Антракты

Литературная Гостиная
ЮРИЙ БЕЛЯЕВ

                ***

«Пусть назовут меня»… ну, не знаю, кем назовут, а я все же скажу, что в антрактах у нас по театрам скучно.
Скучно и темно.

Музыка – я говорю, конечно, о хорошей музыке – очень приятное «entermets» между антрактами. Она поднимает у публики дух, разнообразит впечатления, дает отдых нервам. Она, наконец, сглаживает дурное впечатление от спектакля.
Кто, когда и почему изъял музыку из наших театров?

Не помню, не знаю. А случилось это недавно, на свежей памяти у всей публики. Кажется, случилось само собой, как все у нас случается.
Впрочем, нет позвольте… Помню…

Музыкальные антракты упразднил Станиславский. Он так и начал «без музыки». Его примеру последовали другие.

Особенно чувствительно было подобное новшество в Малом (ныне Суворинском) театре, где много лет подряд дирижировал «душка» Корделас.
Когда вместо оркестра, освещенного лунообразной лысиной этого почтенного испанца, появился ряд «литерных» кресел, публика почувствовала некоторое неудобство.

То же самое случилось в Александринке, где дирижировал «душка» Галкин.
Живые, мелодичные антракты замолкли, и на место их утвердились какие-то темные, молчаливые «перерывы», напоминающие заседание суда.

Без музыки скучно, говорю я. И я не понимаю, почему музыка Грига помешает Ибсену и почему Глазунов не под стать, ну хотя бы, Леониду Андрееву?

Думаю, что искусно составленная музыкальная программа привлекла бы публику в театр, как привлекает ее и пьеса. Но для этого нужно искусство. Нужны находчивость и сметка – иначе Римский-Корсаков, пожалуй, перетянет Полякова и Дебюсси-Гарина.

Что касается темноты, то об этом двух мнений быть не может.

Станиславский темнил во время действия в своем театре, чтобы приучить московских дикарей к сосредоточенному вниманию. Но он не только освещал, но даже озарял антракты, дабы доставить тем же дикарям радость переживания.

Слава Богу, русская публика выросла, и в настоящее время нет надобности при каждой оживленной беседе в антрактах подставлять друг другу фонари.

Экономия! Вот чему обязаны мы темнотой в антрактах. Мы несем наши денежки не за свет, а за темноту.
Пардон, но это… свинство!

Москва, 19003