Впечатления Снова туда, где море огней

Людмила Илларионова 2
Интересно вернуться в те места, где ты уже побывал много лет назад. Так я возвращалась не раз в Прагу, Париж, Вену, Брюгге… В этот раз путь мой лежал в Прибалтику. Овеянные легендами северные земли всегда манили своей самобытностью и тайнами. Переезд изо Львова в Вильнюс был ночным. Спать в автобусе неудобно: ноги отекают, в глаза то и дело светят фары встречных машин, а рядом на кресле ворочается твой сосед.
Утром, тем не менее, выпив кофе, мы, бодрые и жаждущие впечатлений, двинулись смотреть город. Старый Вильнюс был просторным и белоснежным. Остатки древней крепостной стены и ворота с гербом просто сияли белизною. А над воротами, конечно же, обитала чудодейственная икона Божьей матери, несомненно, спасающая от невзгод и излечивающая многие болезни. Длинная мощеная улица то и дело ответвлялась вправо более узкими улочками. Одна из них, уходящая вглубь полукружьем, оказалась улицей-галереей под открытым небом. Прямо на стенах были размещены картины и инсталляции художников, стихи поэтов, малые скульптурные формы. Смешение стилей – от классики до авангарда. Заканчивалась улочка площадью с католическим костелом из красного кирпича.
Потом была широкая соборная площадь с белокаменным, похожим на греческий храм, собором. Обозначенное на площади место встреч и свиданий влюбленных представляло квадрат с двумя вдавленными в него ступнями. Еще одно место встреч было найдено нами за пять кварталов от центра – изображение половинки яблока. Помните историю Адама и Евы?
Но настоящей наградой нашей выдержке и долготерпению стал музей янтаря – сказочное янтарное царство. Чего тут только не было! Подсвеченные глыбы золотого камня завораживали и приводили в восторг. А изделия, увы, были не по нашим скромным финансам. Оказалось, янтарь бывает пяти цветов, и зависит это от разных компонентов и обстоятельств. Самый дорогой – сливочно-белого цвета. А еще есть золотой, рыжий, коричневый и, конечно, медово-желтый.
Вечером над соборной площадью летали воздушные шары, в их корзинах сидели люди. Они смотрели на город сверху и, вероятно, он казался им большой сахарно-белой тарелкой.
Почти на рассвете попали мы в Таллинн. Отель, душ, крепкий сладковатый сок. Утром старый Таллинн распахнул для нас знаменитые ворота Виру. Здесь много чего с этим названием: улица Виру, магазин «Виру», ресторан «Виру», остановка… Виру – это дева Мария, хотя утверждают, что в Таллинне большинство людей – атеисты.
Город заставляет влюбиться в себя с первого взгляда, как красивый мужчина с богатой биографией, историями и обходительностью. Возникает желание коснуться древних стен домов, услышать шепот веков в нишах старых арок, почувствовать атмосферу средневековья, шагая по округлым булыжникам мостовых…
Когда-то в верхний город вели две улицы. Они назывались короткая и длинная нога. Между городами стояли ворота, где брали деньги за вход. Длинная нога – это улочка, поднимающаяся под углом. Нынче для удобства туристов на ней соорудили ступени и перила, чем нарушили гармонию, а потому я поднималась рядом со ступеньками, по пути, что был раньше. На самом верху – смотровая площадка. С нее видны черепичные крыши города, шпили и соборы. Красиво! По верху крепостной стены за черными деревянными перилами – столики современного кафе. Именно здесь, на этом месте, как гласит легенда, упал прямо с неба красно-белый флаг датчан – первый символ государства. Говорят, что потом флаги-символы стали утверждать и в других странах.
В старом городе есть тротуар, на котором в виде табличек отражены все события с момента возникновения города и государства до 2236 года. Да-да, именно так! Рядом – музей под открытым небом с разными чудесами, в том числе и глобус Эстонии. Старые рестораны с национальными блюдами: перечный, чесночный, где даже мороженое со вкусом чеснока. А еще есть дом палача. Дом сатаны. Дом палача, кстати, выставлен на продажу.
Вечером отплываем на пароме в Швецию. С моря Таллинн еще более красив. Синяя тарелка Балтийского моря, падающая луна. Шум дискотеки. Чарующая ночь. А на рассвете за бортом уже острова и яхты Швеции. Стокгольм. В зале морского порта – аквариум с желто-синими рыбами. Роскошная набережная, королевский дворец, шикарная королевская гвардия на гнедых лошадях. Половина в гвардии – женщины. Здесь они и в парламенте, у власти. Может быть, поэтому в Швеции нет особо богатых людей, но нет и нищих. Зато силен средний класс.
Ничто человеческое нам не чуждо. Поход в туалет у нас коллективный: мелкая монета одна, приходится применять «рашен систем». Подошедшие итальянцы долго рассматривают нашу компанию, потом подмигивают: мир знает это «изобретение»
Гамла стан – старый город. Скоромный дворец, где вручаются нобелевские премии, старый колодец времен викингов, узкая, по кругу идущая улица с магазинами, кафе, сувенирами, салонами. На самой узкой улочке уже расположились местные «ночные бабочки». А вот и дом, на крыше которого живет Карлсон…
Рига встретила нас дождем. Это нисколько не испортило настроение. Наша гид Тамара показала нам резиденцию президента Латвии, который, получив этот пост, отказался от своего бизнеса. И снова соборы, площади, дома, арки, мосты. У знаменитых домов «Три брата» двое музыкантов-трубачей исполняют для нас наш гимн и приветствуют: «Слава Украине!» Приятно до слез. Самая маленькая улочка с фонарями-звездами, со своей легендой о двух дамах в кринолинах и находчивом трубочисте. Улица пуста и таинственна. Вероятно, здесь по ночам гуляют влюбленные.
В стену одного из соборов добровольно замуровали себя двое монахов: чтобы дом стоял крепко, нужна жертва. В средние века палачу платили деньги люди, чьих родственников он казнил. И благодарили его за быстро и безболезненно сделанное дело. Профессия палача признавалась наряду с другими. Но был случай, когда дочь одного из богатых людей влюбилась в палача и собралась за него замуж. Отец ее покарал, замуровав в стену, где и поныне, если приложить ухо к стене, слышны ее стоны…
Ужинаем в знаменитом ресторане «Лидо». Национальная кухня: блюдо серого гороха с копченостями, суп из черного хлеба, салат. Два красивых высоких рижанина привлекают наше внимание. Но, увы, парни влюблено смотрят друг на друга!
Ночь медленно опускается на город. Остатки белых ночей гаснут на небе. На набережной зажигаются огни. Вечерний город становится шумным, ярким. Начинается бурная ночная жизнь, за что Ригу называют маленьким Парижем полночи. Но мы, к сожалению, покидаем город, так и не успев вкусить его ночных прелестей. Хотя, как знать, может, когда-то мы вернемся сюда вновь и тогда… Войдем во дворик «Черная магия», поколдуем и выпьем еще горячий рижский бальзам. Ведь интересно возвращаться туда, где ты уже был однажды…
Людмила Илларионова