Урок Экспромт. Из цикла Школа

Анатолий Кисельников
Урок.
Мысли вслух.
Большое спасибо Николаю Константиновичу Мурашеву. Николай Константинович, не смотря на занятость, выразил свою точку зрения по теме « Урок».
Сегодня, 10:13
Анатолий, тысяча извинений за задержку ответа.
Я не стану выражать своих эмоций, уважая Ваш труд. Просто поделюсь своим представлением по поднятой Вами теме. Вы уж меня извините за сухой техницизм моих суждений.
Урок – это период времени, в течение которого ученик наполняет свою память новым познанием. При этом крайне важно, чтобы приобретаемая информация «загонялась» его Разумом в Долговременную память. Что возможно только в случаях формирования учеником к информации Интереса Разума или возникновения Впечатления психики в момент приёма информации. Третьего не дано.
Эти два фактора очень зависят от учителя, от придуманной им стратегии и тактики подготовки и проведения урока и, конечно же, знания способностей Разумов учеников, впечатлительности их психики и накопленного интеллектуального потенциала. Урок для учителя – это период времени несколько больший, чем период времени урока ученика, требующий серьёзной интеллектуальной подготовки к теме занятий и непрерывного руководства процессом познания в ходе урока учеников.
«Подводным рифом для кораблекрушения» урока является не учёт учителем инфантильности детских Разумов, готовности их к созерцательности в большей мере, чем к аналитическому напряжению. А также не учёт различной эффективности каналов восприятия информации (слуховой уступает зрительному), возникающих при этом помех, и ограничение времени для ученика в самостоятельной адаптации информации к собственному интересу.
Когда учитель устно излагает тему урока и при этом ходит по классу, то его перемещения в панораме, наблюдаемой учеником, подбрасывает тому серьёзные помехи к восприятию информации по слуховому каналу, часто, низводя, его на нет. Когда учитель пишет на доске, то информация о движениях руки становится первичной, нарисованная символика – вторичной и только третичным восприятием становится смысл символики.
В следствие этому, самым эффективным способом познания является чтение текстов и их коллективное обсуждение, в ходе которого учитель возбуждает интерес разумов аудитории к информации обозначением проблем, некогда стоявших перед человечеством, и предлагает современным Разумам осуществить нахождение решений, осуществлённых интеллектами людей несколько столетий тому. Но это как бы один из возможных способов возбуждения интереса к познанию и его долговременному запоминанию. В этом случае также увеличивается время самостоятельной работы Разумов учеников, снижается количество помех в восприятии информации, развивается целеустремлённость в познании и возбуждение интереса к аналитической работе мозга.
На этом остановлюсь
С уважением. Н.К. Мурашев.

« Урок».
                Урок – это Врата в духовный Мир подростка! И входить в этот Мир возможно только с возвышенными чувствами, добрыми намерениями, с улыбкой, ибо ребёнок интуитивно чувствует фальшь  эмоций, эгоистичность намерений, лживость слов! Душа Ребёнка - ручей с прозрачнейшей водой! Постарайтесь не замутить Воду в этом ручье, Вода в нём святая! ( Воложитов А.)
                Die Stunde ist ein Tor in die geistige Welt des Kindes! Man darf in diese Welt nur mit den h;chsten Gef;hlen, mit den gutmutigen Vorhaben, mit der L;cheln herkommen, weil das Kind intuitiv die falsche Emotion,  unehrliche Voraussetzungen und sch;ndliche Worte f;hlt. Die das Leben beginnende Menschen nehmen nicht die Worte ein, die nicht im Herz geboren wurden. Die Seele eines Kindes ist ein Bergfluss mit klarstem Wasser! In den Fluss ist verboten mit den schmutzigen Pantoffeln hereinzukommen. Bem;hen sie sich das Wasser in diesem Fluss klar zu erhalten!  Darin ist das Wasser g;ttlich! ( A. Vologitov).
                ( Вначале было Слово, и это Слово было у Бога, и это Слово было Бог! ) Вначале было Слово! Истинно,  Слово несёт изначальную, подлинную информацию!  И это Слово было у Бога: информация, заключённая в Слове, не только сущая, но и заполнена духовной Энергией! Божественная энергия Слов извращенна.  Метаморфоза оказалась фатальной,  потому что Человек приобрёл неспецифические своей природе склонности, которые выразились в многословности, громогласности и болтливости.  Словоохотливость  неизбежно атрофировала способность к мышлению, что повлекло за собой размывание и утрату первоначального, истого значения СЛОВА.

                Неоднократно пытался сформулировать понятие: « Что такое урок?!» И каждый раз моё толкование оказывалось неполным, недостаточно точным. В душе оставалось ощущение, что главная мысль не выражена! Она, главная мысль, словно запах неизвестного на Земле цветка, притягателен, неповторим, но он не поддается описанию, потому что ему нет аналогов!  Но всё же попытаюсь высказать соображение, которое созрело на протяжении работы в системе образования на протяжении более трёх десятков лет. Что же такое Урок!?
               УРОК – это предложенная учителю возможность проявить мастерство, профессионализм. Профессионализм предполагает доскональное знание предмета. Но не у каждого учителя во время урока  сияют глаза и сердце переполнено вдохновением. В этом заключается мастерство преподавания! Именно мастерство включает в себя многие пункты, наиважнейшими из которых являются умение построить урок таким образом, чтобы  в орбиту общения «учитель – ученик» был вовлечён каждый школьник! Этого результата может достичь учитель творческий, умеющий, прежде всего, излагать материал урока таким образом, чтобы весь класс заинтересовался его предметом! Но и это качество учителя, на мой взгляд, не является главным. Нельзя быть учителю педантом, снобом тем более! Профессионалов в системе образования довольно, но недостаточно творчески работающих, мыслящих учителей!
                Нехватка созидательно работающих, глобально думающих учителей, очевидна, потому что за гранью внимания многих современных преподавателей остаются проблемы школьников! Вы можете возразить, какие такие проблемы могут быть у подростка? Могут быть, потому что подросток не живёт вне социума, погрязшего в проблемах нравственных, духовных!
               Способность учителя по поведению ученика, по выражению его глаз, по словам, нечаянно или чаяно высказанных на перемене или уроке почувствовать настроение, определить эмоциональное состояние его, а главное, отыскать в собственной душе те слова, которые бы смогли, приглушить отрицательные эмоции подростка, успокоить, и в итоге вернуть работоспособность!
                Так же следует сказать, что мыслить и пытаться установить с учеником отношения на уровне духовности задача для учителя нелёгкая! Но, не решив её, невозможно склонить учащегося творчески походить к обучению, критически воспринимать излагаемый материал, выискивать в книгах суть вопроса и дискутировать с учителем подобно  диалогам ученика и учителя в древнейших школах Греции!
                «Разумное сознание не может удовлетворяться случайным существованием относительно-добрых качеств, из которых не вытекает никакого общего правила: самое первоначальное различение добра и зла уже содержит в себе идею добра или блага, без всяких ограничений, заключающего в себе безусловную норму жизни и деятельности. Формально, как постулат, эта идея добра или блага присуща человеческому разуму, но лишь сложною работой мысли определяется и развивается действительное содержание этой идеи».
(Вл.С.Соловьёв ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия).
                Итак, что же такое УРОК! Уверен, что Урок, это, прежде всего ДОБРОДЕЙСТВО! Давайте попытаемся начать с того, что согласимся с выводом древних исследователей, которые пришли к выводу на основе индуктивного мышления, что Человеку с рождения присущи такие качества, как чистота помыслов, нравственность, доброжелательность, правдивость, любовь! Уверен так же в том, что школьник не настолько подвержен влиянию социума, что утратил способность сострадать, или, скажем, спешить на помощь однокласснику! Задача состоит в том, чтобы начинающий жизненный путь молодой Человек осознанно мог квалифицировать ощущения, возникающие в его душе спонтанно в разных жизненных ситуациях, не подавлять, а считать присущими нормальному Человеку, и боле того, адекватно реагировать на эти ощущения! Проблема состоит в том, что в наш век скоростей, пожирания материальных ресурсов Планеты и бездуховности не каждый выкроет минутку, чтобы отдышаться, проанализировать поступки хотя бы последней недели! Возможно ли в суете несформировавшемуся Разуму распознать, что хорошо и что плохо, прежде всего, для личной успешной жизни в ситуации, когда амбициозные личности стремятся посеять хаос в Миру, перенаправить мыслительный процесс Человека с целью его перепрограммирования, замены традиционных духовных ценностей меркантильными интересами. Сумбур в мышлении и хаос в сфере чувств и ощущений усугубляется доступностью информации и интернете, отсутствием молодежных организаций.
                Неразвитому Разуму в этой  ситуации почти невозможно распознать, какие чувства и ощущения являются достойными того, чтобы к ним прислушиваться и поступать согласно внутреннему голосу. К голосу интуиции, врождённым добродетелям, нет времени прислушиваться.  Следовать им в наше время чревато оказаться, за редким исключением,  посмешищем!
                Но вернёмся к нашей проблеме. Итак, Доброта, это состояние Души, врожденное чувство справедливости, нравственности, любви, чистоты помыслов и бескорыстие. Эти совершенства образуют стержень новорождённого Человека! Общение учителя и ученика обязательно подразумевает духовное начало! Учитель, ввиду специфики работы, всегда обязан оставаться Человеком добрым, отзывчивым, лишённым предвзятого отношения к ребёнку. Внутреннее состояние учителя, независимо от ситуации на уроке и полярности в настроении учеников, обязано быть настроенным на ДОБРО, излучать энергию Света. Только собственным примером, пребывая в ДОБРОДЕТЕЛИ, возможно убедить ученика в том, что  «идея добра или блага присуща человеческому разуму, но лишь сложною работой мысли определяется и развивается действительное содержание этой идеи». ( Вл. С. Соловьёв. Оправдание добра. « Нравственная философия). Итог: главное предназначение учителя -  убедить молодого Человека в том, что возможности мозга безграничны, развить в нём любознательность, научить пользоваться информационным полем и извлекать нужную информацию, вовлечь в дискуссию с целью стимулирования работы мысли.
              В современном мире чувствуют себя весьма уютно полярные теории относительно жизненных ценностей Человека. В современном мире нет препятствий для множества людей, обладающих цифровыми устройствами,  в сборе информации. В современном мире торгаш создал возможности с комфортом удовлетворять массе людей самые низкие страсти, что ведёт к приобретению склонностей и пороков, кардинально противоположных ДОБРОДЕТЕЛИ! Мы, взрослые, образованные люди, к нашему стыду, не обладаем настолько твёрдой волей и не в состоянии обуздывать низменные порывы! Мы, взрослые люди, растеряли святость Души и забыли, что всё ещё остаёмся примером для подражания нашим детям, и будем таковыми до скончания истории Земли! Мы, взрослые люди, перестали работать над собой, и тем более, не изобрели способа оградить наших детей от собственных ошибок! Так постараемся дать возможность работать в этом направлении учителю! Создадим ему условия, чтобы он увлёк школьника в волшебную страну, в которой бы он учился мыслить, анализировать, спорить! Истина отыщется сомневающемуся, жаждущему отыскать ИСТОКИ, намеревающемуся понять, откуда есть быть его величество ЧЕЛОВЕК и какова его миссия во ВСЕЛЕННОЙ!
                Урок – прежде всего творчество! Ход урока диктуется степенью усвоенного материала учащимися, их общей подготовленности по предмету, эрудиции и умением выражения мыслей по заданной теме. Учителю ни следует игнорировать пробелы в знаниях учащихся, которые могут образоваться по ряду причин, часто независящих не от учителя, ни от ученика. Учитель среди года может быть направлен на курсы повышения квалификации, как это часто и бывает, а ученик может заболеть. Для успешного продвижения вглубь страны знаний, необходимо расчистить завалы, и лучший способ в этой ситуации положиться на опыт, который каждый учитель накапливает в процессе работы. Способ обновления и закрепления знаний учащихся может быть разным, бесспорно, но цель одна: добиться, чтобы у ученика в памяти отложился чёткий рисунок изучаемой темы, чтобы он мог свободно и аргументировано выражать мысли и уметь отстоять своё мнение на основе не только материала учебника, но и дополнительной информации. И только после устранения пробелов в знаниях учащихся появиться перспективная возможность  работы над новой темой. Поверьте, что для того, чтобы освежить память учащихся, вспомнить материал пройденных тем, не потребуется много времени. Я уверен в том, что это намного демократичнее, если бы учитель вступил в диалог с учеником с целью выяснения причин его неподготовленности к ответу по изучаемой теме. Такой подход ни методически, ни морально невозможно  оправдать.

                Очевидно, что разговор полемичен. Но с точки зрения этических норм он вполне оправдан, потому что урок может быть не выученным по многим причинам. Это, прежде всего, семейные проблемы, которые усугубились ввиду нестабильности современной жизни общества. По внешнему виду учащихся можно судить о том, что очень многие семьи нашей глубинки испытывают материальные трудности. Дети, плохо одетые и зачастую голодные, чувствуют себя неуютно, скованно. Нервные срывы с этой ситуации неизбежны.

                И не только неблагоприятная обстановка в семье провоцирует нервные срывы, и, как следствие, нестабильность в учёбе. Ребёнок может быть не в духе по состоянию здоровья, из–за воздействия магнитных бурь, нарушения биологического цикла, ссоры с друзьями, стрессов, которым подвержены дети виду природной впечатлительности. Не будем забывать и о неразделённой любви, провала в стремлении самоутвердиться в среде сверстников. Именно поэтому целесообразно уделить несколько минут урока на расчистку всевозможных завалов в душах и сердцах детей, препятствующих нормальному ходу урока, на повторение пройденной темы, прежде чем начать опрос и приступить к изложению  материала новой  темы. Учитель, в этой связи, прежде всего психолог. Он открывает перспективу ЖИЗНИ каждому молодому ЧЕЛОВЕКУ, и это сподвижничество непременно должно поддерживаться на всех этапах его жизни, вплоть до получения специальности, трудоустройства, устроенности быта и семьи.

               Урок, разве это не экспромт? Даже если проведён урок в седьмом классе «А», а следующий в седьмом «Б», то урок в седьмом «Б» не получится калькированным, похожим как две капли воды на урок предыдущий. Это бесспорно, это правильно. Уроки  не походят друг на друга потому, что ученики в классе разные, уровень подготовки их различен, настроение детей не одинаковое, отношение к предмету отличное.  Ни один из учителей не застрахован от неприятной ситуации.  Каким же толстокожим надо слыть, чтобы не заметить, что Ученик заплутал, заблудился, и не среди трёх сосен, нет! Ум его пленили обещания красивой жизни! Когда же придёт к Человеку понимание, что время для удовольствий иссякло, и что пора задуматься о Вечном! Да-да, делу время, потехе час, а Душе всю Жизнь! К тому же, не логично упорно излагать тему, если знаешь наверняка, что один из учеников ввиду природной рассеянности не усвоил материал, не проникся смыслом фразы. Оставить ученика в неведении, или повторить материал, фразу, растолковать, разжевать? Но, возможно, это вопрос Совести Учителя? Вероятно, это высшая ступень общения, отношения учителя и ученика складываются не спонтанно, но осознанно, и итогом этого общения станет жизненный успех.

                Вот мы и подошли к главной теме полемичного, противоречивого, однако,  неотложного разговора. На арену грациозно выходит её величество перспектива! Оглянись, читатель, проанализируй ступени своего восхождения к успеху в жизни, или, возможно, к разочарованию, отчаянию. Посчитай на пальцах, как в первом классе, сколько глупостей ты совершил, совершил просто потому, что рядом не было человека, который бы подсказал, наставил, поддержал. Не следует искать виноватых в неудачах при восхождении молодого Человека по ступеням жизни: взлёты и падения неизбежны, особенно в духовном плане. Речь о том, в какое русло необходимо направить работу учебных заведений, и в первую очередь, работу учителя младшей и средней школы, а потом уже преподавателей профессиональных заведений, чтобы выпускник средней школы, а впоследствии – студент не расходовал впустую запас жизненной силы в поисках точки приложения таланта. 
                Было бы наивно считать, что Социум это отстранённое от молодого Человека собрание взрослых людей. Социум вторгается в жизнь юноши и девушки с первой минуты каждого нового Дня. Он вторгается в мозг в виде телефона, компьютера, музыки, телевидения, рекламы, различных шоу. А ведь ещё совсем недавно школа оставалась почти священным местом, в котором преподавали Марья Ивановна  и Иван Павлович, и они знали свой предмет, и они выполняли не только роль учителя, но и духовного наставника, и они выкраивали время для работы с детьми после уроков, и они вечером ещё успевали посетить родителей Пети и Тани, и узнать, почему их дорогие ученики сегодня не решили задачку, или не выучили стихотворение, и всё ли в семье хорошо, потому что у Тани фартук был плохо выглажен, а у Пети в чернильнице не оказалось чернил?
                Все деяния взрослых очевидны для подростка. Поэтому взрослые в ответе за свои поступки, дела, мысли, потому что ребёнок не может не реагировать на действия взрослых. Ответственность за будущее ребёнка, и в конечном итоге, будущее страны, полностью лежит на них.
                Много ли проку в стремлении взрослых людей направить молодёж на путь истины, если они не ведают этой истины? Поверит ли молодой Человек СЛОВАМ, пусть даже содержащим  БЛАГОСТНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ, если жизнь, созданная взрослыми, не даёт шансов молодому Человеку развиваться духовно, создать условия для приложения таланта, удовлетворить семейные амбиции? Согласитесь, что это ключевой вопрос. Что проку в СЛОВАХ взрослых людей, если они не гарантируют успех в жизни молодого Человека? Не в личных ли амбициях состоит наша проблема?  Мы перестали рядить наших детей в старые одежды Матерей и Отцов, в которые впитался пот от труда на ПОЛЕ десятков, сотен поколений наших предков, в изношенные одежды, перешитые для детей и несущие информацию о наших нравственных истоках.  Мы перестали возносить молитвы ПОЛЮ, чтобы оно простило нас за нашу нерадивость, мы перестали возделывать Поле и отторгли наших детей от Поля, кормившего наших пращуров на протяжении многих тысяч лет. Не в мирном ли труде черпает Человек мудрость и смирение, не в мирном ли труде он учится уважать рядом стоящего с ним Человека?  Мы утрачиваем ИСТОКИ….
                Экспромт закончу выдержкой из очень старой газеты, которую я храню более 20 лет и считаю мысли, заключённые в напечатанной на её страницах статье, правильными, коренными для ясного понимания задач образования.
«… детские городки делятся на три вида: младшие, где дети живут вместе с родителями, (правда, чаще только с мамой, так как папы работают, находятся в командировках, да и на других планетах), до пяти-шести летнего возраста они попадают в другой городок, где они реже видятся с мамами и их игры становятся более сложными; они изучают начала искусств ( музыку, рисование, лепку, танцы, пение, спорт), многие любят возиться с насекомыми, зверушками, изучают минералы, ныряют в море, строят простейшие модельки дисколётов, пробуют снимать кино, то есть, в этом возрасте дети сами определяют свою дальнейшую учёбу, профессию, жизнь. А в третьих городках дети учатся жить и работать. Обучение в городках второй ступени и в городках третьей очень легко и весело, в виде игр. Дети могут переходить свободно от учителя к учителю и от науки к науке совершенно самостоятельно, так что у некоторых учителей сегодня может быть шесть учеников, а через десять дней уже двадцать восемь…) ( А Подсевалов. « Возвращенец». 24. 04. 1991 Год.)

(Окончание следует).

Волгоград, 2015 Год.