Весны пленительной приход

Татьяна Громова Голованова
Посвящается великой победе над фашизмом
и моей маме - Нине Фёдоровне Головановой,
в девичестве - Кальгиной.


          ***
Весны пленительной приход
Брега Невы преображает,
Жизнь прославляя неустанно
В извечном таинстве миров…

И слышен звон колоколов
Над обновлённою землёю,
И каждый год
С листвой младою
Звенящей майскою порою
Вновь возрождается любовь!

          ***
Шестьдесят пятый юбилей
Победы жизни над фашизмом
Воздал хвалу сынам отчизны,
На невских берегах собрав друзей!

И радости восторженный мотив
Над городом любимым вновь летит!

Яркие вспышки салюта напомнили
О ликовании жителей города
Послевоенной первой весны!
Там мама и бабушка были мои!

Вологодской земли ростки
В Ленинграде блокадном выжили!

Мой дед – простой ветеринар
Деревни Липово под Вологдой,
Подстреленный на Первой мировой,
В мир уходил иной.

Он – Фёдор Николаевич Кальгин,
Измученный раненьями тяжёлыми,
Хоть был не стар,
Не выдержал гнетущей боли,
Закрыв глаза,
Вдруг перестал дышать.

И в миг его кончины
Раздался детский крик
Родной его кровины –
Новорождённой Нины!

Так из трагедии и муки
Марии – бабушки моей
Явилась в свет, расправив руки,
Весною средь зимы, разрухи –
Моя божественная мать!
Явилась, чтобы прорастать,
Связать незримой узой в узел
Всей прошлой жизни благодать
И тяжесть будущего груза
Судьбы, чтоб испытать
Другой войны блокадный ужас,
Отдать ей труд, здоровье, мужество,
И, выстрадав свою награду
«За оборону Ленинграда», –
Не умереть в аду кромешном,
А расцвести красою вешней,
Чтоб новой жизни счастье дать!

Во мне всегда будет звучать
Моя трагическая Муза –
Моя Божественная Мать!

Голодная, сжимая свёрток,
У рынка Мальцевского
В зимнюю пургу
К обледенелому столбу
Прижалась женщина-подросток,
Шепча: «Машинку продаю
И ножницы – хороший инструмент,
Я обменяю всё на хлеб!»
И обессилев, села в белый снег.

«Как звать тебя, дивчина?» –
Военный человек,
Здоровый, сильный
Её из снега приподнял.
«Я – Кальгина, я – Нина!»
«Ты парикмахер?»
                «Да!»
За плечики обнял.
«Вот ты мне и нужна!»

Она была обычным парикмахером
При гарнизоне Ленинграда.
В те дни суровые блокадные
Остатки своего тепла
Дарила,
       не щадя себя,
                солдатам.
В том сумасшедшем страшном мире
Без хитрости и без гордыни,
В бой провожая их, твердила
Слова простые:
«Солдатики мои родные!
Только б остались вы живые!
Только б остались вы живые!»

Те человеческие силы
Для будущего сохранили
Не сдавшийся, непокорённый
Великолепный Ленинград,
Где Петропавловский набат
Победной прозвучал симфонией
На просветлённых небесах
Над городом, преображённым
Великой радостью и общей болью,
Единым чувственным порывом,
Что живы,
         что непобедимы,
Что восстановится Россия
И возродится Ленинград!

Сердец ликующих мотив
На берегах Невы звучит поныне!
Гранит хранит слова простые:
«Только бы были все живые!
Только бы не было войны!»

         ***
Грядущий юбилейный год
Победы жизни над фашизмом
Ворвётся в каждый дом
С весенним птичьим свистом
И соберёт на празднество народ,
Чтоб помянуть солдат, погибших
В кровавых жесточайших битвах
Со злом,
Чтобы России поросль красивая
Цвела добром!

Салюта праздничные выстрелы
Снова напомнят о былом
Блокадном выстраданном быте
Больных, голодных, обессиленных,
Измотанных кошмарным сном,
Но не сломившихся, не сгинувших
В аду кромешном под огнём,
Где Шостаковича симфония Седьмая
Призывом страстным души согревала
Бойцов, подростков, стариков…
И дрогнуло кольцо фашистских гадов!
На измеренье – «девятьсот» –
Блокада Ленинграда пала,
И вскоре радостью победы заблистало
Родного города священное лицо!

         ***    
Весны пленительной приход
Брега Невы преображает,
Жизнь прославляя неустанно
В извечном таинстве миров!


Татьяна Громова Голованова
Июль 2009 г. – май 2010 г.,
январь - апрель 2015 г.