Без вины виноватый я

Евгений Косенко
В далеком моем детстве живет воспоминание о селе, куда меня к дальним родственникам, отправляли на две три недели летом. Там жили два моих троюродных брата с бабой и дедом, вот и меня, чтобы веселее было пристраивали к ним. Брат Витек - в селе его называли немец, потому как отец  служил в Германии, и Витек там прожил не один год, бесшабашный такой мальчуган, загорелый, смелый, но осторожный. Брат Сашка – тоже троюродный мой брат, более спокойный, помешанный на военной теме, спокойный, немножко хитренький, любимчик бабы с дедом. Ну и я Джек восьмеркин Конотопчанин, так меня в селе звали ребята постарше. Всем нам троим было не более 10 лет, одногодки так сказать.
   
 С Витьком у нас сложилась беззаветная дружба, целыми днями  слонялись по селу в поисках приключений, рыбачили, лазили на территорию заброшенного завода, по старым домам. Лазили  сухой высушенной солнцем землей села, где только можно было, то за орешиной, то за земляникой нас понесет, одним словом находили для себя занятие по интересам. Никогда не дрались, держались вместе, дружили.
 
 С Сашкой же отношения складывались несколько иначе, его невозможно было вытянуть из двора, он настолько был увлечен военной тематикой, что все его игры были про немцев. Наденет себе на голову немецкую дырявую каску и лежит с палкой в траве или прячется за забором. С первых дней он у нас с Витьком был жертвой. Мы не дружили с ним, всячески старались над ним подшутить, напугать его, поиздеваться. Если бы Сашка не приезжал в село, жизнь наша была бы ой как скучна, а так мы зацепили за ним ярлык «сцыкун» и развивали тему. Помню эпизод, когда Сашка сидит в дворовом туалете на дырке, а мы с Витьком с двух сторон в щели тыкаем палки, а он там кричит, надрывается. Ну что сказать детский садизм, как это еще называется. Сашка чуть что жаловался бабе с дедом , нас журили, Витьку даже отец выписывал ремня, а я когда уж совсем сора, сбегал на другой конец села к своему дядьке Шефу на пару дней.
 
  На всю жизнь запомнился мне случай с пропажей рубля у Сашки. Тема детского воровства особенная тема, волнующая. С этим рублем была целая история, никто не знает по сегодняшний день, куда он делся и кто его взял, но в памяти у каждого тот день разборок, отпечатался на всю жизнь.
 
 Просторная кухня, круглый стол с белой скатертью, в углу русская печь выбеленная известью, мы сидим за столом у каждого своя тарелка. Я, Сашка, Витек, Баба Катерина, Дед, отец Витька – обстановка напряженная, обвиняемся мы с Витьком в воровстве Сашкиного рубля. Баба Катерина стоит над столом и давит на нас, выбивает морально так сказать признание с нас обоих. Отец Витька держится за ремень. Довольный, но обиженный и пострадавший Сашка сидит за столом подальше от нас и поближе к бабуле. Нас песочили по отдельности, Витек не выдержал давления и расплакался, чувство стыда гадкое чувство и утопить его в слезах было проще простого, в ту же секунду нападки на него прекратились и переключились на меня. Ну а что я, не брал тот рубль, и стоял на своем, зачем признаваться в том, чего не делал. Пять пар глаз смотрели на меня пристально,  с полной уверенностью, что я вор, мне же пофиг, не брал и все тут, Витек плачет, на нем уже вины нет.

 В горнице несколько ведер молока не успевшего остыть из под коровы, мясо накрытое марлей, творог, зеленые мухи Селиции, и мохнатые серые летают кругом, двор солнцем залит, трава в пояс, бурьян, крапива, только бы гулять и гулять наевшись и напившись, а мы сидим с Витьком за столом и нас распекают за пропавшую бумажку. Как я ни стоял на своем, всю вину на меня переложили, сообщили родителям домой, что я у Саши деньги стащил, а дома в недоумении были свои разговоры, ведь никогда за мной подобных вещей не замечалось. До сих пор чувство без вины виноватого, нахожу я в себе, хотя и прошло больше 25 лет с того случая, а впечатление что это было не так уж давно.

 Тянулись наши с Витьком дни отдыха у бабули, Сашка продолжал выносить все наши издевательства, он нас боялся, так как каждый мог безнаказанно влепить ему по уху, и все что будет - это он бабуле нажалуется, за это его мы и не любили, а может, просто нам нужна была жертва- сцыкун. Каждый год из села я приезжал с массой впечатлений и полной головой вшей, но у бабы Катерины, надолго уже не задерживался, все больше у дядьки своего Шефа, но это уже история отдельных воспоминаний.

 Вспоминать детство неописуемо приятно, пусть и недолго, но побывал как будто там, и законы времени здесь уже не властны.