Батюшка, получив деньги в соответствии с прейскурантом, крестит младенца.
Разумеется, это обряд. И он, как и любой обряд, строго регламентирован, а потому, за деньги.
А начиналось это на Иордане.
Две тысячи лет назад отшельник, живущий в пустыне, призвал людей к покаянию своих грехов. Иоанн объявил своим соотечественникам: Каждый, ныне живущий, предстанет пред Всевышним на Его суд. Потому отшельник и торопил покаяться в своих греховных делах и таких же помыслах. Покаяться и постараться больше не грешить, т. к. время Суда уже близко.
Пугал ли Иоанн людей напрасно? Обманывал ли он доверчивых иудеев о скором Суде?
Увы... Буквально не прошло и сто лет, как ни одного человека, слышавшего грозные слова Иоанна не осталось в живых. Ни одного! Все предстали на Суд Божий. Одни — раньше. Другие,чуть позже.
Покаяние, к которому призывал Иоанн совсем не предполагало подробное перечисление перед кем-либо своих грехов и грешков. Зачем это надо кому-то! Вопрос стоял иначе: если решил больше не грешить и начать жизнь с чистого листа - просто окунись в воду. Да, это символизм и условность. Смысл этого жеста: течение реки уносит в Мёртвое море не только пыль с человека, но и смывается грязь грехов. Подводится некая черта: вчера — грешен, сегодня — чист. Конечно же, это было не мытьё, как в бане. Это было омовение совести. Вот такое было Иоанново крещение.
Слово «крещение», - оно и понятно, - никто не употреблял. Этот термин появился позже – когда писались Евангелия, а это – через два десятка лет после Голгофы.
И вот из Библии мы узнаём, что Иисус пришёл к отшельнику на Иордан. Важно понять, что Иисус был человек. Обычный настолько, насколько были обычными рыбаки и ремесленники, собравшиеся на Иордане. Был среди них и Плотник из Назарета.
Иисус пришёл голодный, измождённый, почерневший от палящего солнца.
Сорок дней!.. Иисус не себя испытывал, как некий спортсмен. Он испытывал свой дух: не лицемерит ли Он пред самим собой. Именно поэтому Иисус испытывал себя не обряда ради. Но главное испытание ждало Его впереди.
Через три с половиной года в Гефсиманском саду Иисус вдруг почувствовал ужас от надвигающегося... От того, что ему предстояло испытать сразу же после ареста, о котором Он уже достоверно знал.
Да, Он ужаснулся!.. Ужаснулся до кровавого пота, как может ужаснуться каждый, предвидя свою участь после суда в Синедрионе... Но преодолел и это.
А пока, три с половиной года ранее мучительной смерти на кресте, Он стоял на берегу Иордана в толпе соплеменников, которые Его не знали, и ждал своей очереди.
В тот день Он подвёл черту, отделяющую Иисуса — обычного плотника, от Иисуса — Избранного, стал Помазанником... Христом! Так решил Он Сам.
А что, собственно, Избранный нёс людям? В чём Его отличие от, допустим, того же Иоанна Крестителя?
Иисус — тот, кто впервые в истории человечества произнёс слова, смысл которых сводился к одному: Ваша совесть — это и есть Дух Божий. Святой Дух - это и есть ваша Совесть.
В каждом ли человеке Дух Святой?.. Ну, разумеется, в каждом. Потому нам и открывает Библия в Евангелии от Матфея:
«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». О чём это сказал Предтеча, если не о том, что Иисус будет крестить уже не условностью в виде речной воды, а будет крестить Духом Святым. Совестью!
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа..." - а ведь как крепко спит, похрапывая- посапывая, совесть, если уверить себя, что Святой Дух - Он где-то там, в небесной синеве, за горизонтом!
Да, Иисус Христос никого и никогда не крестил, окуная в воду. Христос крестил иначе. Он "просто" взывая к совести человека, предлагая человеку обратиться к Духу Святому... к своей совести! и пойти вслед за Ним - за Христом. При такой постановке требования - тут уж прочь ритуальные «водяные» условности. Нам предлагалось услышать голос своей совести, голос Духа Святого — вот что означает: «Он будет крестить вас Духом Святым»!
А крещение огнём?..
Когда последователям Христа предлагали поклониться изваянию императора и идти домой, к семье... А рядом с изваянием цезаря стояла плаха с топором... Это было уже не водой крещение, а огнём. И апостольские христиане до 313 года шли к плахе, крестясь огнём. Да, это уже не "окунись в водичку три раза".
Итак, Учитель, будучи эталоном нравственности и справедливости, поведал ученикам: Как только вползла обрядовая ритуальность в личных отношениях с Отцом Небесным, как только стали вам говорить “как надо по правилам” верить в Высшую справедливость (в Бога) — знайте: Перед вами лицемер и плут!
Смысл учения Христа прост: важен не обряд «как надо» и не наличие профессионального помощника Бога, который стоит между вами и Отцом Небесным, а Посредник... И этим посредником является человек! Но не абы какой человек, а тот — Единственный: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Правила же «как надо», ритуальные жесты рукой, «святые» символы и картинки, «святые» кости... - под всеми этими фальшивыми условностями совесть человека засыпает мёртвым сном. Не потому ли две тысячи лет несли смерть и горе те, у которых на шее красовался тот или иной «священный» символ, а в руках — меч.
Батюшка в церкви, получив по прейскуранту деньги, окунает младенца в жбан с водой. Надо полагать, что вода святая. И жбан этот святой. И тот кто окунает, тоже святой. Батюшка крестит?..
Но чьим крещением он это делается? Крещением Иоанновым? А почему не тем, которым стал крестить Иисус? Ведь Христос крестил, обращаясь к совести человека, обращаясь к Духу Святому.
А младенец?.. Совесть младенца разве не чиста? Так надо ли водой совесть ребёнка «омывать»?
Увы, омывают! Спроси: зачем?
И будет ответ: А на всякий случай! На Бога надейся, а сам, - мол,- не плошай.
Это ли вера в Бога во имя Иисуса Христа? Не грешим ли мы, "крестя" ребёнка фальшивым крещением?
6 апреля 2015 год