Заметки иммигрантки. Парки и госучреждения

Лина Дрождак
Для меня определение лесопарк звучало загадкой: как это можно совместить? А очень даже просто! В Праге очень много нетронутых лесных массивов вблизи жилых районов. Нет, конечно, руки и труд туда приложен, и немаленький, но таким образом, чтобы на фоне буйно цветущей зелени кустарников, многоцветия солнечных полян  и густо стоящих стволов деревьев, облагораживание выглядело совершенно естественно.В чем это проявляется? А в том, что посреди леса идут в разные стороны заасфальтированные дорожки для пешеходов, а рядом-для велосипедистов. Вдоль дорожек нет-нет, да встретишь замаскированный под пенек бачок для мусора, красивые скамейки на протяжении всего пути, и поляны с ровно подстриженной травкой.Идешь –идешь по лесу, и вдруг перед тобой возникает сказочный городок для детей! Деревянные машины и поезда, качели, огромные песочницы и карусели, натянутые в виде конуса канаты, по которым дети, как обезьянки, с удовольствием карабкаются! И вокруг этого городка -сплошной стеной лес.Ты вдыхаешь непередаваемый аромат, любуешься порхающими стрекозами и бабочками, над тобой жужжит, пролетая, шмель, а в кронах деревьев поют птицы. И все это великолепие буквально в десяти минутах ходьбы от дома. Иногда можно увидеть табличку на дереве. В ней сообщение о встречающихся лисицах  и предупреждение их не трогать.Дочь с внуками каждую субботу и воскресенье совершают либо пешие, либо велосипедные прогулки.Именно о парке возле ее дома я и веду речь. По всему городу таких лесопарков множество. А во многих еще есть и озера с разнообразными рыбками, утками, которые привыкли к людям, совершенно не боясь, подплывают к берегу,  выпрашивая хлебные крошки и забавляя окружающих желанием схватить лакомство первым, нежели его подхватит сосед из стаи.
 
Ходила  недавно оформлять кое –какие документы в социальное учреждение- уржад по-чешски, и в который раз получила наглядное подтверждение тому, что живу в цивилизованной стране. Уржад этот располагается в огромном зале, напоминающем главпочтамт, потому что также по периметру расположены пронумерованные небольшие отделения со служащими, а в центре расположены ряды кресел и небольшие столики. Берешь талончик к тому, кто обязан твоим вопросом заниматься, и ждешь, сидя на мягком кресле и листая газеты и журналы, любезно приготовленные персоналом, когда на табло высветится твой номер.Наконец, моя очередь подошла. Выяснилось, что необходимо затребовать от России возвращение оригинала трудовой книжки сюда, в Чехию. Я мигом загрустила,потому что составить официальный запрос на иностранном языке для меня задача не из легких.Пока я размышляла, к кому обратиться за помощью(дочь уже категорически отпихивается от моих бесконечных переводов различных заявлений), служащий уржада, без каких-либо с моей стороны просьб, резво застучал по клавишам компьютера текст требования, произнося его при печатании вслух, чтобы я была в курсе действий с его стороны. Ах! Я просто расплылась в улыбке и благодарности к этому человеку. Думаете, это за мои красивые глаза он это делал? Ничего подобного! Это обычная практика этих учреждений. Больше того: дал на себя телефон и предупредил, что если ответа в течение двух недель не будет, то он сделает повторный запрос, а я , с целью контроля, могу связаться с ним по предлагаемому телефону в любое удобное время.  Разве это не пример уважения к личности и немедленной готовности помочь в затруднительной ситуации?!

 «Женщина!»,-я вздрагиваю, когда ко мне так обращаются в моей родной стране, гражданкой которой я уже пять лет, как не являюсь. Именно так назвала меня нотариус, на прием к которой мы пришли с родителями мужа, чтобы оформить доверенность.Приехали после долгого тут отсутствия .Я бы не удивилась, если бы услышала в продолжении:»Куда вы претесь?». Изысканными манерами , увы, наши граждане не грешат, это понятно, но долгая жизнь в Чехии уже привила самоуважение и уважение к окружающим, поэтому подобные окрики напрочь испортили настроение. Почему в Праге я не могу припомнить ни одного подобного поведения со стороны любого человека, находящегося на службе? Почему там, в Праге, на мои бестолковые вопросы, где бы я ни находилась, мне тихим, терпеливым тоном(иногда по нескольку раз!) повторяли требуемый ответ? Не потому , что я иностранка, и, возможно, не так истолкую сказанное, а просто потому, что до тех пор, пока человек не добьется желаемой информации, причем подробнейшей, его никто не оскорбит фразой:»Я вам сто раз сказала, вы что, не понимаете русский(чешский)язык?». Исключено! Мягко, с улыбкой повторят столько раз, сколько потребуется. Как говорится: комментарии излишни.


Обожаю ходить в гости.С самой первой минуты, как только перешагнешь порог дома и торжественно вручишь букетик цветов, тортик или еще чего-нибудь, ты погружаешься в негу ласкового и неусыпного внимания со стороны хозяев: »Садись сюда, здесь мягко! Хочешь попробовать вот это блюдо? Ой, ты совсем ничего не ешь(не пьешь)! Ну, расскажи же, что там у тебя нового произошло! Как же мы о тебе соскучились!» Кто после таких слов не растает и не ответит взаимным, искренним интересом к говорящему? Главное, вовремя почувствовать, когда пора и честь знать...
Недавно внуку отмечали день рождения. Он заранее, за неделю, любовно раскрашивал приглашение каждому гостю и очень волновался, не забыл ли кого пригласить в своем садике из числа друзей.И вот долгожданный праздник! Я сижу в зале в кресле и слышу, как привели за ручку первого мальчика, а дочь о чем-то в прихожей разговаривает с его родителями. Малыш пулей залетает в зал, видит меня, вежливо здоровается и исчезает за дверями, с целью вручить подарок именниннику. Оказывается, в Чехии не принято взрослым оставаться на детском празднике.Они приводят ребенка, сообщают,  во сколько придут забрать его , и с этим откланиваются... И вот закончились конкурсы, шумные игры, рассматривание подарков и поедание всяких вкусностей-пришло время расставания. Первый же родитель, объявившийся за своим чадом, был, вопреки их сложившейся традиции, настойчиво усажен за праздничный стол, затем другой, третий, пока, наконец, все взрослые не собрались за ним. Один тост, второй... И вот уже появилась раскованность, зазвучал смех и послышались разговоры обо всем и ни о чем сразу. Ба! Да они такие же, как и мы! Смешливые и озорные в своих оценках, веселые и сочувственные одновременно, скрывающие свое  истинное лицо под маской холодной чопорности. Какие милые, открытые люди! Дочь, улыбаясь, что-то щебетала то с одним,  то с другим, а я,  сославшись на плохое владение языком и потому отвоевав себе позицию молчаливого наблюдателя, погрузилась в размышления, отстранённо  созерцая за происходящим и радуясь своему неожиданному открытию.

 Два года назад меня укусил клещ.Обнаружила его случайно, когда он, уже уютно устроившись у меня на сгибе локтевого сустава, раздулся до чудовищных размеров. Вероятно, он бы и дальше благополучно высасывал из меня кровь, если бы я не обратила внимание на какой-то, как мне казалось, прилипший к руке мусор.Надела очки, взглянула и обомлела от ужаса: у всех ведь на слуху, какие жуткие последствия ожидают укушенных инфекционными насекомыми. Попытка оттянуть его из ранки не увенчалась успехом: клещ активно сопротивлялся и не желал покидать так удачно найденное место насыщения. Я вспомнила, что на этот счет советуют медики, а они советуют как раз не заниматься самостоятельно удалением непрошенных кровопийц, а настоятельно рекомендуют обращаться к специалистам, то есть к ним самим в ближайшую поликлинику. Рядом со мной , прямо напротив нас, была аптека, поэтому я рассудила, что аптекарь и доктор- суть понятия весьма близкие, а потому понеслась туда, с порога возопив о помощи.Так получилось, что на данный момент пинцета в продаже не оказалось, но один из находящихся там фармацевтов заверил меня, что сейчас он процедуру извлечения этого отвратительного насекомого очень даже быстро сделает и при отсутствии оного.Я купила у них же спирт, тампоны, и любезный аптекарь, смочив предварительно спиртом место укуса, аккуратненько прихватил тельце клеща и стал крутить его то вправо, то влево.Клещ , возмущенный таким обхождением,  залез в ранку еще глубже, оставив снаружи уже только часть тела, когда аптекарь отпустил его, чтобы удобнее перехватить. Мой спаситель с удвоенной энергией стал раскачивать эту половинку до тех пор, пока не оторвал окончательно две трети туловища насекомого. Оставшаяся часть молниеностно скрылась в ранке. Клещ , наверное, уже отдал концы, но его голова и часть туловища по-прежнему чернели уже глубоко внутри моего локтевого сгиба. Операция потерпела крах. Что делать? Идти к доктору. Спрашивается, какого черта я не сделала этого сразу, а потащилась к невесть кому? Через час доктор, сделав обезболивающий укол, разрезал место укуса и извлек останки несчастного, а мне было сказано,что поскольку пришла я с уже ополовиненным насекомым, определить степень его зараженности не представляется возможным, так как процедура эта предполагает манипуляции с живым клещом, а не с оторванной башкой.Мне были обещаны доктором незабываемые ощущения, которые появятся через 3-4 месяца в том случае, если в конце-концов я оказалась инфицирована. С таким вот ободряющим прогнозом отправилась восвояси, кляня свою легкомысленность. Бог дал счастье, я не заболела, но теперь не рискну испытывать судьбу подобными экспериментами. Если еще раз случится подобное-помчусь, не медля, к докторам.