Приключения Одиссея. Часть 1. Гл. 2

Михаил Бортников
Марчук сел на нужный ему автобус, и доехал до проходной судоремонтного завода имени Куйбышева. Среди других на нем нем сейчас стояло три одесских СРТМа, один из них, «Збруч», попался по пути Иосифа, направляющегося на «Тархан».
 
«Надо будет познакомиться с тамошним  вторым» - подумал Марчук. На СРТМе он не работал и не был никогда, впрочем, накануне он успел заглянуть на новенькое, с иголочки, судно, готовящееся на выход в Аденский залив. Экипаж там был «элитный», работать на сертификаты надо было заслужить на траловых СРТМах , работающих в Индийском океане. Вчера он пробежался по машине с Володей, коллегой, который объяснил, что судно неплохое. И вторым работать несложно.

- Третьим на СРТМ похуже, настоящая школа мужества. Бывает, приходят пацаны сразу после мореходки, а с нашей советской техникой и опыт не всегда помогает.
 
-  Не тужи, - продолжал Володя, - у тебя еще до отхода два месяца, машина крохотная. Захочешь - через неделю все системы будешь знать. А главный двигатель - самый простой, почти такой, как твои движки на «Атлантике». Увеличенная копия. Там НВД-36, здесь - НВД-48. Только управление другое. - И он показал на ручку управления, которая воздействовала на шаг ВРШ – винта регулируемого шага.

- Обороты регулируются другой ручкой. А на мостике - одной рукояткой изменяются и обороты и шаг винта лдновременно. Десять фиксированных положений. Здесь внутри - профильные кулачки, - Володя похлопал ладонью по корпусу устройства, - разберешься. Все очень просто.

Теперь, после вчерашнего инструктажа, в голове все немного улеглось, и Марчук чувствовал себя уверенно. Должность второго, конечно, более ответственная, но она приравнивалась по важности и по зарплате к его бывшей – третьего механика РТМ, большего по тоннажу судна. «Только тут нужно будет надеяться на самого себя, мотористов на вахте нет. Оно и лучше» - подумал Иосиф.

Второй механик, лысоватый крепыш лет под пятьдесят, оказался на судне, он сидел в Херсоне уже несколько месяцев и устал ждать замену. Они познакомились.
- Иван Ильич – хозяин был настроен на официоз, - Малышев.
- Марчук, Иосиф. Рад познакомиться.
- Ну, Иосиф, располагайся. Если хочешь курить, лучше на палубе. Каюта на двоих с третьим, крохотная. Он херсонский, придёт на вахту утром. А я тебе сейчас постель принесу, возьму у боцмана. Спать будешь на месте третьего сегодня, наверху. Не против?

- Нет, конечно. А робу у вас тут дают?
- Дадут, если найдут. Ты ж такой длинный, что на тебя ничего не подойдет. Неужто с собой не привез?
- Привез. Но роба лишней не бывает.
- Ну, а раз привез, переодевайся. Я пока выйду. Если хорошо дела пойдут, может на вечерний поезд сяду. А нет, переночую с тобой, завтра ещё походим, в цех зайдём. Ты ж, наверное, моряк старый?
- Нет, я не старый. Я как раз рыбак молодой, и на СРТМ впервые. Так что, Ильич, рассказывай мне все от А до Я, как первокласснику. Я не обижусь. Сегодня я тебя не отпущу по любому, даже не надейся. Если что, я еще и переспрошу, а что знакомо, так и скажу.

- Да я не против, мне, наоборот, спокойнее, если передам всё, как положено. Дед наш в курсе всего, он и в прошлом рейсе был. И третий, Толик, тоже не мальчик, завтра увидишь. У нас тут экипаж возрастной. Моторист только в первый раз. Но на лету всё хватает, тракторист. И хозяйственный, уже грузовик один ночью раскурочить хотел, да я не дал.
-  А что ж он там взять хотел?
-  Да грузовик непонятный, вроде, как заброшенный. Так Микола норовит сиденья из кабины снять, говорит, удобно будет возле дизеля лежать, в картер заглядывать.
-  А что, здравая мысль. Только убедиться надо, что в милицию не залетим.
-  Ну, это теперь ваши проблемы. Готов? Давай с камбуза начнём.
-  Да туда лучше попозже, когда устанем.
-  Я не обедать тебя веду. С камбуза лаз в румпельную нашу ведет. Рулевую машину покажу, сальник баллера, набивку для него, и для дейдвуда, запчасти кое-какие там лежат. Пошли!

Осмотрели помещение рулевой машины, пробежались по палубным механизмам, осмотрели станцию жидкостного пожаротушения, перекурили. Спустились в машинное отделение. Многие механизмы были в рабочем состоянии, опробовали их по очереди. Но часть насосов сняли для ремонта. Главный двигатель стоял собранный, но без топливной аппаратуры, два вспомогательных - разобраны.

Ильич объяснил, что в машинном журнале ведутся подробные записи, какая бригада что делает, что сняли, где находится.
-  Ну что, хватит на сегодня?
-  Да пожалуй. Слишком много информации сразу трудно переварить. Лучше утром закончим. И по цехам мне с тобой надо пройти с блокнотом.
-  Пройдёшь. Я сегодня на вахте. А ты, если хочешь в город…
-  Нет-нет. Отдыхать. Душ приму, полежу немного, новые вопросы созреют. Попозже еще поболтаем.
-  Там стармех появился. Надо бы тебе представиться.
-  Или проставиться?
-  Нет, он у нас человек малопьющий. Пойдем к нему.

-  Виктор Константинович, вот замена мне приехала. Завтра с утра подпишем бумаги, и чао-какао. Жена заждалась, в санаторий нужно ей ехать, почки лечить.
-  Вы новый второй? Как фамилия?
-  Марчук.
-  «Рыбку» заканчивал? Или «вышку»?
-  ТФ.
-  Тоже знакомо, бывали у меня и оттуда механики. Значит, завтра перед обедом оба ко мне. Успеете?
- Успеем, Константиныч! Мы еще сегодня поработаем с документацией.
- Вот-вот. Все покажи, и журнал техсостояния, и книгу запчастей, и журнал индицирования, и анализов масел. И бортовой ЗИП не забудь, самое главное. Распылители, сколько, где, какие. Про пневматику обязательно расскажи, слышишь, Ильич?
-  Константиныч, ну вы с нами, как с детьми.
-  А вы и есть мои дети. Все, хлопцы, до завтра!

  * Продолжение следует - http://www.proza.ru/2015/04/06/870