Архетипы общества потребления

Дмитрий Пикалов 2
На днях у кого-то в ФБ увидел вопрос: «А что вы думаете по поводу бизнес-тренингов личностного роста?». Хотел в ответ написать: «А что вы думаете по поводу предложений по увеличению пениса?», но ФБ не позволил мне это. Да и лезть к человеку в друзья, только для того, чтобы блеснуть остроумием, было лень… И Дзен не велел. Как сказал как-то ставропольский поэт: «Все Дзен и тлен, помноженные на лень».

Но вопрос-то остался. Вот что такое «бизнес-тренинг личностного роста»? Это тренинг моего личностного роста, который позволит стать счастливым или все же тренинг личностного роста моего внутреннего торговца, который позволит лучше продавать и продаваться? Типа, «от знания – к продажам». Так у нас уже и так все заточено под продажу. Образование – под продажу, медицина – под продажу, закон – под продажу, человеческое достоинство – под продажу, любовь – под продажу. И только сейчас где-то там в голове у одной из кремлевских башен возникла мысль, что как-то неэтично родиной торговать. И дискурс начал меняться, хотя продажи не прекратились.

Так вот к чему это я. Последние время, сидя в бане, вкушая светлого живого, стали мы с друзьями ловить в своих дискурсах архетипы неизвестные Карлу Юнгу.  Условно назовем их «Архетипами общества потребления». Потому как если архетипы Юнга – это универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте проявляемые, как правило, в образах и мотивах сновидений, то архетипы общества потребления судя по всему все же приобретенные психические структуры, насаждаемые конкретными общественными формациями. То есть их можно также назвать социо-культурными архетипами.

Наиболее часто выявляется архетип торговца или менялы.  Это мощный архетип, который нашел свою актуализацию в современном обществе потребления. В каждом из нас есть этот архетип торговца, и не столь важно, что и где он продает: джинсы на рынке, голоса в Думе, девок в сауне или образовательные услуги. Важно только, что продает или пытается продать.

Все идеи вырастить нового человека безрезультатны, пока мы не разберемся со своими архетипами. В Древней Индии это прекрасно понимали, поэтому каждая варна актуализировала те социо-культурные архетипы, которые ей соответствовали, остальные вытеснялись. Поэтому брахманы не торговали свечами и благословлёнными пирогами, а кшатрии – оружием и доспехами. А у нас сейчас максимально актуализируется архетип торговца, и он везде – в церкви, в армии, в правительстве, в школе и больнице. И торгуют даже там, где это неуместно. Капитализм – это цивилизация вайшью, построенная на торговле.

Следующий архетип – это рабовладелец. Его поведенческая модель заключается в стремлении найти тех, кто сделает за него всю работу и самое главное бесплатно. Очень часто такой архетип актуализируется в среде неороссийских помещиков, взваливающих все свои обязанности на подчиненных, пока сами проводят время в пирах, симпозиях и кутежах. Передаточным звеном между торговцем и рабовладельцем является архетип работорговца. Обычно это управленцы среднего звена, так называемые «эффективные менеджеры» - торгующие в интересах рабовладельцев живым товаром человекочасов «рабов капитала», за малую толику приобщения к жизни рабовладельца.

Среди же «рабов капитала» довлеющим архетипом является «плакальщик». Это он постоянно провоцирует человека жаловаться на жизнь, ныть о своей тяжелей судьбе и плохой доле, а также убеждать самого себя и окружающих в том, что ты еще ничего не сделал, но уже устал от жизни. И плакать о том, что не родился рабовладельцем.

Есть наверное, и другие социо-культурные архетипы общества потребления, и я надеюсь, что сидя в бане с кружечкой светлого и живого, мы отловим и классифицируем их все.

Так вот, «бизнес-тренингов личностного роста» на кого именно рассчитан? На «плакальщика» мечтающего стать работорговцем? Ведь стать рабовладельцами нам с вами не дано, ну не посчастливилось нам родиться пятым прокуратором Иудеи, всадником Понтием Пилатом.