захватчиков и возрождении независимости, он с радостью встретил французскую армию. Участвовал в боевых действиях, где командовал личной гвардией Наполеона.

Возвращение в Несвиж было бесславным. Приказав управляющему шляхтичу Альберту Бургельскому эвакуировать самое ценное, Радзивилл уехал в Вильно. Вскоре князь получил в бою тяжелое ранение и умер в Париже в 1813 г. Достоверно известно, что управляющий не успел вывезти из замка что-либо, поскольку город Несвиж и резиденция Радзивиллов были заняты русскими войсками в течение часа после отъезда князя.

Несвижский замок объявили добычей российской армии. Начало грабежу положил полковник Карл Кнорринг. Собранные по его приказу со всех залов иконы, старинные картины, часы, музыкальные инструменты, одежда были погружены на несколько сотен подвод и вывезены в Москву.

Ценностей набралось так много, что адмирал армии Павел Чичагов направил на подмогу корпус генерал-майора Сергея Тучкова, который во время грабежа отыскал кладовую в подземелье и, выломав ставни, забрал бриллианты, серебро и золото. Узнав об этом, адмирал Павел Чичагов сразу явился в замок и издал приказ № 284 от 9 января 1813 г., который гласил:

«Из числа добычи, взятой у неприятеля в Несвиже, предписываю:

• Древние медали и монеты отправить в Харьковский университет.

• Церковные вещи отослать в московский Успенский собор.

• Самые редкости и древности препроводить к действительному статскому советнику Валуеву в Москву.

• Все прочие, которые имеют весьма малое значение, продать с аукциона в Минске и, сколько будет выручено денег, пожаловать церкви».

Все богатство адмирал погрузил на несколько десяток бричек и увез с собой. После этого Чичагов под причиной болезни отошел от командования и выехал за границу, откуда в Россию не возвратился.

Генерал-майор Тучков продолжал настойчиво обыскивать подземелья замка в надежде найти апостолов. Сохранилось свидетельство, выданное генералом управляющему Альберту Бургельскому, о том, что во избежание телесных пыток он должен привести к тайной сокровищнице. Однако шляхтич Бургельский отказался показать российским захватчикам настоящее хранилище. Он сумел взорвать подземный ход, ведущий к сокровищнице, за что его повесили во дворе замка. В одном из его карманов обнаружили записку: «Апостолы надежно спрятаны».

В последующем сокровища Радзивиллов искали немцы во время Первой мировой войны в 1914–1915 годах. С 1921 до 1939 гг. поиски предпринимали поляки. Во время Второй мировой войны, в 1941–1944 гг., специальная саперная рота немцев искала сокровища. Все было безуспешно.

Итоги разграблений Российской империей сокровищ Несвижского замка, как и других шляхетских родовых замков и поместий Беларуси, начиная с 1772 г. в процессе трех разделов Речи Посполитой, и изъятия национальных ценностей вплоть до развала Советского Союза составили основу многих музейных фондов Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска. Многие уникальные сокровища Беларуси размещены в музеях Польши, Литвы, Украины и Германии.

 
В советское время в замке располагались санатории различных ведомственных организаций. К этому периоду относятся последние многочисленные свидетельства присутствия людей в подземельях замка. Когда в резиденции Радзивиллов располагался санаторий партийных функционеров, начальник отдела культуры Несвижа лично проводил экскурсии для высокопоставленных делегаций по подземным ходам.
В 1980-х годах с целью исследования подземных ходов, а в большей степени в стремлении найти сокровищницу Радзивиллов территорию вокруг замка перекопали экскаватором. В одном месте ковш проломил кирпичный свод и обнажил черную пустоту. Нашли ход, который по наклонной уходил от замка под пруд в юго-восточном направлении. Первый доступный выход на поверхность был в трех километрах в лесу на Михальской горе. Однако вскоре последовала команда все закопать, ходы замуровать.

К тому времени энтузиастам удалось выяснить, что ход на Михальской горе имел продолжение в два километра в Крыжацкий лес, сейчас это урочище Лаповщина, где когда-то стоял бенедиктинский монастырь. Поросшие лесом остатки фундамента можно обнаружить и сейчас. При этом подвалы остались в хорошем состоянии. В одном из подвалов монастыря можно было попасть в подземный ход через спуск в своеобразном колодце.

В 1992 г. в этих подвалах задохнулись трое школьников. Они залезли в колодец, закрылись деревянной крышкой и развели костер в тоннеле. После этой трагедии выход на Михальской горе и спуск в подвалы монастыря засыпали.
Достоверным фактом существования подземного хода на Михальскую гору являются воспоминания Эльжбеты Радзивилл, последней из несвижских Радзивиллов приезжавшей в замок на каникулы каждое лето до 1935 г. Она посещала замок в 1993 и 2009 гг. и рассказывала об этом подземном ходе. Однако в том месте, где она указывала, вход в подземелье обнаружить не удалось.

В 1997 г. группа специалистов обследовала фундамент иезуитского костела Тела Господня на предмет прочности строения. Археологи использовали различную поисковую технику, в том числе георадар. Усилия по поиску подземного хода длиной в 500 м, ведущего из усыпальницы Радзивиллов в замок, результата не дали. Все сошлись во мнении, что проложить ход под водоемом — технически невыполнимая задача для того времени. Документальных фактов идентичного подземного хода на Михальскую гору, который также проходил под прудом к этому времени, не сохранилось, и они перешли в разряд местных былин.

Вместе с фундаментом костела были обследованы доступные подземелья Несвижского замка. Была выяснена причина частого обрушения восточной галереи замка в XVIII веке. Георадар показал, что она стояла на пустоте. На глубине 4,2 м находилась линза торфа.

Участники исследования отмечали, что под Несвижским замком имеется настолько нестандартная картинка и по ней нельзя судить, что именно скрыто в толще земли. Слишком специфическое изображение получалось, расшифровать которое корректно не представлялось возможным.

В 2000 г. в замке начались реставрационные работы. Их целью являлась консервация объекта с косметическим облагораживанием по причине ограниченного финансирования. 24 декабря 2002 г. случился пожар, в результате которого полностью сгорели чердачные перекрытия и частично башня с часами. Огонь уничтожил 700 квадратных метров крыши и чердачных помещений. Серьезно пострадали от воды стены и потолки с уникальными росписями, паркетный пол. Распространению пожара способствовали старинные межэтажные перекрытия из деревянного бруса и деревянная обрешетка в Вместе с фундаментом костела были обследованы доступные подземелья Несвижского замка. Была выяснена причина частого обрушения восточной галереи замка в XVIII веке. Георадар показал, что она стояла на пустоте. На глубине 4,2 м находилась линза торфа.

Участники исследования отмечали, что под Несвижским замком имеется настолько нестандартная картинка и по ней нельзя судить, что именно скрыто в толще земли. Слишком специфическое изображение получалось, расшифровать которое корректно не представлялось возможным.

В 2000 г. в замке начались реставрационные работы. Их целью являлась консервация объекта с косметическим облагораживанием по причине ограниченного финансирования. 24 декабря 2002 г. случился пожар, в результате которого полностью сгорели чердачные перекрытия и частично башня с часами. Огонь уничтожил 700 квадратных метров крыши и чердачных помещений. Серьезно пострадали от воды стены и потолки с уникальными росписями, паркетный пол. Распространению пожара способствовали старинные межэтажные перекрытия из деревянного бруса и деревянная обрешетка в Вместе с фундаментом костела были обследованы доступные подземелья Несвижского замка. Была выяснена причина частого обрушения восточной галереи замка в XVIII веке. Георадар показал, что она стояла на пустоте. На глубине 4,2 м находилась линза торфа.

Участники исследования отмечали, что под Несвижским замком имеется настолько нестандартная картинка и по ней нельзя судить, что именно скрыто в толще земли. Слишком специфическое изображение получалось, расшифровать которое корректно не представлялось возможным.

В 2000 г. в замке начались реставрационные работы. Их целью являлась консервация объекта с косметическим облагораживанием по причине ограниченного финансирования. 24 декабря 2002 г. случился пожар, в результате которого полностью сгорели чердачные перекрытия и частично башня с часами. Огонь уничтожил 700 квадратных метров крыши и чердачных помещений. Серьезно пострадали от воды стены и потолки с уникальными росписями, паркетный пол. Распространению пожара способствовали старинные межэтажные перекрытия из деревянного бруса и деревянная обрешетка в стенах. После пожара объемы финансирования пересмотрели в сторону увеличения. С этого времени начались масштабные работы по реставрации замка.

В ходе работ большим открытием стала находка огромных ворот в южном валу. Они не обозначены ни в одном инвентаре замка. Сооружение использовалось для выката пушек и разведения их по бастионам. Врата ведут в подземный каземат внушительных размеров, где легко помещалась строительная техника.

В окружном валу были обнаружены четыре неизвестных подземных хода. Все они имеют кирпичные стены со сводами и сооружены открытым способом, после чего засыпаны землей.

Два тоннеля ведут из подвалов к оборонительному рву немного выше уровня воды. При необходимости по ним можно было тайно покинуть замок. Оба хода законсервированы и замурованы из-за слабой кирпичной кладки.

Еще два хода построены друг над другом. Верхний — высотой 1,8 метра и шириной 1,2 метра, в хорошей сохранности — начинается в подвале замка и ведет к фортам у оборонительной стены, откуда можно обстреливать мост и подступы к нему. По этому ходу в случае осады войска тайно выдвигались за пределы замка к отдельному укреплению, чтобы атаковать неприятеля у ворот с фланга. Нижний ход достигает 42 метров в длину и двух метров в высоту и ведет к озерам.

Во время реставрации проводились единичные мероприятия по поиску подземных ходов. В нескольких местах насыпной вал был пробурен на глубину восемнадцать метров. Результаты бурения не позволили выявить новые скрытые пустоты. Цель бурения, видимо, была иной, поскольку насыпь имеет высоту в 20 метров и бур доходил только до основания вала. На этом исследования подземных лабиринтов замка прекратились. Хотя сами строители неоднократно заявляли, что на нижних уровнях находятся тупиковые замурованные проходы и наглухо закрытые дубовые двери, за которыми следовало продолжение за пределы замка.

Реставрационные работы, проводившиеся в замке с 1997 по 2002 гг., оказали неоценимую услугу по расшифровке и прочтению найденной нами в Пинске карты. На сегодняшний день известно три плана Несвижского замка. Самый ранний, проектный план дворца XVI века, а точнее, центрального корпуса, приписывают мастеру Бернардони, и он фактически является частью наброска обнаруженной пинской карты. Многие исследователи факт авторства итальянского архитектора отрицают. Однако если сравнить центральный корпус Несвижского замка с первой базиликой Санта-Мария-Новелла во Флоренции, можно найти много схожих элементов архитектуры иезуитов того времени, на которых специализировался Бернардони. При наложении карт друг на друга мы обнаружили некоторые отличия в фасаде корпуса, не имевшие принципиального значения.

Второй, самый детализированный обмерный план замка принадлежит художнику Томашу Маковскому, который руководил типографией при князе Николае Радзивилле Сиротке. В этом плане имеются обозначения подземных галерей. Однако при проверке таковых строителями в период реконструкции замка они не были обнаружены в местах, указанных на карте. По мнению историков, это было сделано намеренно, чтобы ввести в заблуждение недоброжелателей. Этот факт предоставил нам неоценимую информацию о местонахождении настоящих подземных галерей, отмеченных на пинской карте.

Томаш Маковский является автором гравюры Несвижского замка, изображенного со стороны города Несвижа. Некоторые энтузиасты поиска сокровищ Радзивиллов увидели на рисунке входы в подземелья. Сколько ни рассматривал гравюру под увеличительным стеклом, ничего подобного мне обнаружить не удалось.

Третий план дворца датируется XVII веком. На нем изображен обмерный план помещений первого уровня замка. Межстенные переходы и скрытые помещения на плане отсутствуют.

Другие карты, датированные 1808-м и периодом с 1900 по 1938 гг., показывают генеральный план города Несвижа с видом на замок без каких-либо подробностей.


* * *


Уважаемые читатели!!!

По условиям договора с редакцией, в открытом доступе можно размещать только часть книги.

Вы можете приобрести книгу в книжных онлайн магазинах, как Андронум, ЛитРес, Амазон или в других букинистических интернет-магазинах. Цена книги всего около трех долларов США по курсу.

Ссылка на Андрониум


и Амазон



Приятного чтения!