Превратившись во вчера

Лиля Биттнер
Посвящается моим восхитительным педагогам Вадиму Владимировичу М., и Ольге Николаевне Т., а также подругам Диане, Юле и Надежде.


=====Введение=====
     Я хочу начать рассказывать вам об одном особенном Месте. Многие в нём когда-то были, хотя бы раз, но совершенно не замечали того, что оно особенное. Должна признать, что открытие и понимание этого факта действительно происходит не скоро. Так мне понадобилось на это 6 лет. И, честно говоря, мне ни за что бы не пришло в голову писать об этом, если бы я не осознала одну простую истину - всё хорошее рано или поздно заканчивается. И у меня всё уже закончилось.

     Людей отсюда выходит катастрофически мало, но тот, кто выходит, является поистине сильным сформировавшимся человеком. И не только в физическом плане. Это Место действительно даёт многое: воспитание, умение справляться с проблемами, навык надежды на самого себя и никого больше. У каждого из нас есть наставники, и они первоначально помогают нам справляться со всем. Именно так, путём проступков и ошибок, человек учится жить (возможно, правильнее будет сказать, выживать) в этом обособленном социуме, и потом, после выхода отсюда, ему гораздо проще вступить во взрослую жизнь в этом безграничном обществе, нежели обычным людям, которые не знакомы с этим местом.

     У каждого из нас есть своё окружение - небольшие группки, объединения. Хочу сказать, что мне досталось самое лучшее окружение. Оно, пожалуй, одно из самых малочисленных, но эти три человека заменяют мне половину мира, если не больше. Это Алиса, Синица и Нади. Каждая из них занимает особое место в моей жизни. Алиса - просто восхитительный человек. Человек, на которого можно всегда понадеяться, который всегда выполняет абсолютно все свои обещания. Алиса на год старше меня, и ей осталось два месяца до выхода из этого места. Вкусы Алисы весьма специфичны - рок, панк-движение, тоннели в ушах, пирсинги везде, где только можно. Синица - самая старшая из нас. Она, можно сказать, выросла в этом Месте, но всё ещё не нашла в себе силы покинуть это уютное гнёздышко. Синица - очень весёлый человек, душа нашей компании. Ей, как старшей, всегда есть, что рассказать, а нам всегда интересно её слушать. Особое внимание следует уделить Нади. Хотя, честно говоря, я боюсь, что мне не хватит слов, чтобы описать её. Она была особенной. Нади отличалась поразительной чуткостью к миру и окружающим. Она всегда приходила, когда я особенно нуждалась в этом. Приходила и дарила слова. Слова, которые грели и продолжают греть меня сильнее, нежели обогреватель в комнате или теплый свитер из старого шкафа. Она обладала каким-то особенным зрением, умея видеть в повседневном мире восхитительно красивые вещи. Нади всегда помогала советом. Она учила  расти. Читать, думать, записывать, говорить, спрашивать, учиться. Она всегда давала поразительно точную и простую разгадку моим проблемам и вопросам.

     Мы все очень разные, и если бы мне кто-то год назад сказал, что мы будем ладить между собой, я ни за что бы ему не поверила.
У нашего окружения есть наставник - Дементор. На самом деле, у меня два наставника - Дементор и Пэмп. И все окружения с их наставниками составляют это самое Место. Чтобы вам было понятней, я выпишу вам список персонажей, наиболее часто появляющихся в рассказе.

     Ну, во-первых, я. Человек, от чьего имени ведётся рассказ. О моей личности, я думаю, вам повествовать не стоит, вы и сами всё поймёте, читая этот рассказ.

     Во-вторых, моё окружение: Алиса, Синица и Нади.

     И, в-третьих, наставники. Не только мои, все они будут хоть немного фигурировать здесь. Начать следует с Нового Года - главаря нашей шайки. Это совершенно удивительный человек с отличным чувством юмора. Пообщавшись с ней, вы всегда зарядитесь энергией, получите необходимые силы. Настоящий человек-аккумулятор. Далее идёт Моль, весьма влиятельная особа, наставник группы людей, называющих себя сохранителями традиций. На самом деле они всего навсего разгуливают по Месту в народных костюмах, периодически распевая какие-то старорусские песни. Дементор, как я уже говорила, наставник нашего окружения. Этот человек настолько замечателен, что можно было бы писать о нём отдельную книгу, а не делать его косвенным героем маленького рассказа. Я бесконтрольно благодарна судьбе за то, что однажды я пошла именно в это окружение, именно к этому наставнику. Пэмп - мой первый наставник. Вместе с ней мы уже почти семь лет. Пол соли съели, можно сказать. Эдик - наставник окружения очень любознательных людей, а по-русски говоря, ботанов. Всё свободное время они проводят за учебниками по анатомии и квантовой физике, а высшим отдыхом считается возможность порисовать.


     И вот сейчас, задумываясь о Месте, я понимаю, что каких бы трудностей мы ни испытывали, скольких конфликтов ни пережили бы, я люблю Место, я люблю всех-всех наставников, всех ребят и всех наших недоброжелателей. И это не просто пафосные предложения, написанные для демонстрации моего великодушия, это абсолютно чистая правда.
       

=====Воспоминания=====
     Я сидела за ноутбуком, в очередной раз задумываясь о моём столь безжалостно быстро приближающемся моменте расставания с окружением и Местом. Будь у меня сейчас возможность изменить тот день, когда я сюда попала, пошла бы я сюда? Я не знала. Я знала одно: я очень сильно привязалась к Месту и людям, наполняющим его, и я неудержимо скучаю по всем годам, проведённым там.
Я с каждым днём всё глубже и глубже погружалась в воспоминания. Мне удавалось детально точно вспоминать каждую нашу незначительную встречу с ребятами, а в глазах проносились обрывки моментов, словно это были кусочки фотоплёнки. Я продолжала вспоминать, переосмысливать. Я продолжала грустить. Я начинала тонуть в собственных воспоминаниях.

     ***
     Я сидела в тёплом и уютном кабинете Пэмп. Напротив двери было большое окно. Из окна были видны начинающие желтеть деревья, а на стекле можно было заметить первые капли дождя. Слева от окна стоял стол, напротив стола - стулья. По правую сторону от окна располагалось механическое пианино. Такое старое и такое родное. Сам кабинет был оформлен в тёплых тонах. Он был настолько уютным, что слово "кабинет" сюда совершенно не подходит, скорее комната. По обыкновению в начале нашей встречи я рассказывала Пэмп последние новости, а она мне. Я начала говорить. Пэмп перебила меня:

-Сегодня мы с тобой пойдём к Дементору.
-Но зачем?
-Он станет твоим наставником. Он переорганизовывает своё окружение и ему нужны люди.
-Но почему именно я?
-В Месте каждый должен иметь своё окружение. А у тебя окружения нет. Через это должны проходить все.
-Я не хочу к нему! Пожалуйста, к кому угодно, но не к нему!!!
Пэмп, не сказав мне ни слова, вышла.

     Это казалось невозможным. Почему именно я? Почему именно к нему? Все окружения недолюбливали его, многие наставники тоже, а с окружением Дементора никто не общался. Дементор - человек закрытый, угрюмый, холодный и строгий. Иногда я видела его в коридорах Места. Он всегда ходил, опустив голову, насупившись; постоянно кричал на кого-то, кого-то отчитывал, грозился применять силу. Перспектива того, что он станет моим наставником, меня абсолютно не радовала. Я не могла поверить, что Пэмп готова просто так отдать меня ему на растерзание! Почему ему нужна именно я? Я была подавлена, расстроена, зла, обижена. По моим щекам текли слёзы.

     Скоро я услышала приближающиеся шаги. Как я в тот момент  думала, шаги Пэмп. Я одним быстрым движением вытерла слёзы и попыталась успокоиться. В следующую секудну дверь открылась, вошёл Дементор, плотно закрыв её за собой.
Я подняла голову и тут же опустила, опасаясь встретиться с ним глазами. Я боялась Дементора. Это был неудержимый, почти панический страх. Мне хотелось бежать, но я изо всех сил держала себя в руках. Дементор начал говорить. Сначала он говорил медленно, холодно, прерывисто. Потом его голос начинал подниматься, ускоряться. Я тогда почти не слушала его. Я согласно на всё кивала, перебирая пряди на голове, заплетённые в косичку. Единственное, что я тогда хотела - выйти из кабинета, уйти оттуда. Дементор всё больше увлекался разговором, он начал эмоционально что-то рассказывать, активно жестикулируя руками. Я всё ещё кивала. Внезапно я услышала:

-Ну что, попробуем?
-Да, - уже на автомате сказала я.
-Отлично. Другого ответа я и не ожидал.

     Дементор вышел из кабинета Пэмп. Я поняла, что я только что сделала: я согласилась идти к нему в окружение.

     ***
     Я стояла, собираясь с мыслями, у двери кабинета Дементора. Позолоченная цифра 3, расположенная в центре двери, весело переливалась на свету. Наконец я переборола свой страх и постучала:

-Здравствуйте! Я могу войти?- робко спросила я
-Да, - сухо ответил Дементор.

     Глупо было ожидать от него большего. В комнате воцарилось почти мёртвое молчание. Я находилась в довольно просторном помещении с белыми стенами. Атмосфера была совершенно иной, непохожей на атмосферу кабинета Пэмп. Все вещи в комнате валялись, не имея постоянного места, а сам кабинет выглядел давно заброшеным. На углах висела большая серая паутина с чёрными круглыми точками в ней - вероятно - пауками или мухами. В центре кабинета сидела девушка со светлыми волосами, руки её были в порезах. Это была Алиса. Рядом стояла ещё одна девушка, девушка с многочисленными фенечками на запястьях. Как оказалось позже, её звали Синица. Я сидела, боясь пошевелиться. Алиса и Дементор начали разговаривать, позже в разговор включилась и Синица. Они начинали спорить. Я почти не слушала их, но поняла: ни Алиса, ни Синица не боятся Дементора.

     ***
     Прошёл почти месяц с моего первого визита к Дементору. Это уже стало чем-то привычным и обыденным. Мы собирались два раза в неделю. Два раза в неделю я просыпалась и точно знала, что ничто не может испортить этот день. С того момента я познакомилась ещё с двумя девушками: Нади и Дели. Я любила приходить к Дементору. Чаще всего я тихо сидела, молча слушая беседы ребят. Мне начинала нравиться атмосфера третьего кабинета. Я привыкала.
       

     ***
     Мы всем составом (я, Алиса, Синица, Нади и Дели) сидели в самом конце зрительного зала. Было большое прослушивание и генеральная репетиция перед нашим первым выступлением. Генеральная репетиция проходила забавно:  у нас был синтезатор, старенькая перкуссия на изоленте, бас-гитара 75 года и много-много времени - до нас выступало еще множество человек. Мы рассказывали друг другу разные истории, смеялись, делились разными впечатлениями. Наконец я заметила отсутствие в нашей компании Нади. Я начала искать её глазами по всему зрительному залу. Когда я её увидела, она махнула мне рукой. Я подошла.

-Пошли! - почти приказала мне Нади.
-Куда мы идём? - с недоумением спросила я.
-Просто иди за мной.

     Вскоре мы наткнулись на дверь рубки в самом конце зрительного зала. Любопытство во мгновение ока пересилило мою боязнь оказаться выпоротой ремнем, и я осторожно просунулась туда вслед за Нади. На первый взгляд там не было ничего интересного: чистая отделанная белым пластиком комната, пара окон, большая установка, ноутбук, стол и две двери. Ближайшая ко мне оказалась закрыта. Нади прошлась дальше и аккуратно надавила на ручку второй. Та дверь легко поддалась.

     За этой чистенькой белой дверью из блестящего пластика уже не было яркого освещения, отделки на стенах и полу, широких пластиковых окон. Зато там было множество коробок, поломанных деталей от каких-то странных конструкций, много труб  над головой и крошащихся штукатуркой дырок от когда-то вбитых в стену гвоздей.

     Глаза мои разбегались от любопытства, кроссовки оставляли следы, когда я шла вперед. Словно в музее. Глаза уже улавливали запыленные футляры от домр, балалаек  и саксофонов, сломанные барабанные установки с огромными дырами на основании. Последние были странными - будто кто-то специально испортил их.
Нади шла дальше. Я пошла следом. Во второй комнате, где даже не было подключено электричество, опираясь на железную крышку "Осторожно! Напряжение!" энергетического блока, стояла электрогитара. Со снятыми струнами, электродержателем, тремя отвинченными ладами, покрытая пылью, отчего казалась серой.

-Теперь ты понимаешь, зачем я тебя сюда привела? -спросила Нади.

     Конечно. Теперь я понимала. Словно завороженная, я смотрела на гитару. Те чувства, которые я испытывала тогда, невозможно передать словами, тем более описать. Восторг, грусть, жалость, злость...

     Пальцы Нади пробежались по пустому грифу без струн, каждое её прикосновение оставляло след, на пальцы ложилась пыль. Нади взяла инструмент в руки и очень осторожно поднесла к тусклому свету, льющемуся из коридора.

     Черная. Изящная. Не смотря на все увечья по-прежнему красивая...

     ...В тот момент со стороны зала раздался громкий крик в микрофон, настоятельно советующий нам как можно быстрее оказаться на сцене.  Гитару пришлось положить на прежнее место и уйти. Вновь оставить ее в одиночестве четырех осыпающихся штукатуркой стен...

     Те моменты можно было исчислять секундами. Но они остались в моей памяти надолго как одни из самых прекрасных и бережно хранимых воспоминаний, связанных с Нади. Нади всегда умела открывать передо мной двери в мир прекрасного и загадочного, почти волшебного и мистического. Мир, который самостоятельно замечать, к сожалению, я не умела.

     ***
     Мы стояли за кулисами, волнительно ожидая нашего выхода на сцену. Времени было много, ожидание затягивалось на часы. Мы пересели в фойе и начали слушать рассказы Дементора. Они всегда были безобразно интересными, я до неприличия любила их слушать. Именно в тот день я впервые поняла, что Дементора бояться не стоит. Я до сих пор не осознаю, почему я его настолько сильно боялась.

     Наша тройка (помимо меня в неё входила Алиса и Синица) выступала первой. Меня начинало безбожно трясти. Это было не волнение, это был неудержимый панический страх. Наконец нас объявили. Того, что было дальше, я не помню. Я помню лишь гул аплодисментов и крики, которые были после нашего выступления.  Сразу после нас вышли на сцену Нади, Дели и Алиса. (Алиса была и в нашей тройке, и во второй). Выступили они ничуть не хуже нас, точнее лучше, а овации были столь же бурными.

     Потом мы собрались впятером и долго и увлечённо делились впечатлениями. Этот день был для всех нас одним из самых счастливых. Нашу радость оскверняло лишь одно - после выступления рядом с нами не было Дементора, нашего талантливого наставника, который бы разделил нашу радость.

     Когда мы уже собирались расходиться, к нам подошёл Дементор:

-Спасибо, девочки, за выступление. Временно мы с вами больше не встречаемся. Я позову вас, когда будет нужно.


     Эти слова завели нас в тупик.
       

     ***
     Наступило томительно долгое время ожидания решения Дементора. С чем это связано, мы не знали. Но догадывались, что в составе нашего окружения останутся не все. Вестей от Дементора и окружения не было уже месяц.

     Ожидание затянулось настолько долго, что мы с Алисой не выдержали и решили пойти к Дементору сами.

     ***
     Было морозное январское утро. Лучи солнца заглядывали в окно, попадая на мою кровать и подушку. Наступил долгожданный день - день визита к Дементору. Я наспех оделась и пошла в назначенное Алисой место.

     Она уже ждала меня. По ней было видно, что она ничуть не переживает из-за предстоящего разговора, чего нельзя было сказать обо мне. В нашем окружении было одно постоянное место - место Алисы. Ей действительно не о чем было переживать. Для меня же предстоящая беседа была неописуемо волнительной.

     Наконец мы подошли к Месту. Когда мы вошли, мы узнали, что кабинет Дементора переместился на второй этаж, в кабинет под номером 16. Алиса распахнула дверь и вошла, даже не постучавшись. Я стояла и не понимала, что мне делать. Я была не готова зайти к Дементору. В эту секунду я услышала голос наставника:

-Да, здравствуйте, девочки. Проходите.
-Я тоже? - просунув голову между дверным косяком и дверью, спросила я
-Конечно, - с улыбкой ответил Дементор.

     Я вошла. Мне было всё ещё страшно.
     От Дементора мы узнали, что в нашем окружении остались только я, Алиса и Нади. Но, заглядывая наперёд, могу сказать, что с нами осталась и Синица. Дементор рассказывал нам о своих планах на нас, которые нам, несомненно, нравились.

     Наконец всё решилось.

     ***
     К моменту нашей первой встречи после того перерыва мы с Синицей успели рассориться. Всё бы хорошо, но Дементор об этом узнал. Обычно наставники наказывали участников конфликта, но этого не случилось.

     Я стояла у двери 16 кабинета, не в силах постучаться. Алиса мне рассказала, что Синица будет с нами, но почему Дементор решил оставить это в секрете от меня? Я до сих пор не нашла ответа на этот вопрос.
     Собравшись наконец с духом, я постучала:

-Здравствуйте! Можно?
-Да, конечно, входи, - поприветствовал меня Дементор.

     Я вошла, любопытно оглядывая кабинет. Несмотря на то, что я уже была здесь, в ту нашу встречу я была слишком взволнована, чтобы замечать то, что происходит вокруг. Кабинет был заметно меньше по площади, чем привычный третий, но маленьким его назвать было нельзя. Три стены были белыми, а четвёртую даже не пытались никогда белить, это был просто небрежный гипсокартон. По бокам двух противоположных стен располагались шкафы, набитые чёрными чехлами самой разнообразной формы. По правую сторону от двери стоял стол. За ним сидел Дементор. Рядом сидели Алиса, Синица и Нади. Я последовала примеру девочек. Когда разговор зашёл о следующей встрече, оказалось, что Синица не сможет придти. Мы договорились собраться без неё. Я уже не помню, как она обиделась и на что, но вскоре она вышла из шестнадцатого, хлопнув дверью.

-Ещё, возможно, в ближайшем будущем к нам будет приходить Новый Год, - сказал Дементор.

     Новый Год - главарь всей нашей шайки, директор Места.
Нади всегда была против взрослых людей в нашем окружении. И Новый Год не стала исключением. Но я любила Новый Год. Для меня она всегда была идеалом, тем, к чему надо стремиться. В конечном итоге Нади последовала примеру Синицы и покинула кабинет. То же через какое-то время сделала и Алиса.

     Я понимала, что сейчас было не самое лучшее время сидеть у Дементора, но и уйти после всего этого не могла. Воцарилось долгое молчание. Мы сидели без движения около пяти минут. Потом Дементор достал листок и ручку и начал напряжённо смотреть на белую бумагу. Он начал рисовать. Вскоре в центре листа появилось три восклицательных знака и один вопросительный.

-В точности наоборот.... - задумчиво проговорил наставник.
-Вы нас рисуете? -попыталась разбавить накалившуюся обстановку я. Но у меня это получилось плохо. Вопрос остался без ответа.

     Дементор смотрел на эти четыре знака около пяти минут, а потом твёрдым решительным движением исправил три восклицательных знака на три вопросительных, а вопросительный - на восклицательный.

-Да, я рисую вас, -наконец ответил Дементор.
-Но почему сначала у вас был один вопросительный знак? Это я?

     Дементор, немного помолчав, ответил:

-Да. Сегодня хлопать дверьми должна была ты.
       

     ***
     Следующие два месяца я помню очень смутно, да и вспоминать, честно говоря, не хочу. Я сама не до конца поняла, что всё-таки произошло за эти два месяца, но всё окружение ополчилось против меня. Моя вина, конечно там была: о себе дал знать конфликт с Синицей. Но в остальном я находилась в полной информационной изоляции.

     Насколько я знаю, прошёл слушок о моём желании покинуть окружение.


     ***
<Мы стояли на большой открытой сцене на свежем воздухе. Синтезатор, на котором играла я, стоял на самом краю сцены. Зрители внимательно слушали. Нежиданно что-то пошло не так: синтезатор упал со сцены. Крики, визги, убегающие зрители...>

     Я испуганно вскакиваю с постели и понимаю, что это был сон. Самый страшный сон.


     Мы стояли на крыльце школы и вдвоём с Нади надували шарики для парада. Было утро 9 мая. Я рассказала ей о своём сне. Нади была единственной, кто не отвернулся от меня в тот период. Она всегда оказывалась рядом, когда у меня не было никого. Это было второе воспоминание с Нади, которое я бережно законсервировала в своей памяти.

     ***
     Мы пошли за сцену, оглядывая в тысячный раз список номеров на концерт. Посмотреть на наше выступление пришла почти вся моя семья: мама и папа, бабушка и дедушка, два папиных брата со своими семьями.

     За пару минут до нашего выступления выянилось, что повреждены провода от бас-гитары, мы начинали волноваться. Не поддавался панике лишь Дементор.

     Наконец нас объявили. Мы молниеносным движением поднимаемся на сцену, одновременно вытаскивая и собирая на ходу ударную установку, гитару, бас и синтезатор.

     Алиса, являющаяся ударницей, задаёт ритм. Спустя два пустых такта я, как планировалось, начинаю играть. Но синтезатор играть не желает. Я с испуганными глазами смотрю на Дементора. Он подходит и начинает настраивать провода, но дело оказывается не в них. Наставник кричит что-то звукооператорам, и после пары неудачных попыток синтезатор наконец начинает издавать звуки. Мы начинаем произведение сначала.

     ***
     После выступления меня окликнула Нади. Она сидела на траве прямо за сценой, играя на гитаре любимых Битлз. Я подошла.

-Ты слышишь внутри себя голос? - спросила Нади. Я не знала, что ответить. Нади продолжала:

-Слышишь. Я знаю, слышишь. Вот только чей это голос? Стоит ли ему доверять?

     Я её поняла. Она никогда не говорила в лоб. Она всегда умела наводить на нечто важное для меня во мне самой. И это, пожалуй, самое невероятное, что я когда либо видела в любом человеке. Это было третье и самое бережно хранимое воспоминание с Нади.

     ***
     В тот день Нади провела для меня личную исповедь. Она направила меня на нужный путь, на путь исправления. Я и предположить не могла, что это будет мой последний разговор с Нади.

     Мне и по сей день очень не хватает личного общения с ней. Мы иногда переписываемся, но Интернет никогда не сможет заменить реального общения. Нади всегда была рядом со мной, всегда приходила тогда, когда мне это было необходимо.


     ***
     Я сидела, уставившись в окно. Летние лучи солнца освещали комнату сестры. Я любила бывать в её доме. Там не было ничего, способного осквернить моё настроение. Оставалось меньше недели до дня нашего переезда.

     Я до сих пор не могла поверить, что я больше не смогу приходить в Место. Оно стало для меня таким родным. Все обитатели Места стали частичкой меня. Я решила сходить к ним, чтобы попрощаться.
 
    
=====Не говори мне прощай=====

     Я сидела в тёплом и уютном кабинете Пэмп. Напротив двери всё также было большое окно. Из окна были видны начинающие желтеть деревья, а на стекле можно было заметить первые капли дождя. Слева от окна по-прежнему стоял её стол, напротив стола - стулья. По правую сторону от окна всё ещё располагалось механическое пианино. Такое старое и такое родное. Я сидела в тёплом и уютном кабинете Пэмп в последний раз. Я очень хотела увидеться и с Дементором, но мне сказали, что он в отпуске.

     ***
     Я сидела в полупустом вагоне. По стеклу барабанили тяжёлые капли дождя. Воспоминания начинали искажаться, смешиваться и объединяться, словно это был дурной сон, опьянивший моё сознание. В голове снова и снова прокручивалась фразы Дементора, Пэмп и Нади. А я им столько всего ещё не сказала.

         Время...
         Те мгновения. Те минуты жизни из воспоминаний о Месте... это действительно прошло, это действительно больше никогда не повторится. Никто не знает, когда закончится тот или иной период в жизни. Но время идет, не останавливаясь, не делая перерывов и передышек. И то, что когда-то произошло, никогда больше не предстанет перед глазами вновь, оставшись лишь в памяти парой ярких, слегка размытых воспоминаний.
         И так будет всегда.
         Иначе это не называется жизнью.


               Снова время ставит ногу в стремя.
               Значит, расставаться нам опять пора.
               И дождь по крышам - он меня не слышит -
               И исчезает, превратившись во вчера