Гонка

Сергей Вельяминов
      Можно любить кого-либо, можно любить что-либо, я любил греблю и конкретно, - «академическую». Это была жизнь! Был полёт..., было ощущение пребывания в другом измерении. Как это объяснить человеку, всю жизнь ходившему по земле и не знающему, что значит - быть на воде, жить этой водой. Он наверняка не испытывал чувств, которые охватывают гребца вовремя гонки: когда, собирая всю силу воли, резким движением весла, отбрасываешь воду назад, чтобы самому двигаться вперёд, к той заветной лини, под названием - финиш!..

      А начиналось всё просто. На урок физкультуры, который проходил в спортивном зале моей мореходки, пришёл тренер по гребле. Узнав, что я занимался лыжами, он тут же предложил мне перейти на академическую греблю. Было бы глупо упустить такую возможность, другого такого случая может уже и не быть... Недолго думая, преступил к тренировкам.

       Хорошо помню волнение, охватившее меня, кода я первый раз сел в лодку и выгреб на середину Дона: безмерная радость и восторг, но к ним примешивалось и ощущение страха, а как по-другому? Кругом вода, снуют какие-то пароходики, носятся «Кометы», нагоняя высокие волны, которые так и хотят захлестнуть твою хрупкую лодчонку. Не покидает навязчивая мысль, что лодка в любой момент может перевернуться. Это не была ещё спортивная лодка, на которой «гоняются» на соревнованиях. Моя лодка имела простейшую конструкцию, которую предлагают отдыхающим на водоёмах в парках.

      Как трудно было первый раз справиться с течением реки и вернуться на базу. Но когда я причалил к понтону и вылез из лодки, то почувствовал себя космонавтом, возвратившимся на Землю.

      Время шло, я посещал все тренировки, которые проходили в зале и на воде. Много работал на «станке». Это тренажер, закреплённый на понтоне, с настоящим рабочим веслом. Так незаметно подошло время садится в настоящую спортивную лодку, но у меня не было напарника. Тренер, по каким-то своим соображениям, усердно готовил меня в двойку распашную.

      - Саша, может, ты подберёшь себе кого-нибудь из своих сокурсников, - сказал мне однажды тренер. – Ну, такого покрепче, чтобы спортом занимался и без вредных привычек. Будете работать в двойке, ну, а там посмотрим...

        Я с радостью согласился. Учился я на первом курсе и подружиться с кем-то из ребят ещё не успел. Но отличить, кто и что из себя представляет вполне мог. Я приметил одного паренька, который до подъёма выходил на улицу, делал пробежку, занимался на спортивных снарядах во дворе. По возвращении, принимал холодный душ... ну, что ещё надо?..

        Решил серьёзно поговорить с ним. Моё предложение заняться греблей он принял с большой радостью. Чего в пустую бицепсы наращивать, а тут  его стараниям найдётся практическое применение.

      Влад Черкасов, так его звали, на следующий день преступил к совместным тренировкам и уже через две недели мы сидели в одной лодке. Это была немецкая «краснодеревная» двойка распашная. Но то, что удалось нам показать в первый выход на воду, греблей можно назвать с большой натяжкой. Скорее всего это напоминало «цирк на воде», чем греблю. Лодка постоянно заваливалась то вправо, то влево. Мы набрали в неё воды, и было жутковато идти в заполненной водой лодке.

      Так начиналась наша спортивная карьера, которая на самом деле оказалась очень короткой. Три года, и то неполных, потому как приходилось подолгу бывать в море на практике. А когда мы возвращались оттуда, то замечали, что отношения тренера к нам менялось и далеко не в лучшую сторону. Мы становились для него, что "отрезанный ломоть". Отставание в физической форме от своих коллег было налицо.

      Когда встал вопрос, оставаться ли на практике в Ростове, но иметь возможность участвовать во всех престижных регатах или уйти в рейс в далёкую Японию, мы, не задумываясь, выбрали второе, поставив этим решением жирную точку в нашей спортивной карьере.

      Но до этого были усердные тренировки, а летняя жара и холодный ветер поздней осени, только закаляли наш дух и характер. С воды не уходили до первого льда. Но когда первый, плывущий по реке ледок, начинал царапать, а потом и протыкать обшивку лодки, мы старались продолжать тренировки. В основном работали на реке, иногда на гребном канале, но значительно реже.

      Чего только не происходило на тренировках, проще сказать на воде. Помню, как мы чуть не врезались в буксир, но потом всё же перевернулись на его крутой волне... Как мы не пошли на дно, набрав полную лодку воды,- это просто удивительно.

      Как-то, проходя рядом с незнакомым островом, совершенно не зная тамошних глубин, мы зацепили днище о выпирающие подводные камни. Порвали обшивку. Потом еле успели дотянуть до базы, но затонули у самого понтона... Долго выбирались, вытаскивая из воды свою пробитую посудину. Хорошо ещё, ребята из нашей команды помогли.

        Чего только не происходило с нами в это время?.. Всего не упомнишь сразу, но случай, который имел место на гонках в Ленинграде, стоит в особом ряду. Это было на Мойке, во время соревнований на первенство мореходок Советского Союза...

      Был май. Стояли белые ночи. Мы, гордые и счастливые, разгуливали по весеннему городу. С утра проходили соревнования или тренировки, а после обеда каждый был предоставлен самому себе. Уже прошли соревнования двоек и четвёрок. И наши «одиночники» показывали хорошие результаты. Это не могло нас не радовать.

      На фоне этих успехов, мы с Владом держались твёрдыми середнячками. Нам патологически не везло и с этим нужно было что-то делать. А началось всё с первой гонки: как мы ни старались, но так и не смогли добраться до пьедестала, хотя и "прописались" на дистанциях в первой пятёрке. Оставалась последняя надежда - это старт в «Королевской регате» - на восьмёрках, правда, там от нас двоих мало чего зависело, но мы рвались в бой и хотели наверстать упущенное.

      Утро гонки не задалось сразу. Откуда-то приползли облака и стал накрапывать мелкий дождь. Когда вышли на старт, начался такой сильный ветер, словно где-то открыли трубу и включили мощнейший вентилятор. Хорошо ещё, что лодка была с рулевыми и тот, как мог боролся со стихией, выворачивая руль против ветра. При этом, «правые» постоянно гребли, а «левые», наоборот табанили. Вот при таких титанических усилиях мы старались поставить корпус лодки перпендикулярно понтону, на котором лежал мальчик, удерживая на верёвке нашу лодку в стартовой позиции.

      Могу представить, как он там промёрз... Ведь волны  захлёстывали понтон с верхом. И нам было тоже не сладко. Вода с силой била о борт лодки, превращаясь в брызги, орошала нам спины. Лодка набрала достаточно воды, но это не мешало  бодриться и с оптимизмом смотреть вперёд. А вода в лодке предавала ей больше устойчивости и мощи. Все ждали стартового сигнала.

      Момент настал. Судья на катере, чёткими приказами в рупор, преступил к выравниванию лодок. Как это часто бывает в таких случаях, совсем неожиданно для всех раздался выстрел стартового пистолета. Мы так и не успели выровнять корпус. Наша лодка, по-прежнему оставалась под углом к основным дорожкам... Но, что тут делать? Только грести. Промедление дорогого стоит. Соперники уже сделали мощные движения вперёд, а мы, так и не выровняв лодки, рванули за ними. Через несколько мгновений - столкновение с Одесситами. Наши лодки будто срослись: вёсла в вёсла, уключина в уключину, а нос нашей лодки пробивает обшивку у соперников. Хорошо, что они сразу этого не заметили, а то бы ринулись на абордаж. Каким образом мы расцепились, одному Богу известно.

     Были потеряны драгоценные секунды. Дистанция - 3000 метров, рассуждать некогда, нужно навёрстывать упущенное время. Краем глаза, я заметил, что мы идём предпоследними. Да, участь у нас совсем незавидная - с позором провалить регату. Не помню, из каких резервов, но мы нашли силы мобилизоваться и поверить, что ещё не всё потерянно. Гребок за гребком мы "лопатили" воду... Когда увидели, что находимся уже где-то в середине дистанции, - воспрянули духом. По ходу маршрута, всем нужно было проходить под арочным мостом и каждой команде предназначалась свой проход. Кому-то перерезав путь, мы вместе с другой командой приближались к их пролёту.

        - Тормозните, пропустите их! – был слышен крик соседей. – Они Одесситов проткнули?! Эти идиоты и нас утопят!.. – почти захлёбывался от крика рулевой соперников, но это нас только взбодрило, проскользнув секундами раньше в чужой пролёт моста, мы уцелели...

      Выскочив из-под моста, мы увидели всего одну лодку, это были Ленинградцы, которые шли на полкорпуса впереди нас. До финиша оставалось не более пятисот метров. Надо поднажать... Рывок..., ещё рывок. Вот уже достали их... Ещё несколько движений, и мы обходим хозяев гонок. Кровь стучала в висках, сердце вырывалось из груди, сводило мышцы, глаза уже ничего не видели. В голове – только одно – только вперёд, не останавливаться…

     На финише были первыми, обойдя соперников на треть корпуса. Ура! Мы победили. Наконец-то, у нас золото?!.

      Ребята вытащили лодку и поставили на козлы. Теперь можно было перевести дух. Ощущение победы оставило нас и ему на смену пришла усталость и подавленность.

      Бедные одесситы, протараненные нами, пришли последними с полной лодкой воды. Тут же у понтона и затонули под крики своих болельщиков. Они уже всё знали и ненавидели нас. Руководители их делегации подали протест и через некоторое время по трансляции было объявлено, что Ростовская лодка снимается с соревнований за грубые нарушения на воде.

      Так наша радость сменилась горечью и разочарованием. Но, что можно было ожидать от такой гонки?.. Потеря медалей была справедливой, но кто в этом виноват? Наверное, сильный Балтийский ветер, который сыграл на руку команде своего любимого города. Вот он какой Ленинград! В нём даже ветер своим помогает.

      Вечером следующего дня, ещё немного побродив по набережным Невы, мы с Владом уехали к моим родителям. Повидались, поговорили о жизни: мол, не обессудьте, всякое бывает... Матери было всё равно, выиграл я или проиграл. Главное, чтобы я был жив и здоров, а остальное уже ни так важно.

      Наутро мы улетели в Крым. Военные сборы в Севастополе - это серьёзно. Там ждали нас: ребята, море, приключения, Военно-Морской парад. Уже через несколько дней нам стало казаться, что и Ленинграда никакого не было с его ветром, волнами и плачущими Одесситами...

      А на следующее лето опять предстояло загранплавание, от которого отказаться не было никакой возможности. Вот так и закончилась наша спортивная карьера, так толком не успев начаться. Я часто вспоминаю то время, проведённое на воде и тот ветреный день в Ленинграде на Мойке... Хорошо было тогда, что и не говори!..

                2015г+к