или Послание молодым композиторам, оставленное на полях программки Фестиваля Новой Музыки.
Дорогие композиторы!
1) Будьте свободны от системы. Это по меньшей мере удивит дальнейших исследователей вашего творчества.
2) Помните: протяженный оркестровый рев без намека на контраст или смену фактуры неизменно создаст ряд неудобств тем, кто травит в зале анекдоты.
3) Избегайте эффекта 1000001 опуса «некого композитора примерно второй половины XX века». Индивидуальный стиль в музыке пока никто не отменил.
4) Чем экстремальнее чья-то композиторская уловка, тем меньше у вас успешных шансов повторить её без злорадной ухмылки критика из зала.
5) Не допускайте того, чтобы музыкантов, исполняющих ваше произведение на сцене, было больше, чем зрителей в зале.
6) Фрагменты из произведений других композиторов цитируйте с особой осторожностью. Ибо в лучшем случае слушатель не заметит разницы, в худшем – побежит домой переслушивать оригинал.
7) Лучшими произведениями порой становятся те, что, как ни странно, соответствуют моцартовской формуле – «ровно столько нот, сколько нужно». Разумеется, для конкретного замысла конкретной пьесы конкретного композитора.
8) Если цель композитора – написать свое произведение так, чтобы его захотелось еще раз прослушать (а не просто, чтобы оно мелькнуло в афише фестиваля) – значит, он победил.
10) Можно хулиганить громко, а можно – тихо. Можно хулиганить крупно, а можно – мелко. Но категорически нельзя хулиганить НАПОЛОВИНУ. Сказал А – скажи и Б. Громко, внятно и до зычных фанфар в финале.
11) Научить писать музыку можно даже кошку. Подключил миди-переходник к компьютеру, дал кошке потоптаться на клавиатуре – и вуаля!!!! Но есть нюанс...
Произведение в результате будет слушать лишь сама кошка...