Или можно?
«Радостно делать добро. Радость увеличивается, когда знаешь, что никто не знает про сделанное добро.» Лев Толстой.
Это правда. Тому подтверждений много в жизни. Вот лишь один пример из жизни учителя. Постараться, подготовить и организовать интересное, особое занятие/мероприятие для детей – это добро? Конечно! А сделать такое же интересное занятие чтобы получить надбавку к зарплате, понравиться новому завучу, заручиться симпатией директора школы и т.п. – это добро? (Ведь как будто в обоих случаях занятие для детей получится хорошее и интересное, т.е. вроде бы дети получают что-то хорошее в обоих случаях).
И всё-таки: добро и радость в процессе происходящего на уроке возникают в обоих случаях или нет?
– Нет.
Вот как-то на педсовете в школе одна из учительниц торжественно, под хвалебные комментарии директора выходит выступать перед педагогическим коллективом и в своём выступлении рассказывает про то, какие она проводит замечательные и полезные игры (из нового учебного пособия) на своих уроках. Выступление сопровождается показом на большом экране сделанных ею фотографий с урока (сразу видно: человек подготовился). За выступлением следуют аплодисменты коллег и опять покровительственное одобрение от директора. После педсовета руководитель класса, в котором работала я, вдруг спрашивает, обращаясь ко мне: «Инна Игоревна, а вы ведь тоже проводите великолепные игры на своих уроках, почему же и вы не похвастались перед всеми своей замечательной работой?!». «Да надо бы, наверное. Просто я не знала, что здесь необходимо делать это», – говорю я (я тогда была новым человеком в коллективе, работала первый год в той школе). Спустя время я не раз вспоминала этот и похожие случаи из жизни и всегда приходила к другому выводу, а именно, на тот же вопрос классного руководителя отвечала сама себе: «Нет, не нужно этого делать, не нужно хвастаться перед кем бы то ни было тем, что ты просто обязан (как человек!) делать для детей, если ты работаешь с детьми».
Мне скажут: "Ну почему же сразу "хвастаться", а не "поделиться опытом"?" Да, последнее звучит благородно, но нужно быть реалистом: понятия "поделиться опытом" не существует в практике наших школьных коллективов. Я хорошо знаю этих людей и что и для чего они всегда делают. Ни вышеупомянутая, ни другие учителя не будут тратить время и силы на фотографии и компьютерные презентации, просто чтобы поделиться своим опытом с коллегами, они это делают только из корыстных мотивов (ради выслуги перед начальством, для галочки о проделанной работе, о повышении своей квалификации или т.п.). Да никто в кулуарах, в разговорах между собой и не скрывает этого! Это уже давно норма, ничего зазорного в этом не видят ни начальники, ни подчинённые. Таковы реалии.
Мне, конечно, было приятно, когда классный руководитель хорошо отозвалась при коллективе о моей работе. Но стократно приятнее, ценнее бывает осознание той истины, что когда ты проводишь полезные интересные игры, находишь и воплощаешь хорошие идеи для занятия, для детей, а не для похвальбы перед начальством или коллективом – это сильно отличается от занятий с корыстными интересами. Когда делаешь добро ради добра (без свидетелей и показухи) – это несравнимая ни с чем радость (и для самого себя, и для тех, кому ты его делаешь)! А когда делаешь вроде бы то же самое, но для показа, для похвальбы и т.п. – это радости другого свойства. Всё хорошее становится осененным эмоциями и чувствами самодовольства, выгодоприобретения, стяжания и т.п. Если человек когда-либо испытывал и первое, и второе, то перепутать эти чувства ему просто невозможно, у них совершенно разная природа и качество. Радость от бескорыстно сделанного добра и эгоистическая «радость» – это абсолютно разные чувства, не имеющие ничего общего ни по характеру, ни по ощущениям.
Именно по этой же причине любой открытый урок для меня до сих пор самое неприятное испытание. Не потому что я неуверенна в себе, это было раньше, из-за неопытности. Теперь опыт уже достаточно большой, многое умею, и знаю, что умею, и никого не боюсь… кроме! Кроме самой ситуации показухи: когда на тебя смотрят, оценивают, то всё, что ты делаешь для детей, перестаёт быть для детей! Исчезает искренность, добро, нравственная составляющая – истинная ценность педагогической работы. Да и вообще единственная ценность всего, что люди делают по-настоящему полезного в своей жизни на земле.
А ведь в современной школе уже не только учителей, но и детей, аж с первого класса, теперь учат искусству замены, подмены сути своей работы на её демонстрацию (презентацию, составление портфолио работ и т.п.). Демонстрация и показушничество и становятся сутью. Сызмальства прививают, воспитывают чувство и умение хорошо продавать, способности к торговому менеджменту, готовят будущих менеджеров по продажам или пиарщиков… способных пускать пыль в глаза, составлять красивые планы и грамотные отчёты… Начиная, естественно, с малого: с воспитания желания снискать похвалы старших, руководителя, показаться, покрасоваться, похвалиться перед другими, для этого восхваляются и поощряются, воспитываются т.н. лидерские качества, способности сделать, раздуть из ничего нечто: это когда самую захудалую, бедную по содержанию идею (факт, мысль) оформляют в программе PowerPoint со скаченными из интернета картинками и пёстрым шрифтом, и это уже не невнятный пшик с набором общих фраз ни о чём и не скромные первые шаги на пути к знаниям, к открытиям, а «Проект»! Произнесите: "Я рассказывал о...", "Я сделал работу на тему...", а потом скажите: "Я сделал проект" — чувствуете, насколько напыщеннее и высокомернее последнее?
Если раньше хорошее, полезное дело ценилось само по себе, то теперь без презентации полезное дело уже не ценится. Более того, хорошего дела может и не быть вовсе: если есть эффектная презентация, то хорошего дела теперь и не требуется. Сегодня само дело подменено пиаром, презентацией.
Такая же картина и в самом нынешнем государстве: вместо дел одни только нескончаемые прожекты реформ, национальные проекты, саммиты, форумы и прочие потёмкинские деревни, показушничество, лицемерие.
Иное дело – как было в моём советском детстве, когда нас воспитывали тому, что хвастаться некрасиво, зазорно (и во мне это понимание живо и крепко до сих пор). Благодаря тому советскому воспитанию я и сегодня имею возможность получать, испытывать радость от бескорыстных, тихих, ни перед кем не выставляемых хороших поступков. У современных детей такую возможность, такую ничем не заменимую радость в жизни просто отбирают. В их жизни её просто не будет, поскольку в современной школе в обязательном порядке приучают к необходимости, к обязательности показухи перед другими, да ещё по весьма однотипным и достаточно примитивным шаблонам компьютерных презентаций. То есть страдают сразу две самые главные составляющие человеческого бытия: нравственность (о чём уже было сказано выше) и творчество (следование, копирование, подражание шаблону убивает творческий потенциал в ребёнке).
P.S. Сейчас меня, наверное, в очередной раз кто-нибудь обвинит в самохвальстве, как мне не раз писали, якобы моя критика лишь затем, чтобы как раз выставиться, показать, что «все в грязи, а я одна на белом коне» (ведь все эти люди судят по себе, по своим, свойственным им самим понятиям и мотивам). Но, слава Богу, прошли те времена, когда я реагировала на такое восприятие того, о чём я пишу. Я пишу о своём, о том, что интересно и понятно мне, а каждый воспринимает написанное согласно своему мировоззрению, опыту, уровню своего развития, настроению.