Ошеломленная красотой

Людмила Илларионова 2
Сбылась еще одна мечта, о которой грезилось долго. И теперь, оглядываясь назад с ностальгией по счастливым мгновеньям, что прошли так быстро и радостно, ты еще зашорен в привычном для тебя мире, еще не замечаешь гор мусора, разбитого и залатанного асфальта, грубости продавцов и пьяного мата на улицах…
Ты еще там — в многоцветьи городов, в улыбках и вежливости, в сбереженной красоте старинной архитектуры, во всех этих шпилях, башенках, каменной причудливой резьбе и тишине соборов. И душа твоя, наполненная, как губка, впечатлениями, пока еще не поведанными никому, бродит тихими узкими улочками, впитывая загадки и тайны прошлого. И пока так приятно, так светло и радостно, ты счастлива. И да продлится состояние это до следующего года, когда, движимая погоней за новыми впечатлениями, ты будешь снова собирать чемодан и готовиться в путь…
А пока… Пока остаются воспоминания. Память цепко вырывает из прошедшего кадры, словно прокручивает слайд­фильм. Широкие, комфортные автобаны. Дымчатая лента гладкого, как шелк, асфальта бежит из­под колес, маня вдаль. За окнами — наполненные влагой зеленые, как изумруды, поля, леса, холмы, и кое-­где на горизонте синеют горы. И среди этих обширных природных красот — маленькие ухоженные деревушки с обязательными католическими церквушками. Дома и дворы утопают в цветах. Последние всюду: на фонарях, клумбах, окнах, балконах, в арках, нишах и даже на крышах. Европа цветет пышным цветом. Изгороди у домов живые, зеленые, стриженные, крепкие. И как вершина мастерства тамплиеров — парк в маленьком, словно игрушечном местечке Дюрбюи. Корявые, будто бы как попало проложенные, узкие мощеные улочки поражают чистотой, красотой, уютом, теплом и запахом рукодельного мыла! В парке множество зеленых скульптур и — цветы, цветы, цветы… Достопримечательностью города является еще и скала, напоминающая огромное каменное колесо, застрявшее в земле. Как будто природа кружила здесь чудо­фонтан, струи которого взмывают вверх каждые 3 минуты.
Мы в королевстве Бельгия, где отменен налог за проезд по дорогам и где, как ни в какой другой стране, автобаны эти сверхосвещены. В сумраке гирлянды огней расчерчивают полотна дорог, превращая их в сказочное королевство. Еще одно такое «королевство» — парк «мини Европа» под Брюсселем. В него мы заскочили по пути и бродили среди архитектурных шедевров, чувствуя себя Гулливерами в стране лилипутов.
Льеж
Набережная Льежа. Крепкие кирпичные дома, в свете заходящего солнца приобретающие пурпурный оттенок. Близко прижатые друг к другу, они кривы и стройны, но нет ни единого зеленого штриха: ни деревца, ни кустика, ни травки — все это в парках, а здесь лишь камень. Река Маас, воды которой кажутся масляными, множество мостов вечером светятся всеми цветами радуги. Старый город пустынен, затемнен, лишь древние фонари да желтая Луна освещают эту часть города. И все тайны спрятаны в ниши домов. Наша гостиница стоит на берегу реки у моста Альберта І, короля Бельгии, на другом берегу — конная статуя короля. Каждый вечер на лавочку под окном гостиницы приходит седовласый, бородатый бомж. Он спит там до утра, а потом исчезает. Бомжи есть и в королевстве.
Кельн
Город встречает нас шумом, движением машин, говором разноязычной толпы, запахом кофе и кельнского одеколона. На набережной Рейна многолюдно. В разноцветных домиках приютились кафе и рестораны. А надо всем этим великолепием — громады самого высокого в Европе готического собора (157 м).
Поднимаемся вверх по винтовой вертикальной лестнице одной из башен собора. Бешено стучит сердце, ноги тяжелеют, но подъем того стоит: с высоты открывается панорама города с его шпилями, колокольнями, островерхими крышами. Кельн удивил нас множеством смешных персонажей в памятниках. Там есть памятник женскому любопытству. Медные фигурки повествуют о том, что когда­то в городе по ночам происходили странные вещи. Кто­то варил пиво, пек хлеб, делал пирожные и много других вещей. И вот одна женщина (ох, уж эти женщины!) рассыпала в своем доме на ступеньках горох. Ночью она услышала шум и, поднявшись, увидела гномов, которые поскользнулись на горохе. Они в спешке покинули город, уйдя из него навсегда. Теперь жители сами пекут хлеб, вяжут носки, варят пиво и вспоминают времена, когда все это за них делали гномы.
Гент
Непередаваемо красив! Его нужно видеть, рассказать о нем невозможно. Его соборы взмывают ввысь, устремленные в небо. Площади просторны и красочны. Серый замок Жуара дьявола вселяет ужас, как в детстве рассказы­ужастики. От домов веет древностью. Они необычны. Зубчатые, ступенчатые, красивы той резкой самобытной красотой, которой ныне уже не найдешь. Залитый солнцем город ярок и прекрасен, как молодой мужчина.
Мы плывем мимо роскошных дворцов и простеньких домиков на прогулочном катере, и влюбленный в свой город гид рассказывает нам истории из далекого прошлого. А потом, уже утомленные невероятным количеством красоты, сидим на улице за ресторанными столиками, заказываем «гнездо на ветру» и громко изумляемся непомерно большой порции, вызывая добрые улыбки на лицах сидящих рядом бельгийцев, ведь для них это — норма. Порцию в бельгийских ресторанах можно разделить на четверых.
Руан
Солнце только еще золотит верхушки соборов. Просыпается улица больших часов. На них лишь одна стрелка, указывающая время. Улица быстро заполняется туристами, щелкающими фотоаппаратами. Фахверковые дома разных цветов и конструкций — всюду. Их целые кварталы. Они красивы и органичны, подобно деревенским красавицам. Вот он, знаменитый собор, что множество раз писал Клод Моне. Вот и то место, с которого красота его открывалась художнику более всего. За много лет маленькое деревце, под которым сидел Моне, выросло и загородило часть башни. В соборе горит множество свечей. Звучит орган. Драматично. Печально. Торжественно. Музыка застывает под сводами.
Недалеко, у рыночной площади, другой собор с крышей, словно фригийский колпак, построенный на месте сожжения Жанны д'Арк. И ее статуя с молитвенно сложенными руками. У Руана свое лицо, как и у каждого города, что мы посетили. Здесь — трагедия и фарс, история и искусство, естество и выдумка царей в одинаковой степени расцвечивают город яркой и сочной палитрой. В него хочется возвращаться, снова бродить умытыми булыжными мостовыми, вглядываясь в лепнину порталов, странный деревянный декор древней больницы (черные закопченные черепа и кости), дивиться устойчивости старинных домиков, уже наклоненных, как Пизанская башня, рассматривать каменное кружево соборов и в который раз изумляться искусству цветоводов. Как же нужно любить свою страну, свою землю, чтобы так холить ее, так лелеять, так украшать! И наступает тот момент, когда ты понимаешь: земля твоя и ты на ней Человек. И тогда, оберегая красоту, создавая ее, ты живешь в ней, наслаждаешься, воспитывая последующие поколения на том же, ты дышишь ею, впитываешь в себя и уже не можешь жить иначе. И в который раз возникает вопрос: «А почему у нас?...»
Этрета
Мы только что спустились с этих белоснежных скал, что держат город в своих пригоршнях. Наверху плоские поляны — нефритово-­зеленые от густой, укрывающей все травы. Подумать только! Мы стоим на том месте, где Клод Моне рисовал эти чудные, похожие на фантастических животных, скалы. Небо враз набухает, и кто-­то гигантский выкручивает тучи над нашей головой. Гроза разражается в секунду. Грохочет гром. Над морем, упираясь в него, сверкают молнии. Жутко и захватывающе одновременно. Дождевики спасают нас, но ноги до колен мокрые, а скользкие глинистые дорожки оставляют ржавые следы на джинсах. И вдруг гроза разом заканчивается. Последние громовые аплодисменты, и вот уже выглядывает белое солнце, скалы светятся снеговой белизной. Крупная агатовая галька на берегу мгновенно высыхает. Из­-под нее текут в море ручьи пресной воды из множества родников на берегу.
Сидим в уютном, теплом ресторанчике, едим французские блины с ветчиной и сыром. У нас блины лучше! Пьем легкое розовое вино. Наслаждаемся жизнью, красотой вокруг. Ослеплены ею. Оглушены. Вероятно, когда страны стояли в очереди за красотой, Франция была первой. Иначе как же все это?! Можно остаться и пожить в Этрета. В маленьком домике, в мансарде под самой крышей, где окно открывается прямо в небо. И выходить вечером на набережную, окруженную белыми исполинами­скалами, что мочат свои хоботы в воде. Можно… Но…
Бреа
Оказывается, есть на земле места, где воздух и все, что питается им, экологически чисты. Остров Бреа — одно из таких мест. Рассыпанные, словно драгоценные камешки, малюсенькие острова вокруг него не дают возможности большим судам причалить. Маленький прогулочный катерок обвозит нас вокруг острова и благополучно пристает к причалу. Издали остров кажется погруженным в сиреневую дымку из­за цветов агапантуса, растущих тут, как сорняки. Здесь нет автомобилей, и мы движемся узкой улочкой, утопающей в зелени и цветах. Кому-­то же повезло жить здесь!
Плуманак
Берег розового гранита. Небольшая бухточка. Видно, как убегает и прибегает назад море, соответствуя приливам и отливам, точно подчиняясь командам Луны. Ла Манш синий-­синий, как василек, незабудковое небо и на этом фоне — темно-­розовые, обработанные, облизанные морем гранитные глыбы. Если кто-­то еще сомневается, кто настоящий создатель всего этого великолепия, то здесь убеждаешься — Природа! Чего тут только не сотворено! Диковинные животные и персонажи сказок, гигантские маяки и каменные цветы. Вот прибежала сюда Природа с грудой камней в ладонях, бросила их наземь и давай ваять! И это почти на самом краю Земли. Ах! Пожить бы здесь, среди царства розовых валунов, разгадать бы их секреты…
Монт Сен Мишель
О, сколько было прочитано и услышано о нем, но увиденное превзошло все ожидания. Природа и тут потрудилась на славу, создав гранитный шедевр среди голой плоской равнины. И человек не отстал от Природы, украсив этот монумент великолепной короной — аббатством под названием «Чудо». А река Куэнон по своему капризу течет то слева, то справа от горы.
Вокруг аббатства вьется, подобно завитку улитки, улочка, напичканная магазинами, ресторанами и сувенирными лавками. Самое известное здесь лакомство — шоколад «Мамаши Пуляр». Изысканный, черный, тающий во рту. Здесь же, в одном из многочисленных ресторанов, пробуем яблочный сидр и под аккомпанемент дождя, стучащего по крышам, любуемся видом, открывающимся с террасы ресторана. Красота…
Поэт и Пират
В Сен Мало мы приехали под вечер. Закатное солнце еще серебрило барашки волн. Море билось о каменную стену, обнимавшую город кольцом. У крепостных ворот автобус остановился. Дальше, внутри крепости, была пешеходная зона. Стена, высотой с 2­этажный дом и шириной с шоссе, брала город в объятья.
Гремя колесиками чемоданов о камни мостовой, мы вошли в крепость и тут же попали в царство света, звука и движения. Оранжево-­желтый, огненный цвет фонарей освещал небольшую площадь, на которой высились отели. В ресторанах под полосатыми тентами с зажженными на столах свечами сидело множество людей в яркой разноцветной одежде. Гремела музыка. Среди толпы шастали «пираты» — переодетые и загримированные люди. И певица низким, грудным голосом пела песню Эдит Пиаф «Падам, падам…»
Окно номера смотрело прямо на дом, где родился Рене Шатобриан, поэт, общественный деятель, причастный к тайне исчезновения короля Луи XVII. Наш отель стоял на улице с одноименным названием. Здесь же, в городе корсаров и пиратов на уединенном островке, Рене Шатобриан завещал себя похоронить. Над его могилой — простенький крест, ветер обвевает ее со всех сторон, а море плещется, омывая островок. Был здесь и памятник знаменитому пирату Роберу Сюркуфу, и памятник открывателю Канады Ж.Картье. Все трое жили в этом городе.
А вечером мы сидели в одном из ресторанов и ели свежих устриц, запивая их вином «Мюскаде». И это снова был вкус Франции. Деликатный и неповторимый.
Брюгге
Или Брюж, как его называют французы, — фламандский город, более тихий и спокойный, чем бурный и роскошный Гент. Красивые фасады домов, каналы (Брюж называют северной Венецией), пешеходные улочки. В нем много красочных уголков, мостов, соборов. Домики, как игрушки, с маленькими окошечками, с опрятными белыми кружевными занавесками. Бельгийское кружево так же известно миру, как и вологодское.
Входим во двор монастыря бегинок. Ох, эти бегинки! Пять дней в неделю они живут в монастыре, выполняя послушание, а в воскресные дни это — свободные женщины, предающиеся страстям, и тогда ничто человеческое им не чуждо. Здорово!
Старинные рестораны предлагают мидии, которые здесь едят кастрюлями. Домашние магазины шоколада продают знаменитый бельгийский «пралине» и божественные трюфели. М­м­м!!!
Ахен
У немцев он пишется с двумя «А». Серая громада ахенского собора, первый камень в который заложил Карл Великий в ІХ веке, доминантой высится над лежащим, как бы внизу, городом. Внутри собора, у самого входа, сидит бронзовая собака. По преданию, мастер, строивший собор, заключил сделку с дьяволом, который заявил: «Душа первого, кто войдет в собор, — моя!» И тогда мудрый мастер первой пустил собаку. Можно представить себе ярость дьявола!
Дворик перед входом в собор весь в разноцветье, а чуть дальше — необычный фонтан «Круговорот денег». Вокруг большой чаши стоят, сидят и «движутся» люди, разным способом зарабатывающие деньги: работа, милостыня, взятка, вымогательство. А результат один — деньги попадают в водоворот, что в центре чаши. Фонтан и памятники Ахена поражают оригинальностью и фантазией. Чего стоит только небольшой фонтанчик на одной из пешеходных улиц: бронзовые фигурки из какой-то сказки, у них можно крутить и ставить в любое положение все части тела. Детям это очень нравится. Нам — тоже: можно несколько минут побыть ребенком.
А еще в магазинах Ахена в это время — полугодовые скидки на товары, и наш шопинг был особо удачным.

Людмила Илларионова