Загадка старой дачи

Гузель Рахматуллина
– И на прощанье, девочки, прошу вас запомнить, что пингвины –  это ласточки, которые ели после восемнадцати часов. Не позвольте своим  сиюминутным желаниям испортить закрепленный результат. До встречи в новом году!
        Наташа  стояла за дверью и, улыбаясь, слушала голос младшей сестры. Через минуту из спортзала выпорхнула стайка «пингвинов», жаждущих превратиться в  «ласточек». Девушка прошла в зал и обняла сестру.
         Они были погодками, поэтому незначительная разница в возрасте тесному общению сестер не мешала, а внешняя –  резала глаза.
         Инна – высокая красивая девушка, со стройной, подтянутой фигурой, густыми темными волосами, правильными чертами нежного лица и глубокими карими глазами с поволокой. Втайне любуясь сестрой, Наташа  случайно взглянула на свое отражение в огромном зеркале на стене и вздохнула. В отличие от Инны она выглядела, мягко говоря, непрезентабельно. Среднего роста, чуть полновата, волосы русые, с короткой стрижкой, глаза и нос самые обычные.
Видя, что сестра затосковала, Инна сказала: «В новом году набираю новую группу по фитнесу. Не хочешь походить пару раз в неделю? Сбросишь пару-тройку  килограммов довеска». Она легонько похлопала старшенькую по чуть выпирающему животику.
 – Я и фитнес – понятия несовместимые. Пусть уж мои  килограммы останутся при мне.
– Лентяйка.
            Сестры дружно расхохотались. Инна знала эту особенность сестры. В выходные дни, когда она, прихватив лыжи или велосипед, бежала на улицу, Наташа, расслабившись, могла проспать до обеда. Но она любила сестру такой, какая она есть.
–  Я зашла узнать. Какие у тебя планы на Новый год? –  спросила загадочно Наташа.
– Учитывая, что  мы с Родионом расстались, никаких.
– Я так и думала. Выкинь этого дегенерата из головы. Не стоит он тебя. Предлагаю провести праздники на лоне природы. Я буду созерцать природу, а ты бегать по полю на лыжах.
– На какой даче?
– Помнишь Витьку Спиридонова? Мы еще с ним вместе ходили в кружок юных натуралистов.
– А это тот ботаник в очках, который в пятом классе обещал на тебе жениться? – рассмеялась Инна.
– Да.
– Неужели ты до сих пор с ним общаешься?
– Представляешь, мы с ним вместе работали. А женился он на дочери нашего босса.
– Ого, вот тебе и ботаник.
– Так вот, он уехал на ПМЖ в Америку. Имущество распродал, а дачу, его, так сказать, родовое гнездо, никто так и не купил.  А перед отъездом оставил мне ключи, разрешил пользоваться и присматривать за своим теперь бесхозным имуществом, ну и при случае предлагать ее купить моим знакомым.Так поедем?
        Инна задумалась. Недавно от нее – красавицы и умницы ушел Родион. Через три года совместной жизни случайно выяснилось, что у мужа на стороне  подрастает сын и он, наконец, созрел для того, чтобы воспитывать свое чадо. С Инной у них детей не было.
          У Наташи же и вовсе с  личной жизнью не сложилось. Сестра уделяла больше времени карьере, чем себе. А родители у них были ученые и уехали три месяца назад с научно-исследовательской экспедицией в Австралию  на год, чтобы изучать повадки кенгуру.
            Договорившись о встрече  с утра тридцать первого декабря,  распределив между собой обязанности по покупке всего необходимого  для встречи Нового года, сестры попрощались.
         Через три дня  Наташа заехала за Инной на своем стареньком «Пежо» и они покатили по навигатору к  вожделенной даче. Проехав несколько часов по трассе, свернули по указателю  на грунтовую дорогу и, проехав, еще пять километров остановились. Навигатор по-партизански  молчал, а   дорога разбегалась по трем направлениям.
– Прямо как в сказке, направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – жену найдешь, а  налево себя потеряешь, – Инна вышла из машины. К счастью, долго думать девушкам не пришлось. Они услышали звук приближающегося трактора.
 Деревенский мужичонка в телогрейке объяснил им, что ехать нужно налево, там находятся дачи и усадьба помещика Мыльникова, которую они ищут. Он подробно объяснил, как туда добраться.

Родовое гнездо Виктора Спиридонова располагалось на живописном месте. Огромное замерзшее озеро раскинулось прямо перед его окнами. Высокий  каменный забор скрывал от посторонних глаз здание еще дореволюционной постройки.
Помня о наставлениях Спиридонова, Наташа постучалась сначала в дверь соседнего дома. Навстречу ей вышла пожилая женщина, представившаяся тетей Машей, и пригласила их в дом. Девушки зашли в небольшой деревянный домик. Тетя Маша напоила их чаем  и провела  к дому помещика.
 Дом был красивый, кирпичный, добротный, с флигелем и разноцветной мозаикой. Открыв девушкам замок, тетя Маша пропустила их вперед и зашла в дом, перекрестившись. Она достала из комода, стоящего в прихожей еще один ключ, показала Наташе сарай с дровами.
–Даже странно, сколько времени стоит дом бесхозный, а из него ничего не пропало, – удивилась Наташа.
     Тетя Маша покосилась на нее и ответила, что из дома ничего не пропадет, старуха не позволит.
– Какая старуха?
– Евгения Анатольевна Мыльникова, последняя владелица помещичьего дома, которая умерла загадочной смертью. Говорят с тех пор, ее дух ночами бродит по дому, поэтому никто и не рискнет сюда сунуться.
     Увидев вытянувшееся лицо Наташи, старушка засмеялась:
– Да сказки это все, легенда. Откуда же тут привидению взяться?
       Пока Наташа беседовала с соседкой, Инна начала уборку. Она смела образовавшуюся по углам паутину и вытерла пыль в большой гостиной. Наташа вместе с тетей Машей растопили большую печь.
– Ну ладно, вы тут обживайтесь, а я пойду. Если что, приходите ко мне, – сказала на прощанье соседка.
– Спасибо, тетя Маша, – улыбнулась Наталья.
  Проводив соседку, девушки  согрели воду. Через час работа кипела, а еще через несколько часов дом помещика Мыльникова засиял чистотой.
 Сестры перенесли  стоявший в углу стол на середину комнаты и застелили ее белой скатертью. В старинном буфете с резными ножками Инна отыскала потемневшие от времени бронзовые подсвечники. Они разложили по белоснежным тарелкам привезенные с собой деликатесы. Потом занесли из машины главный атрибут Нового года  пушистую елочку и нарядили ее. Девушки включили телевизор и  за разговорами стали ждать Нового года.
            На улице уже стемнело, повалил снег. Ветер усиливался и хлопал ставнями старого дома. Вдруг погас свет. И дом в темноте словно ожил.
Инна зажгла свечи. Девушки услышали странный звук, похожий, на стон, там, во флигеле.
Взяв в руки подсвечники, сестры пошли наверх. Старая деревянная лестница скрипела под ногами. Дверь флигеля не открывалась. Казалось, оттуда несло леденящим сквозняком. С трудом сестры открыли  старую, тяжелую дверь и оказались в  небольшой комнате.
 Окно флигеля было распахнуто настежь, а на столе сидел и каркал огромный черный ворон, каким-то образом, залетевший сюда.
– Кыш, кыш, проклятый, – Наташа замахала на ворона полотенцем, которое висело у нее на плече.
 Громко каркнув, ворон вылетел в открытое окно. Девушки с трудом  закрыли  отсыревшие створки, опустили шпингалет и оглянулись вокруг.
Вдоль стены стояла большая кровать. Резной красивый старинный шкаф, небольшой столик и  большое зеркало в темной деревянной раме.
– Кажется, я видела  в коридоре рубильник, попробую включить свет, – сказала Наташа и вышла из комнаты.
  Инна смотрела в окно и  вздрогнула. Ей показалось, что кто-то за ней наблюдает. Оглянувшись, девушка подняла повыше  подсвечник и внутри у нее похолодело. Из зеркала смотрела женщина лет сорока пяти. Взгляд пронзительных черных глаз леденящим холодом сковал все тело. Инна чуть не уронила подсвечник, но в этот момент щелкнул выключатель и зажегся свет.
 Наташа справилась с электрическим щитком. Инна облегченно вздохнула. При свете  она увидела, что напротив зеркала висит большой, во весь рост портрет женщины в темной деревянной раме. Очевидно, на портрете была изображена  помещица Мыльникова. Высокая красивая женщина с надменным холодным взглядом черных глаз, в темном  платье, наглухо закрывающем шею, и огромной зеленой брошью в виде паука на плече.
Художник был талантливым и женщина на портрете  выглядела, словно живая, правда, лицо у нее было мертвенно-бледным.
Наташа спустилась вниз, а  Инна подошла к столику. Увидев огромного черного паука, девушка решила вытереть пыль в комнате. Она протерла портрет незнакомки, напугавший ее, потом с подоконника и стала вытирать красивый деревянный столик на резных ножках. Тщательно вытирая ножки стола, Инна услышала странный звук освободившейся пружины и  увидела, как медленно отходит  полоска столешницы. Изумленная девушка обнаружила в  тайнике стола  книгу в тяжелом черном переплете.
 Книга оказалась дневником княгини Рудовой, правнучки помещицы, изображенной на картине.
         Инна показала свою находку сестре.
– Странно, что за столько лет никто не нашел эти записи, – сказала Наташа.
– Есть в этом доме что-то мистическое, – прошептала Инна.
Девушки, сели на диван и стали читать эти удивительные записи.

Странички дневника пожелтели, черными чернилами старательным почерком гимназистки было написано: «Старуха снова пришла ко мне. Она зовет меня и требует своего паука. Мне страшно и жутко. Папенька возил меня намедни в город к доктору, мне прописали успокоительное. После микстуры я засыпаю, но старуха начинает мне сниться и требует  своего паука. А я не знаю, где ее камень…»
Сестры не могли остановиться. Дневник шестнадцатилетней княжны напоминал детективную историю.
Из записей юной девушки они узнали, что  помещица  Евгения Анатольевна Мыльникова, в девичестве Рудова, в молодости была влюблена  в перспективного, но бедного ученого Александра Свиридовского.  Юноша уехал в Африку и умолял Женечку дождаться его. На прощанье они встретились у него на квартире, где молодые не смогли устоять перед страстью, завладевшей ими.
 Мать  Евгении умерла, когда ей было  меньше года. Воспитанием сироты занимались отец и  нянька. Через несколько месяцев нянька заметила, что девушка побледнела и практически перестала кушать. Женечке вызвали доктора. После разговора с врачом,  деспотичный, помещик Анатолий Иванович Рудов выгнал няньку прочь. А дочь с огромным приданым выдал скоропалительно замуж за престарелого  разорившегося приятеля - вдовца  помещика Мыльникова Апполинария Илларионовича. С огромным приданным невесты Мыльников встал на ноги, поэтому «закрыл глаза» на беременность невесты. В положенный срок Евгения родила сына, которого окрестили  Александром.
Отец младенца вернулся в Россию из Африки через три года. Он заболел страшной неизлечимой болезнью, которой заразился в Танзании. Перед смертью Женечка втайне посетила его в Петербурге, а он подарил ей огромный изумруд и попросил изготовить ее какое-нибудь украшение на память о нем.
 После смерти любимого человека Евгения заказала известном  петербургскому ювелиру брошь. Талантливо обыграв  своеобразную форму чистейшего изумруда, мастер изготовил брошь в виде зеленого паука.
 С тех пор милая Женечка превратилась в строгую чопорную помещицу, лишившую себя всех удовольствий. Всю оставшуюся жизнь  помещица носила черные закрытые платья  и изумрудного паука на плече. Евгения просила сына Александра похоронить ее с этой брошью. Сын обещал матери исполнить ее последнюю волю. Однако когда Евгения Анатольевна  приготовилась покинуть сей мир, Александр был в отъезде, а брошь невероятным образом исчезла. Никто в доме не мог пояснить, куда пропала памятная драгоценность.
 После смерти матери сын переехал в свое родовое гнездо вместе с женой и дочерью. Вскоре его жена  умерла. Она ничем не болела, но, выйдя ночью из своей спальни, упала с лестницы и сломала шею. Вскоре от скарлатины умерла дочь  Александра Мыльникова. Он уехал за границу, оставив дом  своему двоюродному брату князю   Андрею Рудову.
Жуткая слава о привидении закрепилась за домом после переезда туда  Андрея. Через несколько месяцев после переезда в дом Мыльниковых,  жена Андрея Рудова, катаясь на лошади, упала  и ударилась головой о камень. Спасти ее не удалось. Анечка Рудова росла в пансионе и, приехав на каникулы к отцу, в день своего шестнадцатилетия, ночью увидела в зеркале отражение помещицы.
Напуганную девушку с трудом успокоили. Она все твердила про какого-то зеленого паука, про скорую свою гибель. Обеспокоенный отец вызвал врача, который прописал  юной княгине успокоительные микстуры. Засыпая от лекарств, Анна  плакала и умоляла кого-нибудь остаться с ней в комнате.
Служанка, караулившая сон  своей госпожи, к утру поседела и сказала, что всю ночь ее одолевало привидение. Через неделю утром тело Анны нашли в озере. Об этом свидетельствовала небольшая вырезка из газеты, которая была приклеена к последней страничке дневника.
Закончив читать, девушки переглянулись. Стрелки часов показывали без десяти двенадцать, с историей помещицы они чуть было не забыли о встрече Нового года.


 Буран  усиливался. В это время раздался стук в дверь. Сестры переглянулись.
– Наверное тетя Маша пришла нас проведать, – предположила Наташа, – пойду открою.
На пороге стояло двое молодых мужчин с пакетами в руках.
–Здравствуйте. Извините за беспокойство. Мы  ехали в  Силантьевку, но, видимо, заблудились и свернули не на ту дорогу. Все пути замело, и наша машина застряла неподалеку от  вашего дома. Мы пытались выбраться, но не смогли.  Через пять минут Новый год, не хотелось бы встречать его на улице в непогоду.
Незнакомцы производили впечатление приличных людей.
–Проходите, – улыбнулась  Наташа, – Не ночеват же вам на улице в такую пургу.
 После жуткой истории смертей предков Витьки она ощущала себя не в своей тарелке. Мужчины передали ей пакеты с шампанским и провизией. Инна принесла  тарелки и приборы для незваных гостей.

–Меня зовут Валерий, я – хирург. А это Станислав, мой друг и  кандидат исторических наук, кстати, пишет диссертацию о здешних местах. Мы ехали встречать  Новый год к нашему общему другу Севе, у которого дача в Силантьевке, но из-за бурана сбились с пути.
– Наташа, а это – моя сестра Инна.
Молодые люди, дружно встретили Новый год. Праздники они провели весело. Инна и Стас сразу  нашли общий язык.
На следующий день Инна показала Стасу дневник княжны Рудовой. Находка чрезвычайно заинтересовала Стаса. Загадка здешних мест всегда привлекала молодого ученого. В архивах он встречал сведения о загадочной гибели рода Рудовых-Мыльниковых, однако, причины гибели никто не мог объяснить. Очевидцы связывали цепочку смертей с привидением.
 Инна и Стас поднялись во флигель. Увидев портрет  помещицы, Стас удивленно вскинул брови. У него дома висел точно такой же портрет, принадлежавший  кому-то из его предков.
– Инна, помогите мне.  Стас подошел к портрету и осторожно снял его со стены. Потом он перевернул изображение, и Инна увидела надпись, тщательно выведенную на обороте картины: «Найдешь ответ на все загадки, собрав все мысли и тетрадки, под лунным светом в тишине, княгиня вспомнит о тебе. Куда направится она –  найдешь свою судьбу сполна».
– Как странно, – сказала Инна. Стас сфотографировал на телефон портрет и надпись.
Буран утих, и местный тракторист за умеренную плату согласился расчистить дорогу до трассы.
           На следующий день молодые люди разъехались. Ключи передали тете Маше.

– Ну как тебе Валера? – улыбаясь, спросила Инна в машине.
– Хороший парень. Предложил в субботу встретиться, – ответила Наташа.
– Да ты сестрица времени зря не теряла.
– Да ну тебя. Сама не расставалась со Стасом.
– А Стасик тоже милашка.
          Наташа довезла Инну до дома и обещала звонить. Потом девушка заехала в магазин, купила продукты.
Дома было тихо. Наташа рассортировала покупки и пошла в ванную. Завтра нужно было идти на работу. Вечером написала сообщение Спиридонову, поздравила с Новым годом, поблагодарила за возможность отдохнуть на его даче, а потом решила снова полистать дневник Рудовой. Ночью ей приснилась помещица Мыльников, которая преследовала ее.
         –  Найди моего паука, – требовала чопорная старухав глухом черном платье, – Немедля!
Наташа проснулась в холодном поту, часы пробили половину пятого утра.
– Ну что за напасть, – подумала в сердцах девушка, спать ей совсем уже не хотелось.

Через час дворник с удивлением посмотрел на Наташу, которая при полном параде направилась к своей автомашине. Дом еще не торопился просыпатся после праздничного расслабления.
Наташа завела машину и поехала на работу. К припходу остальных сотрудников она уже закончила годовой отчет, выпила чашечку кофе и изучила информацию о старом имении Мыльниковых. В официалных источниках о привидении старухи Мыльниковой не упоминалось ничего.

         Встреча на старой даче оказалась судьбоносной. Через полгода  Наталья и Валерий поженились, а Инна и Стас стали встречаться.
           Инна закончила занятия с группой, когда увидела пропущенный звонок от Стаса на экране  сотового телефона. Перезвонив ему, она узнала, что Стас упал, сломал ногу и лежит дома в гипсе. Он просил ее приехать к нему и помочь.
Инна открыла дверь квартиры Стаса и застала его за работой. Вытянув загипсованную ногу историк, что-то внимательно разглядывал на мониторе ноутбука. Увидев Инну, Стас воскликнул:
–Инна, идем, я тебе кое-что покажу.Помнишь, я тебе говорил, что мой отец – известный историк и живет в Штатах уже много лет. Я ему отправил по электронной почте фотографии  портрета, дома  и дневника  княжны. Твоя находка  его заинтересовала. Вот что он мне прислал.  Видишь?
Инна  увидела фотографию некоего божества. На лбу небольшой статуэтки красовался крупный изумруд.
– Просмотри внимательнее на камень. А теперь сюда. Он показал ей  фото увеличенной броши  помещицы. Судя по фото, камень был один и тот же. Эта статуэтка  древнего бога жизни и плодородия. Она хранилась у одного из вождей в Танзании. Считалось, что человек, владеющей ею по праву, обретет могущество, а тот, кому она достанется нечестным путем –умрет в страшных муках. В начале  XIX века камень похитили из статуэтки. Предполагалось, что похитили ее русские исследователи, изучавшие в то время жизнь племени. А теперь вспомни странички из дневника Ани Рудовой. Возлюбленный  помещицы Мыльниковой  подарил ей, умирая, камень и просил хранить его в память о нем и она хранила. Отец пишет, что за камнем охотилась разведка. В 1915 году  были направлены несколько британских шпионов на розыск  этого редкого камня, но сокровище не найдено  до сих пор.
–А откуда у тебя этот портрет? – спросила Инна, указав на портрет помещицы Мыльниковой, только  меньших размеров. На этом портрете Мыльникова была моложе и щеки ее были розовые, нежные, только паук зеленый паук горел на ее плече так же ярко.
– Портрет  куплен моим дедом  после революции. Он был коллекционером. В блокаду почти вся его коллекция была продана,  а портрет помещицы никто не купил. Есть в ней какая-то мистическая сила.
           Инна не отходила от портрета. Что-то смущало ее.   На портрете в комнате на даче княгиня смотрела в сторону двери, точнее в зеркало в углу, здесь же юная  помещица  смотрела  в окно, и взгляд ее был мягок и одухотворен.
Инна поделилась своими наблюдениями  со Стасом. Они решили, что им следует  снова посетить дачу.

          На дачу они смогли поехать только в отпуске, в июле. Сначала проводили на самолет Наташу и Валерия, отправившихся отдыхать за границу.
– Держи меня в курсе, – шепнула сестра Инне, – эта ведьма не дает мне покоя. Нет-нет да приснится. Все ищет своего зеленого паука.
– Отдыхай спокойно, будут новости, сообщу – Инна поцеловала сестру, обняла зятя.
         Приехав на дачу,  Стас начал разгружать вещи из машины, а Инна пошла за ключами к тете Маше. Старая знакомая ей очень обрадовалась, усадила за стол, налила чаю, стала расспрашивать о жизни и о Наташе. Старушка обрадовалась и городским гостинцам.
 Каково же было удивление Инны, когда она увидела на стене дома у старушки еще один портрет помещицы.  На ее  вопрос, тетя Маша рассмеялась и сказала:
– Все просто. Мой прадед был  художником. Он приехал из Англии и поселился в этих местах. Помещица была очень богатой и красивой, она  понравилась  художнику, и он рисовал портреты Евгении Анатольевны. Всего три портрета. Один пропал во время  революции, портрет, который висит на даче у Спиридоновых,  написан сразу после смерти помещицы. А этот остался у прадеда на память.
 Инна  попросила  разрешения снять портрет со стены. Старушка разрешила.
Картина была средних размеров. Все то же темное платье, брошь на плече. Но Инну поразило другое. Помещица по-прежнему смотрела в сторону зеркала. Но только вместо зеркала там была ...дверь.  Пока тетя Маша убирала со стола, Инна незаметно сфотографировала  портрет.
– Как у вас тут интересно Мария Алексеевна. Скажите, а когда умер ваш прадед?
– Его репрессировали, он погиб в Сибири, в лагере. Видимо его тонкая художественная натура не вынесла того, что ему пришлось пережить в лагерях, и перед смертью дедушка потерял рассудок. Он прислал очень странное письмо моей прабабушке. Читая его, она  постоянно плакала. Я до сих пор храню письмо.
        Тетя Маша подошла к иконе, и вытащила  шкатулку, спрятанную за ней. В шкатулке лежало пожелтевшее письмо.
 Инна взяла в руки драгоценный листок. Неровным почерком, карандашом, было старательно выведено мелким неразборчивым почерком: « Свет очей моих, Ниночка! Обещай, что дождешься меня, а если не дождешься, береги  портрет помещицы, в нем наша сила и будущее. Обещай мне и следи за дачей. Твой Герман».
–Прабабушка не понимала, о каком будущем он ей писал, после известия о гибели деда, прожила недолго. Простудилась, полоская на озере осенью белье, и умерла в горячке. А портрет теперь храню я.  Дачу уже в советское время купили Спиридоновы, обозвали родовым гнездом, но они к роду Мыльниковых отношения не имеют. Дед Спиридоновых был комиссаром красной армии, и дача ему досталась после того, как национализировали здешние земли. Вот такая история.
– А привидение?
– Слухи о привидении пошли после смерти помещицы, ее снохи и двоюродной внучки. Череда несчастий обрушилась на этот род. Старики говорили, что род проклят, а привидение никто не видел. Это сказка.
       Инна поблагодарила тетю Машу, взяла ключ и пошла к Стасу.

       Зеркало в комнате помещицы не отодвигалось. Оно оказалось вделанным в стену намертво.
– Я же четко видела на картине дверь. Именно в этом месте, где сейчас находится зеркало,– в сердцах сказала Инна, сердито пнув небольшой старинный камин, стоявший посредине комнаты.
В этот момент они услышали скрип. Стена  вместе с зеркалом раздвинулась, и показался небольшой проем в стене. Игорь побежал за фонариком.
Они увидели, что  дверь ведет на маленькую площадку, с которой вниз спускается лестница. Спустившись по каменным ступеням, Инна и Стас прошли по небольшому коридорчику и оказались в склепе. Открыв тяжелую дверь, они обнаружили каменный гроб, возле которого лежала шкатулка. Открыв шкатулку, они нашли письма. Их было немного. По сути это были донесения английского  шпиона Бергера некоему господину  Кронвелю:  «Сэр, я все ближе и ближе к разгадке. Око плодородия от нас не уйдет. Мне нужен был повод сблизиться с помещицей, и я его нашел, предложив нарисовать ее портрет».
Стас открыл второе письмо: «Все усложнилось, сэр. Помещица умерла неожиданно, камень пропал. Думаю, его похитила либо прислуга, либо Андрей Рудов, приезжавший сюда. Мне все реже удается пробраться в дом. Алекс меня не жалует, после смерти жены он стал очень подозрительным, собирается уехать в Харбин и передать право на имение Андрею».
«Сэр, пришлось помочь жене Андрея  упасть с лошади. Андрей не желает общаться со мной, даже дочь отправил в пансион с глаз долой».

Письма были очень короткими, скорее это были депеши, которые видимо, шпион-художник не смог отправить за границу.
«Мне удалось пробраться в комнату помещицы, но паука я не нашел, к несчастью проснулась Анна. Жаль девушку, но пришлось ее попугать, прикинувшись старухой. К счастью мой старый плащ, мне пригодился. Анна испугалась, ее даже возили к доктору. Я совсем близок к разгадке, но пробраться в комнату помещицы все сложнее. К Анне приставили служанку. Вчера ночью я пугал ее, притворяясь привидением, а сегодня я совершил ошибку, думая, что девчонка уснула, но, оказалось, она не приняла свое снотворное. Анна меня узнала, и  пришлось избавиться от нее. Труп девушки я выбросил в озеро. Всячески поддерживаю легенду среди служанок о привидении, теперь дом обходят все стороной. Андрей с горя запил. В комнату княгини он не поднимается».
Последнее послание было полным отчаянья: «Сэр, я знаю, где спрятан камень, но власть захватили красные. Теперь в доме остановился комиссар Спирька Спиридонов, к счастью, до его появления я сумел спрятать дверь в усыпальницу. Передать свои шифровки пока не могу, связной не появился в условленном месте ни вчера, ни два месяца назад…».
       Писем больше не было, очевидно,  художник-шпион Бергер был арестован, но до ареста успел спрятать свои донесения в гробницу. Стас заместил, что крышка гроба неплотно прилегает. Они осторожно сдвинули ее и застыли в изумлении. В гробу не было тела. Там лежала статуэтка  помещицы. То, что это было изваяние  помещицы, не было сомнений. Глухой ворот платья и паук на плече.
  –Пойдем отсюда, – прошептала Инна. Они поднялись наверх, прихватив статуэтку и письма. Нажав на камин, Инна закрыла тайную комнату. Утром, передавая ключ соседке, Инна спросила о том, где похоронена помещица.
– На кладбище  есть фамильный склеп Мыльниковых, там и похоронена. А за склепом ухаживаю я. В войну умерла моя мать. Мороз стоял сорокаградусный. Мужики на фронте,  как ни скребли землю, но вырыть могилу не смогли, тогда  ее  тело, посоветовавшись с батюшкой Евсеем, положили в склеп Мыльниковых. А я теперь за всеми и ухаживаю.

Через несколько дней Стас  вместе с Инной поехали в институт. Он осторожно поместил статуэтку в аппарат. Под сканом статуэтки было видно, что внутри она полая. Химический анализ показал, что статуэтка не из камня, а из особого металлического сплава.  Он осторожно покрутил голову скульптуры помещицы, она открутилась, как крышка. Внутри оказался листок бумаги.  Инна и Стас вздрогнули. Это была карта поместья, на которой изображены кладбище и склеп.  Склеп  помечен крестиком. А в углу карты схематично нарисованы пять прямоугольников на подставках. Третий треугольник был также помечен крестиком.
           В выходные они снова поехали на дачу. Инна привезла тете Маше гостинцы. Она сказала, что никогда не посещала усыпальниц, попросила тетю Машу сводить ее туда, объяснив тем, что Стас пишет диссертацию о здешних краях.

Усыпальница находилась под горой, на кладбище. Это было каменное старинное здание. Тетя Маша открыла ключом дверь, и они прошли в зал, где стояли на высоких постаментах гробы с останками некогда известной фамилии. Андрей подошел к гробу, обозначенному крестиком. В это время тете Маше позвонили. Она была фельдшером. Женщина оставила Инне ключи, попросила запереть дверь и ушла.
 Стас  после ее ухода, простучав основания у третьего гроба, обнаружил, что  один из камней, при надавливании отходит. В тайнике  была черная шкатулка, в которой лежал изумрудный паук и письмо Бергера: « Я нашел камень, ставший роковым в моей судьбе. Ради него мне пришлось покинуть родину, своих родных, жениться на первой встречной русской девушке. Я прожил 10 лет в этой дикой стране. Горничная Татьяна сняла брошь с оком  бога плодородия с умершей графини и спрятала в людской. Пришлось вывезти ее в лес. Перед смертью она призналась, что спрятала брошь в старом склепе в подполе. Танька, единственная из прислуги, работала еще при старом помещике и знала об этом склепе. Когда помещичий дом расширили, склеп  закрыли, но в него можно было попасть из подвала в людской.
 Старый помещик любил новомодные штучки и установил много секретных дверей в своем доме. Танька рассказала перед смертью, в надежде, что признавшись, останется живой, как пробраться из подвала людской в комнату княгини.
Вечером, напоив сторожа, я залез в подвал, отодвинул стеллаж и проник в  старую усыпальницу, а потом в комнату княгини. Но оказалось, что  приехала  Анютка Рудова. Пришлось ее испугать. Вынести брошь я не успел. Пришлось вернуться назад, спрятать брошь и депеши, которые я никак не мог переправить из-за неявки  связного. Я даже изготовил у одного мастера в городе статуэтку графини в виде бутылки с секретом. Я спрятал брошь позднее, когда помогал хоронить Андрея Рудова. После похорон деревню заняли красные, и дом помещика отобрали. Спиридонов все косится в мою сторону, подозревает. Я решил, что брошь будет целее здесь».
На этом записи  шпиона обрывались. Захватив шкатулку, Стас и Инна задумались.
–Ты на пороге великого открытия Стас.
– Только это меня почему-то не радует.Столько смертей из-за этого проклятого камня. Он никому не принес счастья.
– А может…
Влюбленные переглянулись, потом, не сговариваясь, подошли к гробу помещицы  Мыльниковой. Стас приподнял крышку, а Инна аккуратно положила на истлевшую черную ткань  на плече   княгини  ее талисман – брошь в виде изумрудного паука.