Сага о Васляе. Васляй, индейцы и Софи Лорен

Георгий Разумов
    
     Как-то погожим июньским деньком, ближе к вечеру,  сидел я на скамеечке возле  нашей мазанки, поджидал своего товарища, с которым собирались поехать на вечернюю зорьку половить раков в Темир-Тау.  День, хотя и клонился уже к вечеру, был еще весьма жаркий, царила  тишина, весь народ с улицы куда-то подевался. Вдруг слышу женские крики,  поднимаю  голову и вижу картину: за соседским пацаном по имени Салават, закадычным дружком Васляя по проказам, гонится пожилая казашка с хворостиной в руке. Женщину эту звали Акпопе, но за ее заполошный характер  и суетливость все, и взрослые и дети,  за глаза звали её Апупейка. Сама по себе женщина эта была очень добрая, безвредная, но ей всегда и везде было до всего дело и чтобы ни случилось в поселке, она была тут как тут. Без ее участия не обходилось ничего. «Сволишь неаднакратный, карейка номыр адын» - кричала она вслед улепетывающему Салавату, и продолжала бежать за ним, размахивая хворостиной, хотя догнать быстроногого Салавата  этой уже почти бабушке  явно было не под силу. Читателю, незнакомому с особенностями  казахстанской жизни, я переведу эту фразу приблизительно так: ах ты, негодник этакий,  настоящий кореец, вот я тебе задам! Тут опять требуются пояснения. Герой этого эпизода, пацан по имени Салават, ближайший  друг, сподвижник и соратник Васляя, являлся сыном татарки и казаха, но обличьем своим был вылитый кореец, поэтому все его называли настоящим корейцем, вот это и есть «карейка номыр адын».
         Салават давно оторвался от грозной преследовательницы и уже сбавил темп бега, понимая, что он в безопасности. На нем, как практически на всех пацанах поселка, красовался головной убор вождя краснокожих из перьев. В поселковом кинотеатре несколько дней назад прошел фильм «Чингачгук – Большой Змей», и вся пацанва , включая моего Васляя, вырядилась в индейские наряды, вооружилась луками и стрелами. Короче, все стали делаварами, апачами, алгонкинами и могиканами. Стал могиканином и мой главный герой. Я так и не понял, где они добывали такие красочные перья и прочие причиндалы, но индейские наряды у них были весьма впечатляющего вида.  Васляй, как предводитель этой братвы, стал, естественно вождем, то бишь Чингачгуком.  Для того чтобы ни у кого не возникало сомнения, кто есть кто, он химическим карандашом на плече вывел крупными корявыми буквами слово «Ченгачук». Именно в таком написании, потому что грамотёшки у него правильно написать или выговорить это слово было явно недостаточно. Когда я увидел в первый раз его в таком наряде  да еще с этим великолепно выписанным словом на плече, я долго смеялся. Потом  мы все  долго звали братана Васляй-Ченгачук.
            Увлечение индейцами у пацанов длилось довольно долго, и мы  постоянно сталкивались  на улицах поселка с охотниками, стоящими на тропе войны, или  раскуривающими трубку мира. У Васляя к концу увлечения даже откуда-то появился малюсенький топорик, который он гордо именовал томагавком. В этих играх участвовали практически все дети поселка подходящего возраста, включая девочек. Была даже Уа-Та-Уа, большеглазая девочка, смахивающая на лягушонка, по имени Ленка. Она была маленькая, шустрая, смешливая и смышленая. Повсюду сновала за Васляем, как нитка за иголкой.
          Постепенно  увлечение индейцами стало затихать, в кинотеатре шли другие фильмы и мало-помалу все как-то выровнялось, вошло в обычное русло и воины и охотники ужасающего вида незаметно растворились в повседневной суете.
          Спустя какое-то время  на афишах появилось название фильма «Брак по-итальянски». Естественно, там же стояло рядышком сакраментальное «дети до 16  лет….», но Васляй, которому не было преград, умудрился каким-то макаром обмануть бдительную контролершу Наталью и посмотрел это фильм, кстати, он  и Липуньку своего в тот раз сумел как-то протащить в кинозал. Естественно, ничего он в нем не понял, но реакция у него на него была весьма своеобразная и  известна она мне стала совершенно случайно. Как-то, возвращаясь домой, я увидел, что в скверике возле поселковой школы, через который шел мой путь, сидят пацаны. В центре восседает Васляй и  что-то рассказывает мальчишкам, поглаживая свое загорелое плечо и как бы демонстрируя его  одновременно своим  друганам.  Свернув с тропинки, и прячась за кустами акации, я потихоньку подкрался к сидящей ватаге. Васляй рассказывал, видимо,  про фильм  «Брак  по-итальянски», потому что поглаживая  и демонстрируя свое плечо, он важно говорил, что у него плечо, как у Софи Лорен… а пацаны, вытаращив глазенки, лупали на эти жесты, видимо потрясенные тем, что их Васляй имеет сходство с заграничной артисткой.  Я не стал выдавать себя, потихоньку ретировался и отправился домой.
              Вечером, когда Васляй появился дома, я подозвал его к себе и спросил, так на чье плечо похожи плечи Софи Лорен?  Братец, нисколько не смутившись, тут же опять продемонстрировал уже мне и другим братьям свое плечо и так же важно заявил, что вот, смотрите, мое плечо – это плечо Софи Лорен.. Всех это, конечно, рассмешило, мы стали его подначивать, говорить всякие шуточки и тут кто-то  вспомнил про индейцев: - Васляй, а как же  Ченгачук, как индейцы? Ведь у них нет имени Софи, тут скорее нужно говорить Сова. Почему-то это вызвало настоящий шквал смеха и веселья, и Васляй мгновенно превратился из Ченгачука в Сову Лорен. Так мы  его и звали добрых полгода.
            Заканчивая этот коротенький рассказа, хочу пару слов добавить  про наш поселок, в котором  мы тогда жили. Состоял он в основном из саманных бараков, хотя на соседней улице стояло несколько двухэтажных домов, из дерева, которые тоже были оштукатурены глиной и побелены, так что практически ничем не отличались от наших одноэтажек. Улицы, конечно, никакого покрытия не имели, и после дождя представляли из себя малопроходимые направления. В центре поселка размещался шахтный вентилятор, который ужасающе выл и день и ночь, но мы его не слышали. Мы его начинали слышать, когда он вдруг на пару часов останавливался для каких-то технических надобностей. Имелась школа, кинотеатр и пара магазинов. Все рядышком, все удобно. Люди были представлены самыми разными национальностями. В нашем шестиквартирном  доме, например, жили русские, украинцы, казахи, немцы. В соседних домах было то же самое. Все друг друга знали,  праздники встречали-отмечали вместе, друг другу помогали и никогда никаких проблем по национальному вопросу не возникало. Было много смешанных браков. В соседнем доме, например,  была чета кореец  и украинка.  У них была двойня, но не близнецы. Один мальчик был жгучий брюнет, имел азиатский разрез глаз, но лицом и повадками походил  на мать, другой был рыж, конопат, обличьем  - настоящий славянин, но  был вылитый отец-кореец.… Такие вот у нас были достопримечательности. Впрочем, это уже другая тема, я несколько отвлекся…