О фарцовке и не только

Ваша Лена
Сейчас прочла на сайте статью о фарцовке и российских сериалах. Статья дельная, справедливая, но кое с чем я никак не смогла согласиться, начала писать рецензию автору, "завязла" и бросила.
Статья вызвала кучу ностальгических воспоминаний, ими и решила поделиться.
Автор правильно отметил, что фарцовщики и фарцовка у многих вызывали отторжение. Во-первых - благодаря чувству патриотизма, во-вторых - из опасения быть задержанными соответствующими структурами.
Я бы добавила третье и главное - простая человеческая брезгливость мешала пользоваться услугами фарцовщиков ( говоря по-русски - спекулянтов) и посещать черный рынок ( говоря по-русски - барахолку).
Знают ли современные поколения эти слова - "фарца", "барахолка"? Не уверена. Наверное, они стали уже анахронизмами за полным отсутствием употребления.
Но люди поколения 70-х - 80-х гг - помнят их прекрасно.
Итак - первое ностальгическое воспоминание.
На первом курсе института познакомилась я в автобусе с молодым человеком. Он тоже был студентом, наши маршруты совпадали, утренние автобусы были набиты в то время, как сельди в бочке и как-то незаметно для себя, я обнаружила, что мы всегда стоим с ним рядом. Точнее, даже не рядом, а тесно прижавшись друг к другу благодаря нормальной автобусной "давке".
Незнакомец был кудряв, высок, строен, жгучий, что называется, брюнет и - что бросалось в глаза в то время, время всеобщего дефицита - одет с иголочки. В фирменные джинсы, фирменную джинсовую куртку. И сумка, и кроссовки - все у него было не наше, красивое, броское.
Нет, я не купилась на одежку, по которой, как известно, только принимают. Я оценила его раскованность, улыбку, юмор, умение рассказывать. Мне были приятны его заинтересованные взгляды ( а была на мне в то время короткая кожаная курточка в обтяжку, доставшаяся по случаю от одного родственника. Он привез ее из Венгрии для невесты, а той она оказалась мала).
В те дни из Москвы приехал молодежный еврейский театр, спектакли проходили в нашем огромном, помпезном здании театра Оперы и Балета на Красном Проспекте.  И собиралось на них все еврейское население нашего города - довольно многочисленное. Кроме молодежи, обязательно присутствовали мамы, папы, тети, дяди, бабушки и дедушки. Последние и переводили содержание того, о чем говорилось на сцене.
В одну из утренних, автобусных встреч я спросила своего кавалера - был ли он на спектакле, понравилось ли ему. Меня переполняли впечатления, и я хотела услышать его мнение.
-Ну что ты! Какой спектакль! - воскликнул он. - Меня предки чуть не растерзали за последний диск и за те шмотки...ну, ты их видела позавчера. Мать бесилась, визжала, отец чуть из дома не выгнал. И поставили условие - вернуть деньги, причем с наваром. Торчал весь день вчера на барахолке, нашел лоха..загнал ему костюмчик...мать, как услышала за сколько - расцеловала меня...

И стало мне вдруг очень скучно. Мой собеседник был счастлив по-детски от удачно провернутой сделки. И вслух делился планами - что он собирается приобрести в дальнейшем и за сколько. Глаза его сияли фанатичным блеском. Приблизив губы к моему уху, он возбужденно шептал, что как было бы здорово найти знакомство в книжном магазине, что сейчас есть бешеный спрос на такую-то литературу, что книжки вот-вот выйдут и если их достать...что есть люди, готовые платить "капусту" за таких-то и таких-то авторов.

"Барыга. Перекупщик. Спекулянт. Тьфу, какая пакость!" - сказал во мне внутренний голос.
Я торопливо простилась и стала проталкиваться к выходу.

- Тебе же еще рано! Тебе же еще две остановки! - закричал он мне вслед с недоумением.

"Сгинь навсегда, барыга," - ответил ему мой внутренний голос и поставил на его смазливой физиономии большой жирный крест. Я тогда поняла, что никакая блестящая внешность и никакое обаяние и даже общность национальности не сделают чужого - своим. Потому что кроме денег в жизни есть вещи несравнимо более значительные.

Второе ностальгическое воспоминание. Я заканчиваю институт. Нужно выпускное платье. Красивое, нарядное, дорогое. Сколько бы ни стоило. Но в магазинах нет ничего. В нашем двухмиллионном городе с его тысячами магазинов и торговых центров невозможно купить по-настоящему хорошую вещь. Моя портниха была в отъезде и положение становилось грустным и безвыходным.
Вот тогда я и решила пойти на ненавистную барахолку и найти вожделенное нарядное платье. Взяла с собой двоюродного брата. Он учился в театральном училище, вращался в мире "богемы" и гораздо лучше меня разбирался в последних писках моды и ценах. Полностью положившись на его вкус, я купила, наконец, платье. Перед этим с сомнением повертела его в руках. Платье достала из мешка дебелая деваха. Вид у нее был усталый, волосы кое-как заколоты на затылке, сама одета просто.
Платье переливалось какой-то незнакомой, бархатистой, нежной тканью. Стоечка, плечики, талия как-то "прорезинена". Впрочем, для талии мне дали ярчайший, широченный, с массой украшений - пояс.

- Берите! Сами видите, какая роскошная вещь. Девушка в ней будет, как кукла. И всего двести пятьдесят рубликов! У меня эти платья расхватывают, как пирожки горячие...Совсем ничего осталось...

Деваха воровато обернулась по сторонам и раскрыла мешок. Там на дне посверкивали еще пару дюжин этих платьев. Около нас постоянно останавливались женщины и девчонки, плотоядно глазея на то, что у меня в руках.
Продавщица приложила ко мне платье, что-то поворковала, достала другое, опять приложила и заявила - вот то, что надо.

Брат поторговался, расплатился и очень довольный повлек меня к выходу.
Дома мама тоже пришла в восторг. Платье сидело идеально, пояс подошел к нему замечательно.
Каково же было мое разочарование, когда на институтском вечере я увидела  точно такие же платья на нескольких сокурсницах. Мы почувствовали себя, как сиамские близнецы.
"Да ну ее к черту, эту барахолку,-сказал мне внутренний голос. - Никогда не ходила и не надо было. Поганое место".
Дома я затолкала платье подальше в нишу ( были тогда такие замечательные комнатки в "хрущевках") и забыла навсегда.
...
А вот по поводу сериалов и старых советских фильмов. Автор статьи высказал мысль - насколько теплыми, живыми, добрыми были старые фильмы и насколько циничные, лживые, фальшивые сегодняшние сериалы.

Я бы не стала обобщать. Есть фильмы, действительно, чудесные. "Весна на Заречной улице". "Судьба человека". "Человек-Амфибия"... Детские фильмы-сказки: "Морозко", "Королевство Кривых зеркал". А есть ( и таких очень много) - безвкусные, чрезмерно "идейные", слащавость и ненатуральность которых бросается в глаза.
И есть современные российские сериалы - мощные, талантливые.
В эти дни посмотрела 25 серий "Однажды в Ростове". Впечатление - сильнейшее. Несколько лет назад такое же впечатление произвел сериал "Сделано в СССР".
Что лично я бы отметила - что всегда были ( и будут!) в России люди, способные противостоять дикости, жестокости, маразму.