Этапы большого пути

Иосиф Ольшаницкий
О8.03.15.
                Очередная картинка.

Схематический пример редукторов с промежуточным звеном зацепления не только формулы
        SINnX  = Sin(1/m)X , в котором передаточное отношение
          i = 1 : mn
Этот же рисунок относится и к редукторам, в которых на торце ведущего звена направляющая канавка выполнена по плоской спирали Архимеда, пересекающей витки зеркальной к ней такой же спирали Архимеда.
Там эта канавка выполнена так, что через все несколько витков правой спирали эта канавка плавно продолжается по виткам такой же спирали, но уже левого направления и так далее, - наоборот, - до бесконечности.

Там тоже передаточное отношение
        i = 1/mn
где m есть общее число витков в обеих спиралях на ведущем звене, а n есть заданное число лепестков цветка, по линии рисунка которого выполнена канавка на ведомом звене такого редуктора.

Если, к примеру, разместим число таких лепестков n = 16, как условно обозначено на этом рисунке, а число витков, к примеру, хотя бы m = 10 , то передаточное отношение
                i = 1/mn      i = 1 : 160

А в варианте редукторов по формуле
 
                SINnX = SIN(1/m)X

передаточное отношение механизма равно отношению частот этих синусоид.
 
Число п - это число лепестков в замкнутой полярной синусоиде на торце ведомого звена, а m - это число витков канавки, выполненной по замкнутой синусоиде на торце ведущего звена.
 
Практически число витков спирали Архимеда конструктор сможет разместить, пожалуй, больше, чем число витков упомянутой выше полярной синусоиды SIN(1/m)X.

Два катка здесь - это кратная дробная часть от числа n+1.
 
Чем меньше катков (например, только два) тем крупнее, то есть тем более сильные подшипники можно разместить в такой конструкции, что обеспечивает ей впечатляющую компактность.

Если катков всего только два, то число n обязательно нечетное: 3, 5, 7, 9 и т.д.

Следовательно, первые из ряда самых малых значений произведения чисел mn - числа чётные:        6, 10, 14, 18, 22   и т.д.

Даже    mn = 6    это уже неплохо.
Ведь в редукторах с зубчатыми колёсами эвольвентного зацепления их типичное передаточное отношение в каждой из его ступеней всего-то      i = 1 : 3

Буквально стратегическое для всего машиностроения, самое главное ДОСТОИНСТВО (из числа всех столь принципиальных качеств показанного здесь редуктора) куда  более важно, чем впечатляющие компактность и простота конструкции.

Оно и есть стратегическая цель инженерных поисков всех специалистов по этой ни с чем не сравнимо перспективной тематике, - вот уже в течение нескольких десятилетий.
 
Эта цель, -  теперь достигнутая, - отсутствие существенных потерь на трение скольжения.
 
Они - эти слишком значимые потери на трение - были основным препятствием к широкому, повсеместному применению этого буквально стратегического направления всей редукторной техники вообще, - направления ещё более значимого, чем концепция зубьев зацепления Новикова.