Шалыганов Сергей Васильевич

Олег Каминский
Родился  27  декабря  1913  года  в  городе  Кулебаки  Кулебакского  района  Нижегородской  области  (Россия),  в  семье  рабочего-металлурга.  Русский.  Окончил  школу  ФЗУ.  Работал  на  металлургическом  заводе.   
В  РККА  с  1  (15)  мая  1932  года,  был  призван  Кулебакским  районным  военкоматом.
Окончил  Качинскую  школу  пилотов  в  1934  году. 
В  звании  лейтенанта  служил  в  качестве  младшего  лётчика  в  119-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  95-й  истребительной  авиационной  бригады  Закавказского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  по  27  августа  1937  года  в  качестве  пилота  3-й  эскадрильи  истребителей  И-15.
Всего  в  Испании  сбил  1  истребитель  Фиат-32.
7  июля  1937  года  в  воздушном  бою  был  ранен  в  правую  ногу  и  совершил  вынужденную  посадку.  После  лечения  в  госпитале  был  отправлен  в  Советский Союз.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах. 
С  1938  года  служил  в  составе  44-го  истребительного  авиационного  полка  ПВО  Ленинградского  военного  округа.
В  январе  1939  года  окончил  шестимесячные  курсы  комиссаров-летчиков  при  Харьковском  военном  авиационном  училище,  получил  звание  старшего  политрука.
В  звании  батальонного  комиссара  был  военкомом  44-го  полка.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  1939-1940  годов.
В  1940  году  окончил  Политическую  академию.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.
В  составе  своего  44-го  полка  защищал  Ленинград,  летал  на  истребителе  ЛаГГ-3. 
27  августа  1941  года  в  воздушном  бою  был  сбит,  обожжен  и  травмирован.

     «…27  августа  в  час  дня  над  одним  из  аэродромов  появилось  девять  Ме-109  и  четыре  Ме-110.  Единственный  летчик,  находившийся  в  это  время  в  воздухе  в  районе  аэродрома,  был  батальонный  комиссар  Сергей  Васильевич  Шалыганов.  Он  сразу  же  очутился  в  окружении  целой  стаи  немецких  самолетов.  Четверка  ходила  над  ним,  две  пары  по  бокам  и  еще  группа  внизу.  Отбив  атаку  сверху,  комиссар  Шалыганов  вырвался  вверх,  однако  не  для  того,  чтобы  уйти:  сверху  сподручнее  бить.  Едва  он  спикировал  на  ведущего  пары  Ме-110,  как  сзади  появилась  еще  пара.  Пришлось  резко  развернуться.  Удача!  Шалыганов  зашел  в  хвост  ведомому  и  зажег  его,  едва  успев  резко  взять  на  себя  ручку,  чтобы  снова  очутиться  вверху.  Он  походил  немного  в  облаках,  потом  снова  вынырнул  из  них.  На  этот  раз  атакованный  им  «Мессершмитт»  чуть  было  не  поймал  самого  Шалыганова.  Немец  развернулся  уже  для  атаки,  но  комиссар  на  какое-то  мгновение  опередил  его,  поймав  в  прицел  горбатую  спину  «Мессершмитта».  Как  только  замолчали  пулеметы  «ЛаГГа»,  за  хвостом  немецкого  самолета  потянулся  длинный  дымный  след.  Обрадованный  второй  удачей,  Шалыганов  с  ходу  бросился  за  парой  Ме-109ф,  но,  инстинктивно  оглянувшись  назад,  он  широко  открыл  глаза.  Пока  он  гнался  за  двумя  немцами,  его  уже  атаковали  пятеро.  Комиссар  кинулся  к  облаку.  Было  поздно,  Самолет  горел.  Отстегнув  ремни,  Шалыганов  резко  взял  ручку  на  себя  и  вывалился  из  кабины.  Рука  крепко  сжала  вытяжное  кольцо.  Хотелось  скорее  выдернуть  его.  Но  Шалыганов  заставил  себя  подождать,  чтобы  раскрыть  парашют  подальше  от  немцев,  любивших  расстреливать  парашютистов  в  воздухе.
     На  земле  к  нему  подбежали  бойцы  истребительного  батальона:  местные  ребята  в  своей  обычной  одежде,  но  с  подсумками  на  ремнях,  надетых  поверх  штатских  пиджаков.  Они  еще  не  были  уверены,  что  парашютист  -  советский  летчик.  Однако,  увидев  на  гимнастерке  два  ордена  Красного  Знамени  и  красные  звезды  на  рукавах,  они  сразу  опустили  винтовки.
     -  Здорово  вы  их!  Мы  все  видели,  -  сказал  паренек,  видимо  старший  среди  ребят.
     -  Да  и  они  меня  здорово,  -  мрачно  ответил  Шалыганов.  Но  потом,  будто  прикинув  что-то  в  уме,  добавил:  -  Правда,  у  меня  чистой  прибыли  один  немецкий  самолет…»   
     (Из  книги  А.  В.  Бурова,  Л.  Перепелова  «Ленинградская  авиация»)

Лечился  в  госпитале,  после  выздоровления  на  боевые  задания  больше  не  вылетал. 
С  декабря  1941  года  по  июнь  1943  года  в  звании  полкового  комиссара  был  военкомом  105-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО.
С  июня  по  июль  1943  года  служил  в  составе  83-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка.
С  июля  по  октябрь  1943  года  в  составе  319-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО.
Присвоено  воинское  звание  «полковник». 
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  8  боевых  вылетов,  сбил  2  самолета  (Ме-109  и  Ме-110).
Летал  на  истребителях  ЛаГГ-3,  МиГ-3,  Як-1,  «Киттихаук».
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
С  1945  года  по  1948  год  командовал  786-м  истребительным  авиационным  полком  ПВО. 
13  декабря  1954  года  в  звании  полковника  вышел  в  отставку.
Проживал  в  городе  Таллинн  (Эстония).
Умер  в  1979  году. 

Список  известных  воздушных  побед  С.  В.  Шалыганова:
00.00.1937       1       Фиат-32                Испания                лично
27.08.1941       1       Ме-109                Любань                лично
27.08.1941       1       Ме-109  (Ме-110)  Любань                лично

Награждён  тремя  орденами  Красного  Знамени  (28.10.1937,*  07.04.1940,  05.11.1954),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (31.12.1941,  06.11.1947),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Ленинграда»,  «За  оборону  Кавказа»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.

Примечание:
*     Орден  имел  порядковый  №  1279.