Блохи

Александр Кипрский
(Перевод с турецкого)
Омер Сейфеттин (1884-1920)

Любовь – это не хухры-мухры… По правде говоря, нет ли некой руки, строящей семейные гнёзда, создающей счастье, творящей историю, которую мы называем «случай»? Именно он и соединил меня с Розой Майер. Мне было, пожалуй, лет двадцать. Я остановился в одной из гостиниц второго класса в Измире вместе со своей маленькой собачкой Котоном. Однажды в номер, находящийся напротив моего, поселилась белокурая француженка с огромными голубыми глазами. По её лицу было видно, что она чем-то огорчена. Я спросил портье, кто она такая. Он ответил:
- Она прибыла из Парижа, связавшись одним армянским врачом. Его семья не приняла её и прогнала. Сейчас, бедняжка ждёт парохода, чтобы вернуться на родину.
Как активно сердце, когда тебе двадцать лет! Я преувеличил это лёгкое приключение. Я начал жить страданиями и болью девчушки с большими голубыми глазами, покрасневшими от рыданий. Вероятно, она ждала денег больше, чем парохода. Потому что я видел, проследив за ней, как она украдкой каждый день ходила на французскую почту и спрашивала про письмо. Когда мы сталкивались на лестницах или в коридорах, то внимательно смотрели друг на друга…  Потом мы начали говорить: «бонжур, бонсуар». Наконец, за неделю мы стали близкими друзьями. Плача, она рассказала мне всё, что с ней случилось. Я успокаивал её. Я создал философию её жизни. Она совсем не была куколкой. Она всё знала и была реалисткой. Однако она придавала большое значение своему достоинству, предпочитала жизнь тихой домашней женщины всякому иллюзорному счастью. Я полюбил тишину также, как и она. Не прошло и месяца, как мы стали понимать друг друга. Несмотря на то, что от семьи, находящейся в Париже, были отправлены деньги, они ещё не пришли. Роза переселилась ко мне. Мы стали снимать маленький номер на задворках отеля Кордон второго класса. Ах, эти свободные отношения!
Я стал так счастлив, что… Я чувствовал, что оставшаяся скрытой во мне безумная радость трепещется поющей горлицей. Роза совсем не любила улиц и прогулок. Она с утра до вечера занималась домашней уборкой. Каждую вещь, каждое место в номере мыла со страстным желанием, не знала ни отдыха, ни остановки. Возвела чистоту в высшую степень своей страсти, чуть ли не до сумасшествия.
Мы втроём: она, я и наша собачка, три раза в день принимали душ. По вечерам ходили в кафе «Париж» или в кино. По возвращении она смывала грязь с уставших и измученных подошв наших туфель. Не оставляла не вымытыми и лапы Котона. Некоторыми вечерами даже до скрипа с мылом мыла с ног до головы наше несчастное животное. 
Однако, что такое счастье, если не мечта?  Наше счастье продолжалось недолго.  Однажды мы проснулись с острой болью в душе. Котон сильно разболелся. Он не ел, не пил, не играл, а только спал, слабел и таял. Для Розы и меня он выглядел безнадёжным. Она сказала:
- Бедняжка заболел чахоткой!
Мы показали его всем ветеринарам, какие были. Мы давали Котону хинную настойку, но не могли заставить её выпить. Никакие слабительные средства пользы не приносили.
В то время у меня был друг по имени Рахми. Я захотел познакомить с ним только Розу. Он пришёл к нам в воскресенье, увидел насколько болезнь ослабила нашего несчастного Котона и спросил:
- Вы показывали его какому-нибудь ветеринару?
- Показывали.
- Какому ветеринару?
Я перечислил всех ветеринаров в Измире и особенно стал хвалить знание и квалификацию одного из них. Несмотря на то, что он был мусульманином, его имя было похоже на название музыкального инструмента. Может быть сантур (род лютни), скрипка или мандолина? Рахми спросил:
- Мои дорогие, если вы не хотите потерять вашу собаку, то найдите и покажите её европейскому ветеринару.
Мы ответили вопросом:
- Какая разница между европейским и азиатским ветеринарами?
Он рассмеялся:
- Большая…
- Какая?
- Увидите, когда покажете свою собачку.
Я подумал, что это предложение выглядит парадоксально. Оно пенится, но всё равно растворяется в море! В печальные времена каким пустым утешением является построение здания надежды на самом пустом и гнилом фундаменте безнадёжности. Роза же сказала:
-  А, давай не будем противиться… Давай покажем его ветеринару европейцу, может быть, господин Рахми прав.
В Пунто проживал старый итальянский ветеринар. Он был специалистом по борьбе с эпидемиями крупного рогатого скота.
Я держал в объятьях тело несчастного Котона, который не мог открыть глаза от слабости, и понёс его к дому ветеринара. Он сам открыл дверь. Это был маленький человечек с белой бородой. Вероятно, он хотел выйти на улицу. На его голове была шапка, а в руке – трость.
- Что вы хотите?
- Собака больна.
Он прислонил трость к краю двери. Слабыми трясущимися руками взял Котона из моего объятия, осмотрел его пасть и глаза. Потом понюхал его шерсть. Раздвинул руками белую шерсть, очень внимательно посмотрел и сказал:
- Положите на него горсть блох, и всё будет хорошо!
- Что?
- Блох, мой мальчик, одну горсть блох!..
Он протянул мне Котона. Я взял его. Вдруг я сильно вознегодовал на него. Невежественный, выживший из ума человек издевается надо мной:
- Вы не дадите мне лекарства?
Старик, смеясь, опять повторил неприличную рекомендацию:
- Горсть блох! Вам не надо мыть собаку. Оставьте на ней блох. Это и есть лекарство!
Я разгневался:
- Вы шутите со мной?
- Зачем шутить? Я говорю правду. Другого лекарства вам не надо…
- Вышивший из ума тип!
- Я? Я выжил из ума?..
От раздражения я чуть не поколотил старика:
- Да, ты…
- Я, что, выжил из ума?
- И выжил из ума, и невежественен! Я, как к человеку, принёс тебе больное животное, а ты треплешь языком.
К тому же эти ядовитые насмешки, сопровождающие ужасных европейцев. Старый ветеринар итальянец с особым смешком смерил меня взглядом с головы до ног и затем сказал:
- Эй, ты, безмозглый человек, ты ничего не понял. Иди, делай, как я сказал. Если всё будет хорошо, то принеси мне гонорар за совет. Если – нет, то тоже приходи. Скажешь мне своё неудовольствие в лицо.
Он не стал ждать ответа, быстро открыл дверь и удалился от меня. Интересно, должен ли я воспользоваться этим «лекарством»?
С одной стороны, я не придал значения злой шутке старика, который обозвал меня «турок», с другой стороны, я действительно разгневался на эту насмешку. Я пришёл домой и рассказал Розе о невежестве старика.
Она ответила:
- Может быть он прав? Давай попробуем один разочек.
Я рассмеялся:
- Ты, что глупая?
- Это последняя надежда.
- Ладно.
Однако где найти блох? В доме, который убирается два раза в день, не то что самих блох, но даже и духу их не было.
На следующий день я взял в руки неподвижное тело Котона и пошёл в магазин моего товарища, одного из торговцев инжиром. Я сказал ему, что мне нужны блохи. Он ответил:
- На нашем складе мешков есть не то что горсть блох, их там целые армии.
Мы оставили Котона с едой на этом складе! Закрыли дверь снаружи. Через день я пошёл в магазин проведать Котона. Открыл дверь склада. Котон ожил и встал на ноги. Когда он увидел меня, то начал прыгать, как в прежнее счастливое время. Я был так рад, что…
Я побежал прямо домой, прижимая его к груди. Роза, увидев, что я опять вернул к жизни нашу любимую собачку, обрадовалась больше меня. Я сказал:
- Но не убирай с него блох.
- Как я не должна убирать?
- Не мой его.
- Не буду.
Роза выдержала одну неделю. Она действительно не мыла его. Котон так набрался сил, у него появился такой аппетит, что… В него уже пища не влезала. Я очень сожалел о предположении, что рекомендация доктора была злой шуткой, хотя в воздействии этого совета мы до сих пор не разобрались. Я также ещё и оскорбил беднягу. Однако признающему ошибки вина прощается. Я был обеспокоен тем, чтобы и отдать долг за осмотр, и попросить прощение у старика, давшего нам ещё раз счастье. Однажды утром я встал и направился к нему.
На этот раз дверь открыла молоденькая девушка-служанка. Она проводила меня к старику в маленькую комнату с тюлевыми занавесками.
Он расположился в сафьяновом кресле, курил трубку из белого фарфора, но с места не поднялся:
- Как собачка? Хорошо себя чувствует?
- Хорошо.
- Видишь, какая у тебя пустая голова? Я тебе говорил, а ты считал всё шуткой!
Я положил одну лиру на стол. Но когда уходил, не выдержал и вернулся:
- Однако, месье, наши ветеринары давали такие лекарства, которые не возымели действия. Как воздействуют блохи на жизнедеятельность собаки?
- Твой ум не постигнет этого.
- Почему, месье, разве я не человек?
- Человек, но другой человек! Необразованный человек!
- Однако я учился.
- Разве ты учился на ветеринара? Они дают собаке выпить лекарства!
Я начал говорить по-французски. Я решил выяснить, как воздействуют блохи. Старый европеец начал смеяться, посадил меня напротив себя и, смешивая итальянские и французские слова, сказал:
- Открой большие уши на пустой голове!
Это указание меня так расстроило, будто я почувствовал, что мои уши вытягиваются и немного покачиваются. Он правой рукой обхватил правую часть своей вилообразной бороды и начал говорить, словно преподавая урок:
- Если хочешь, то это оберег… Если хочешь, то это заклинание… Если хочешь, то это лекарство! Однако прежде всего нужно найти причины болезней. Господь не создал ни одно животное, ни одного организма без своего предназначения. Каждое скверное животное, даже каждый вредный микроб имеет своё назначение. Животные на четырёх лапах очень ленивы. Господь помещает на них блох. Зачем? Чтобы они не спали, а беспокоились во время сна… Чтобы они чесались и двигались от укусов блох. Другими словами, чтобы они занимались гимнастикой… А вы что делаете? Вы моете собаку и выводите колонии блох. На теле собаки не остаётся ни одной блохи. Она начинает спать спокойно. Просыпается и опять засыпает. После пробуждения отсутствие блох заставляет животных снова засыпать. Из-за непрерывного сна у животного пропадает аппетит. У него расстраивается желудок. Он перестаёт есть, пить, двигаться. Его тело наполняется токсинами. Он начинает болеть. Ещё месяц отсутствия блох на теле приведёт к смерти от голода и неподвижности!..
Старый ветеринар рассказал все предназначения блох в жизни по порядку. Потом он перешёл к мухам, мышам, жужжащим и кошкам. Чтобы заставить бежать маленьких телят, целый рой мух пристаёт к одному месту, которое не могут достать их носы, находящемуся, например, под их хвостами.
Я слушал факты из теории Дарвина. После этого ветеринар перешёл к предназначению организмов. Он рассказал о назначении волос, усов, ресниц и бровей. Я поразился, когда узнал о второстепенности бороды, которая была решительным орудием в его руках. Он сказал:
- Ах, вы, турки, смущаетесь своего предназначения, отрезаете свои органы, так необходимые для жизни и тела!
- Например?
- Например, вы подстригаете волосы под мышками.
- А каково их назначение?
- Даже волосы в носу и внутри уха имеют своё назначение. Под мышками нет мускулов. Есть только нежная кожа. Между тем как там есть острые концы лёгких. Природа расположила там естественный мех для защиты от холода и жары…
В течение получаса я учился понимать назначение естественных частей тела, которые мы вырываем из целого тела, и удивительные и важные подробности предназначения других органов, которые мы бездумно отрезаем. По правде говоря, не сложно поместить в полностью отрицательную голову верующего азиата положительную тайну.  Я дал такое право Рахми!
Роза совсем отказалась от мытья Котона. Блохи нашей любимой собаки через некоторое время заполонили все наши апартаменты. Настолько, что… Мы уже, как раньше, не могли полежать в нашей кровати до полудня, и были вынуждены завтракать, встав пораньше, до восхода солнца.

















Фото meridian-r.ru