Почти по Пруткову

Снежана Пысларь
 или Послание молодым композиторам, оставленное на полях программки Фестиваля Новой Музыки.

Дорогие композиторы!

1) Будьте свободны от системы. Это по меньшей мере удивит дальнейших исследователей вашего творчества.

2) Помните: протяженный оркестровый рев без намека на контраст или смену фактуры неизменно создаст ряд неудобств тем, кто травит в зале анекдоты.

3) Избегайте эффекта 1000001 опуса «некого композитора примерно второй половины XX века». Индивидуальный стиль в музыке пока никто не отменил.

4) Чем экстремальнее чья-то композиторская уловка, тем меньше у вас успешных шансов повторить её без злорадной ухмылки критика из зала.

5) Не допускайте того, чтобы музыкантов, исполняющих ваше произведение на сцене, было больше, чем зрителей в зале.

6) Фрагменты из произведений других композиторов цитируйте с особой осторожностью. Ибо в лучшем случае слушатель не заметит разницы, в худшем – побежит домой переслушивать оригинал.

7) Лучшими произведениями порой становятся те, что, как ни странно, соответствуют моцартовской формуле – «ровно столько нот, сколько нужно». Разумеется, для конкретного замысла конкретной пьесы конкретного композитора.

8) Если цель композитора – написать свое произведение так, чтобы его захотелось еще раз прослушать (а не просто, чтобы оно мелькнуло в афише фестиваля) – значит, он победил.

10) Можно хулиганить громко, а можно – тихо. Можно хулиганить крупно, а можно – мелко. Но категорически нельзя хулиганить НАПОЛОВИНУ. Сказал А – скажи и Б. Громко, внятно и до зычных фанфар в финале.

11) Научить писать музыку можно даже кошку. Подключил миди-переходник к компьютеру, дал кошке потоптаться на клавиатуре – и вуаля!!!! Но есть нюанс...
Произведение в результате будет слушать лишь сама кошка...