Воскресенье

Александр Андриевский
Интересный эпизод из моей детской жизни сохранился в памяти. За давностью лет, многие его детали, она не может воспроизвести. Когда я пытаюсь в зрительном воображении нарисовать его, то многие из них как бы размываются, а затем исчезают. Всё получается как у героя Евгения Леонова - известного артиста театра и кино, который в одном из его фильмов говорил, держась за голову: "Здесь помню, а здесь - ничего не помню".   

Впрочем, после этих слов, я приступаю к рассказу. В конце пятидесятых годов  прошлого века, а именно в 195...году мне было четыре года. В наступившее  апрельское утро, в нашей квартире, находившейся в длинном бараке, за кухонным столом, с матерью сидела соседка - Елизавета Григорьевна. Её зять, Прокопий Шубин, работал водителем на кране, в лестранхозе. Вместе с ним, в этом же предприятии,  работал и мой отец.
    
Мои мать и отец были крёстными родителями младшего сына Шубиных. Они, в свою очередь были крёстными родителями моего младшего брата Ивана. При общении,  они называли друг друга: кум и кума. Из-за того, что  были кумовьями, они дружили, и  часто ходили в гости друг к другу.
 
Так было и в это праздничное  утро. В наступившее воскресенье, был праздник Пасхи. В свои четыре года, об этом празднике, я имел весьма скромные знания. Я знал по рассказам взрослых о том, что в этот день давным- давно, в  какой-то стране воскрес Господь Иисус Христос. А ещё знал о том, что перед этим днём, все люди красят куриные яйца, и пекут куличи.
 
В праздник Пасхи, наши деревенские мальчишки и девчонки, брали дома крашенные куриные яйца и чокались ими.

Елизавета Григорьевна - тёща  Прокопия  Шубина, жила в их семье. Она помогала дочери Вере по хозяйству. Её дочь работала в лестранхозе десятником. Всё своё время, она посвящала воспитанию двоих малолетних внуков. В наступившее воскресенье, которое было праздничным днём, она решила отдохнуть от всех дел и забот.   

Праздник Пасхи стал для неё хорошим поводом для того, чтобы придти в гости к моей матери. Она принесла с собой бутылку вина. Раза два  или три, наливала в свою рюмку принесённое зелье. Мать выпила  ради праздника  одну рюмку вина, и разговаривала с ней.
 
Кухонный стол как говорится,  ломился от еды и закусок. Отец, мои братья и сёстры, спали в большой комнате, когда мать с гостьей сидела на кухне за столом и тихо разговаривала с ней.

Дочь Елизаветы Григорьевны была ровесницей моей матери, поэтому она называла её тётя Лиза. Мы, ребятишки, естественно, называли Елизавету Григорьевну баба Лиза.
 
После выпитого вина, гостья захмелела. Елизавета Григорьевна расслабилась, на глазах у неё выступили слёзы, когда она рассказывала о своей комсомольской жизни.

В  незабываемые  годы, она уехала  из небольшого волжского города, на стройку города Комсомольска-на-Амуре. Место для  его строительства выбрали  недалеко от Хабаровска.

По воле судьбы, более десяти лет, прожила она с мужем на Дальнем Востоке. После его трагической гибели в этом городе, Елизавета Григорьевна с дочерью уехала из него. Не успело её  сердце  зарубцеваться от перенесённого горя, как она получила от родных телеграмму о смерти матери.

Скоро её дочь познакомилась со своим будущим мужем Прокопием, когда поехала в Читу, к дальним  родственникам . В поезде, она первый раз увидела его. Он ей сразу понравился. Через год после переписки, он приехал к ним в гости. После беседы, состоявшейся у них, они решили ехать в Читинскую область. В небольшой деревне под Читой, у будущего мужа дочери жили родители. Он работал шофёром  в  лестранхозе. Деньги за свою работу получал хорошие. Но не деньги, которые он зарабатывал, были веским аргументом для выбора дочери, а его серьёзное, очень обстоятельное отношение к жизни.    

Елизавета Григорьевна тяжело переживала уход из жизни матери. Недолго думала она над решением переехать с дочерью на родину зятя. Хозяйственные и домашние заботы на новом месте жительства - это было самое лучшее лекарство от того, что приходилось ей переживать, после ухода из жизни родных людей. 

- Мать! Поехали с нами на мою родину,- предложил будущий зять. - Одной тебе жить в городе скучно. Мы с Верой будем работать. Ты по хозяйству будешь нам помогать. Если захочешь продолжать работать, то решим вопрос с твоим трудоустройством.

Слова Прокопия решили судьбу Елизаветы Григорьевны:"Была не была!- подумала  она,- вернуться назад -никогда не поздно. Поеду!"

Но работать ей так и не довелось. На новом месте жительства она, сразу же пошла в контору лестранхоза и устроилась на работу, в бригаду сучкорубов. Работала она в ней недолго. Вера родила сына. Ей  нужно было помогать его поднимать на ноги. Вот из-за этого, она уволилась с работы. Через несколько месяцев, дочь вышла на работу в лестранхоз. Она работала десятником в нём. Деньги за свою работу  получала хорошие.   

Вскоре, она родила второго сына. Через два года после его рождения на свет, родила дочь.
 Елизавете Григорьевне пришлось основательно  впрягаться в семейную жизнь дочери. Заботы о внуках и внучке, помогли ей пережить горе. В её сердце и душе не было больше  режущей боли, когда вспоминала о матери и муже. Жизнь, её заботы, словно доктор, - излечивали её.      

 
Выпитое вино и разговоры о жизни, самым благоприятным образом подействовали на её душевное 
 состояние. После разговоров о " Родительском дне", который наступает через сорок дней после Пасхи,
 она всплакнула. 

Мать печально улыбнулась, увидев слёзы на её глазах. :- Тётя, Лиза! Грех плакать о том, что человек живёт на Земле совсем недолго. Настоящий наш дом на небесах. Сам Господь Бог приходил на Землю, чтобы победить смерть. С его воскресением из мёртвых, у людей появилась вера в то, что смерть не имеет над человеком власти. Здесь, на Земле, мы гости! Из земной жизни, в наш настоящий дом, на
небеса, мы все уйдём, но уйдём каждый в своё время.
   
- Никто из нас ничего не знает об этом,- Елизавета Григорьевна печально улыбнулась.

- Не буду, тётя Лиза спорить  с тобой,- мать моя посмотрела на неё.- Помню, тятя мой умер, и я сразу же начала сильно болеть. Он стал сниться мне каждую ночь.

Наша семья до войны жила в Красном Чикое.  Приходит он в наш дом и говорит мне: - Доченька! Собирайся! Пойдём жить в новый дом, который дали мне. Здесь жить хорошо! Люди - никогда не болеют и всегда бывают молодыми. Собирайся.
 
Проснусь я от страха вся в поту. Страшно мне. Я же сознаю, что тяти в живых нет. Как-то рассказала про этот сон нашей соседки. Соседка выслушала меня, да говорит:
- Когда твой отец придёт во сне к тебе, и будет тебя звать с собой, ты отматери его.

Я ей говорю: -  Не смогу этого сделать! Когда тятя был жив, то я ему слово врёшь не говорила ни разу. Она выслушала меня, улыбнулась, и говорит: - Милая, ты, моя! Во сне  к тебе приходил не отец твой, а нечистый! Вот поэтому и отругай его матом.

В общем, сон снится. Тятя пришёл к нам в дом, и начал уговаривать меня идти  с ним. Я выслушала его внимательно, а потом отматерила, как соседка меня научила.
После того разу, он не снился мне. Можешь верить мне, тётя Лиза,- можешь не  верить. Я правду тебе
говорю!
 
- Не знаю... не знаю,- покачала головой Елизавета Григорьевна. - А вот ещё об очень интересном случае расскажу,- мать посмотрела на неё,- мне недавно о нём мама рассказывала, когда приезжала к нам в гости, после новогодних праздников.

В  деревне жила семья. У одной женщины было несколько сыновей и дочерей. Мужа не было у неё. Дети выросли и поразъехались по разным городам. Один из сыновей никуда не поехал . Он жил недалеко от неё. Мать - есть мать! Она ходила к нему в гости. Так вот.  Неизвестно почему, невестка её невзлюбила. Не знаю почему. Врать не буду.
Однажды на какой-то большой праздник, она решила навестить его семью.
Идёт она по улице. Невестка в это время на кухне обед готовила. А потому увидела её. Она не видела, как её муж зашёл на кухню, из комнаты. Поэтому и сказала:- Змея! Не сидится тебе дома, шляешься по дворам.
Когда мать зашла к ним в дом, то она притворилась хорошей невесткой, усадила её за стол обедать. Открыла крышку сковородки, в которой жарила картошку, а вместо жаренной картошки, в ней лежит  змея. Ничего не сказала ей мать, когда увидела её. Она встала со стула, поблагодарила невестку за
 приглашение  обедать и пошла к себе домой...Вот как может быть в жизни, тётя Лиза. Ничего просто так в ней не бывает. За всё человек расплачивается: и за печаль, и за радость. Вот и скажи теперь, что нет Бога!   
Есть Господь Бог! Есть! Если бы не было, то люди давно поубивали бы друг друга! Мы живём только потому, что есть Господь-Батюшка! Не было бы его, то не было бы нас на белом свете! Не достоин человек вечной жизни, а Господь дал ему возможность жить вечно! Вот поэтому у человека душа завсегда молодая.
Когда ты подходишь к зеркалу и видишь в нём себя постаревшей, то всё в тебе восстаёт против этого,  ты не веришь ему! И правильно делаешь! Душа твоя - молодая! Вот поэтому, ты себе не нравишься.
Разве не так?

- Так-то оно так...Елизавета Григорьевна была грустной, - вспомнила мамину песню. - На глазах у неё 
появились слёзы.

- В воскресенье мать- старушка, - тихо пропела она и сказала  матери,- не могу. Душа болит.  Давно ли я маленькой была? После этих слов она замолчала.

- Сынок!- мать посмотрела на меня,- сходи на улицу, поиграй там с ребятишками. Возьми в миске
 яичка два-три, угостишь друзей. На улице сейчас тепло. Погуляй!    

Скоро я был на берегу реки, что находилась недалеко от нашего дома. На лугу, желтела прошлогодняя трава. В некоторых местах на нём лежал потемневший снег.

Я спустился к заливу реки и отломил льдинку от тороса. Она пахла свежестью. В моём зрительном воображении  стояла мамина подруга- Елизавета Григорьевна.

- В воскресенье мать- старушка,- пела она и смотрела на мою мать.
Неизвестно почему, мне было грустно. Может быть, от сознания того, что рядом с ней не было в это время её матери? Один Господь знает.