КОРЬ

Леонид Пауди
     -Мамочка, дайте мне чайную ложку. О, да это просто классическая иллюстрация для пропедевтики детских болезней!
     -Что вы сказали, доктор?
     -Я говорю, что у ребенка корь. Все ярко выраженные признаки. Значит так: давать побольше пить и жаропонижающее. Я вам выпишу рецепт. Варите ребенку морсы из любых ягод, натирайте на самой мелкой терке морковь, размешивайте ее со сметаной и давайте ребенку. Постарайтесь кормить его получше, но не заставляйте есть, если он больше не хочет, чтобы его не вырвало. Через неделю я снова буду в вашем селе и зайду к вам.
      Врач  положил на стол рецепт и попрощался.
      
      Мама и бабушка сбились с ног.  Ребенок постоянно просил пить. Они старались хоть как-то накормить его. Ведь доктор говорил, что кормить нужно, чтобы у мальчика были силы бороться с болезнью. Ребенок «горел». Температура держалась около сорока градусов. Что они только ни делали, чтобы сбить ее. Больше всего бабушку беспокоило, что при обильном потоотделении у мальчика не ощущалось солоноватости пота. Обе женщины мысленно прощались с мальчишкой. И, как назло, заканчивается жаропонижающее. Мама мальчика решила ехать в районный центр в аптеку. По чьему-то указу в их деревне закрыли поликлинику и аптечное отделение и теперь за любой медицинской помощью нужно было обращаться в район.
     Свекровь обрадовалась такому решению невестки. Она надеялась за время отсутствия снохи сделать то, чему та противилась. Как только за ней закрылась дверь, бабушка попросила соседку присмотреть за внуком, а сама, наскоро одевшись, упорхнула из дома. Она вернулась менее чем через час окрыленной и очень деятельной. Поблагодарив соседку, первым делом нагрела воды, намочила в ней полотенце и, раздев внука, обтерла его тело. Затем переодела мальчика в чистое, одела его потеплее и, посадив ребенка в санки и укутав его полушубком,  повезла  по деревенской улице.
      Было довольно тепло для зимнего дня. Ярко светило солнце. Бабушка, что-то шепча про себя, шла довольно резво. Ей даже стало жарковато. Она распахнула пальто на груди, распустила концы платка и все поглядывала, далеко ли еще до цели. Наконец  за последним деревенским домом на пригорке выплыла скромная деревенская церквушка.
      
      Бабушка возвращалась с внуком радостная с чувством выполненного долга. Она вспоминала обряд крещения. Ей показалось, что после купели внук сразу изменился и стал чувствовать себя лучше. Ей было невдомек, что вода в купели  просто сбила жар ребенку на какое-то время, и тому действительно стало легче. Она торопилась, чтобы оказаться дома раньше невестки. 
      Снохи дома еще не было. Бабушка напоила внука и дала ему немного поесть. Видимо это путешествие в церковь и обратно утомило малыша, который сразу заснул.

      Автобус подошел с опозданием. А тут еще, как назло, стала портиться погода. Когда выехали на трассу, завьюжило. Вдруг автобус зачихал, дернулся, и водитель вывернул на обочину. Он поднял капот и вышел из машины. Поковырялся в моторе, вернулся за руль, завел двигатель и стал выезжать на дорогу. Через несколько метров мотор снова заглох, и водитель объявил, что дальше не поедет и вернется в город за подмогой. Желающие могут идти вместе с ним на автостанцию. Ждать в машине смысла нет, так как неизвестно, сколько времени понадобится на
ремонт или надеяться, что дадут другой автобус. Это был последний рейс в этот день.
      У матери выхода не было. Дома ждет больной сын. Она решила оставшиеся пять километров идти пешком. Упрятав микстуру за пазуху, чтобы  не замерзла, мать двинулась в путь. С ней пошли еще несколько человек. Даже несмотря на легкую вьюгу идти было довольно легко: ветер дул в спину и подгонял в пути.  Вскоре за спиной послышался гул мотора. Путники решили остановить попутную машину. Оказалось, что приближается полуторка, но они были согласны остаток пути проследовать даже в кузове, надеясь укрыться от ветра за кабиной и бортами, лишь бы побыстрее добраться домой. На попытку остановить машину шофер грузовика не отреагировал. Он даже не снизил скорость и промчался мимо голосующих. Люди инстинктивно шарахнулись  на обочину. Мать ребенка почувствовала, что  провалилась обеими ногами под тонкий лед у трубы водослива, которая пролегала в этом месте под дорогой. Выскочив из воды, она присоединилась к спутникам. Вскоре почувствовала, что ноги стали замерзать. Осталось меньше километра идти и она надеялась, что успеет до того, как ноги замерзнут окончательно.

      На непослушных ногах она вошла в дом, достала микстуру, попросила свекровь дать лекарство ребенку и обессиленная опустилась на стул. Ноги не слушались. Она попыталась стянуть с себя сапоги, но те  ни за что не хотели слезать с онемевших ног. Свекровь дала малышу микстуру, повернулась к снохе и сразу поняла, что случилось. Она запричитала, принесла тазик с холодной водой, поставила туда ноги невестки прямо в сапогах и побежала за соседкой. Когда вернулась, сапоги уже стали мягкими, но все равно их нельзя было стянуть с ног. С помощью соседки голенища были разрезаны и ноги снохи освобождены из плена.  Теперь снова только в холодную воду. Ни в коем случае в горячую нельзя, иначе будут такие зашморы, что не выдержать боли. Не знаете, что такое — зашморы? Это, когда горячая вода попадает на замерзшие конечности, то их пронизывает невыносимая боль, как-будто их стягивает какая-то страшная сила, и тысячи иголок вонзаются в оттаивающие члены. Наконец, ноги стали отходить. Тогда свекровь принесла теплой воды и, когда ноги невестки окончательно оттаяли, вытерла их насухо, насыпала в шерстяные носки порошка горчицы. Невестка надела носки и обе женщины подошли к ребенку, поблагодарив соседку за помощь.
     Соседка ушла домой, а женщины, тихо переговариваясь, присели над кроваткой малыша. Ребенок, казалось, крепко спал. Но вдруг он тяжело задышал, как-будто ему не хватало воздуха, заметался, пытаясь раскрыться, на его лбу выступили крупные капли пота. Свекровь лизнула пот и засмеялась, а по ее щекам потекли слезы. Она подхватила малыша и прижала к себе. Поцеловав,  отдала матери.
     -Поцелуй сына. Он будет жить! У него соленый пот. Слава тебе, Господи! - сказала бабушка и ушла в свою комнату, где стала благодарить свою заступницу, перед изображающей ее иконкой. Она была в полной уверенности, что спасла внука тем, что успела покрестить его, пока невестка отсутствовала.
    Мать подержала сына на руках и, когда тот успокоился и заснул по-настоящему крепким сном, уложила его в кровать. Она поняла, что кризис прошел, и была счастлива, что вовремя принесла ребенку лекарство, которое так помогло ее малышу.
     Когда в комнату вошла свекровь, то увидела, что сноха спит, сидя у кроватки, положив голову  рядом с сыном. Она не стала будить ее, а тихонько вышла, прикрыв дверь, и тоже прилегла.
    Засыпая, подумала, что утром нужно будет сходить к сапожнику, чтобы тот зашил голенища.
     За три недели женщины впервые спокойно спали.