Редиска

Людмила Солуянова
        Мою маму,вместе с другими детьми блокадного Ленинграда,по" дороге жизни",вывезли на " большую землю" в Ярославскую область и поместили в местный детский дом. По дороге, их несколько раз бомбили: и когда ехали в поезде, и когда четыре километра шли по открытому полю до этого детского дома. В итоге, их осталось всего 35 человек. Дети были разного пола и возраста, но их объединяло,что все они из Ленинграда,что все остались сиротами и у них были общие воспоминания,как по выходным ходили гулять в знаменитый Летний сад с кованой оградой.
        Дети были ослаблены голодом,болезнями и всеми переживаниями,свалившимися на их хрупкие плечики с приходом войны. Их разместили по четыре человека в комнате. В конце коридора находился туалет и большая комната,переоборудованная под столовую. Пока ехали до детского дома,дети познакомились и подружились. Моя мама очень подружилась с мальчиком Гошей. Они были ровесники,им было по 11 лет и оба очень любили рисовать.Когда все дети собрались в столовой,мама заметила,что Гоши не было среди ребят. Она спросила у воспитателя о нем. Воспитательница,по имени Нина Павловна,сказала,что Гоша заболел и что еду ему отнесут в палату. После обеда мама стала искать Гошу,распрашивая о нём мальчиков. Ей сказали,что Гошу поместили в отдельную палату и ходить к нему не разрешают.Мама нарисовала Гоше птицу и раскрасила её цветными карандашами. Подписала внизу:"Это птица счастья и ты поправишься". А как же передать рисунок,если к Гоше нельзя? Дети всегда найдут правильное решение и выход из любой ситуации,я в этом убедилась на примере своих сыновей.
        Моя мама,с другими ребятами,которым тоже  была не безразлична судьба Гоши,стали искать,с другой стороны здания, окно его палаты. Здание было одноэтажным, и они заглядывали во все окна,пока не нашли то,которое давало им возможность общаться с Гошей. Кровать Гоши стояла около окна. Чтобы мальчик дышал свежим воздухом,окно было чуть приоткрыто. Мама положила на подоконник свой рисунок и тихо позвала Гошу.Гоша взял рисунок и поблагодарил её. Ура,связь налажена! Мама и ещё несколько ребят оставляли часть еды Гоше,чтобы он быстрее поправился. Им воспитатель постоянно твердила, что для того,чтобы окрепнуть нужно хорошо питаться.Из-за голода,нехватки витаминов многие дети заболели цингой. Моя мама была в их числе. Заболевшим цингой детям,откуда-то привезли редиску. Им давали по 2-3 кружочка каждому и объясняли,что это витамин "С" и очень нужен,чтобы быстрее поправиться.
         Все ребята,не договариваясь, стали откладывать, по одному кружочку,Гоше. Он,несмотря на все их старания,никак не выздоравливал. Общались только через окно. Они ему что-то передадут, а он мог только поблагодарить их. Они его даже не видели,только слышали. И когда набрали Гоше шесть кружочков редиски,они радостно пошли к окну,чувствуя, что вот сейчас Гоша съест эти невероятно полезные витаминные кружочки и обязательно поправится. Они поставили на подоконник блюдечко с редиской и не уходили,пока Гоша не возьмёт его. Но блюдце оставалось не тронутым. Ребята переглянулись и пошли в здание, к дверям палаты Гоши. Они надеялись, что Гоша уже выздоровел и выйдет к ним сам. Но подойдя к палате, они увидели,что дверь палаты открыта,Гоши в ней не было, а на кровати лежал свернутый матрас... Дети постарше, как смогли,объяснили младшим,что так бывает,что люди иногда умирают. Даже те,которых мы очень любим. Младшие заплакали,потому что они познали эту страшную истину в блокадном Ленинграде,когда на их глазах умирали от голода близкие и родные им люди. Моя мама,сдерживая слёзы,успокаивала маленьких и на их вопрос: "Почему Гоша не дождался редиски,она бы ему точно помогла", впервые не нашлась что ответить.