Период дожития

Жанна Агасян
 В то утро в семье Маргариты Сергеевны Швецовой ничто не предвещало скандала. Звонок в дверь. Супруги Швецовы, пожилые пенсионеры - Маргарита Сергеевна и Александр Иванович - вышли в прихожую.

В дверях стояла соседка с верхнего этажа, Екатерина Максимовна - пунцовая, в летней шляпе, на которой была густо навалена манная каша… и плащ также был испачкан кашей.

 – Катя? Что с тобой? О, Господи!- испугалась Маргарита Сергеевна, взглянув на подругу.- Проходи, проходи… Что с твоей шляпой? Мальчишки хулиганили? Почему у тебя на шляпе манная каша?

Пунцовая Катя, спотыкаясь, заходит в квартиру.
– Какие мальчишки? Это твой Саша манную кашу из окна вывалил. Она разгневанно смотрит на хозяина дома:
– Я видела тебя, Александр Иванович, в окне с кастрюлей в руках. У меня талон к врачу на восемь тридцать… И как теперь мне в таком виде появиться в поликлинике?
 
Растерянный Александр Иванович извиняется перед соседкой, прячет глаза.
- Сегодня, как на беду, закончилась сухая крупа, которую птицы так любят,
и мне пришлось выбросить остатки каши во двор. Извините, я не рассчитал траекторию движения…
 
Он отходит в сторону и быстро исчезает в глубине коридора. Жена за него извиняется, обещает подруге купить новую шляпу:
- Пойдем в ванную, я помогу тебе отмыться.
Но соседка безнадежно машет рукой и быстро уходит прочь.

После ухода Екатерины, жена устраивает мужу истерику.
- Ты измучил меня своими голубями, а теперь и Кате досталось. Сколько же можно дурью маяться?
- Не устраивай истерики по любому поводу,- возражал муж.
- Какой еще повод тебе нужен? - распалялась жена. - Манная каша на голове у Кати – разве это не повод?…
 
Маргарита Сергеевна очень страдала: в последнее время Александр Иванович пристрастился кормить голубей, не выходя из дома, на подоконниках, по всей квартире. Марго это казалось чудачеством – грязь, пух и перья на кухне…
Никакие уговоры жены не помогали.

Все началось с уходом мужа на пенсию.
Маргарита Сергеевна, прожив со своим мужем Александром Ивановичем, в любви и согласии много лет, после выхода на пенсию растерялась - они с Александром Ивановичем потеряли свое место в жизни. Оба, интеллигентные люди, когда-то делали вместе документальные фильмы, и вдруг, как-то нежданно-негаданно, подобрался к супругам «период дожития».

Он всю жизнь снимал документальные фильмы о дикой природе. После ухода на пенсию оказался не у дел и глубоко переживал свою невостребованность, хотя и пытался остаться в профессии. Придя в очередной раз после встречи с продюсером, которому он показывал свой фильм, Александр с горечью рассказывал Маргарите об их встрече:
 
- Продюсер, мальчишка, лет тридцати, болтал всю дорогу с редактором,
на экран почти не смотрел. После показа я встал, вынул диск из компьютера и молча вышел за дверь.
– Надо было спрятать свою гордость в карман и досидеть до конца, - упрекнула Маргарита мужа.
– И что бы я высидел? Я для них отживший свой век старик, - с горечью говорил ей муж.
 
Маргарита Сергеевна молча вздыхала в ответ. Обиднее всего было то, что муж – профессионал высокого класса. Его фильмы получали в свое время призы на кинофестивалях. А какие фоторепортажи он привозил из экспедиций. Они есть даже в учебниках по фотографии. Раньше у него была интересная жизнь, полная впечатлений и творчества, а теперь – четыре стены и мизерная пенсия.

Но и Маргарита Сергеевна тоже работала на киностудии, занималась монтажом фильмов. И тоже теперь никому не нужна. И, тем не менее, она держится и не превращает дом в помойку. Ей было непереносимо больно видеть, как муж становился неопрятным чудаком. Попереживав немного, Маргарита Сергеевна решила все же набраться терпения и мудрости, дабы сохранить семью – негоже на старости лет разводиться со своим «каким-никаким» Сашей. Ведь мужчинам легче забраться на вершину скалы, нежели жить размеренной и однообразной жизнью. А Саша переживает травму и надо ему помочь.

Прошла неделя.
Маргарита заходит в гостиную с широкой улыбкой на лице. В руках она держала птичку в клетке. Муж с фотоаппаратом в руке стоял у окна, наводя резкость на объект за окном. На столе – включенный компьютер. Маргарита подошла к столу, посмотрела на экран компьютера. Там – красочные, профессионально снятые фотографии городских птиц.

Маргарита поставила покупку рядом с компьютером.
 – Посмотри, какая прелесть! Этого попугайчика можно научить разговаривать.
Александр повернулся к жене, несколько секунд безразлично наблюдал за пестрой, шустрой птичкой в клетке, после чего глухо бросил жене.
- Для чего ты купила его? Небось, кучу денег выбросила. Птицы должны жить на воле, а не в тюрьме…

Жена не сдавалась.
- Кстати, я нашла голубятню, за нашим домом, совсем рядом… там собираются голубятники, сидят на лавочке, общаются…
 - Ты же знаешь, Марго, у меня давление, мне тяжело выходить на улицу. Я лучше дома посижу и полюбуюсь на птиц из своего окна, - отвечал ей муж.
 Расстроенная Маргарита порывалась что-то ответить, но воздержалась, глотая слезы. Постояв немного в одиночестве, она забрала клетку с птичкой и вышла из комнаты.

На следующий день позвонила соседка Катя, пригласила Маргариту Сергеевну на их очередную прогулку. Прогулявшись по парку, Маргарита и Екатерина присели на свободной скамейке. Говорили в основном о «манной каше Саши». Катя была необычайно взволнована: 
-  После того, как твой муж выплеснул на меня манку, я задумалась… эти голуби до добра не доведут. Будь осторожна! Ты слышала про птичий грипп? Голуби – разносчики заразы. Я принесла тебе статью, где все подробно прописано…
 
Екатерина вынула из сумочки журнал, протянула Маргарите. Та начала нервно листать страницы журнала. Неожиданно чихнув, полезла в сумку за платком.
– Будь здорова, подруга! – улыбнулась ей Катя.
– Спасибо!
«Все начинается с банального насморка…» - читала в журнале Маргарита Сергеевна.
 
Катя с тревогой наблюдала за подругой. Потом начала искать что-то в своей
сумочке, нашла наконец, вынула оттуда консервную банку:
- Сегодня утром я съездила в зоомагазин и купила тебе средство для отпугивания кошек. Попробуй, может и птиц отпугнет. Разложи на подоконнике… 

Маргарита забрала баночку.
 – Неужели есть такое средство? Попробую. Спасибо тебе, Катя, сколько я тебе должна?
– Ерунда, не будем мелочиться. Главное, чтобы ты решила свою проблему, - она сочувственно смотрела на подругу.

 В ближайший выходной Маргарита в резиновых перчатках и в маске убиралась на кухне. Здесь, на кухонном столе, на полу была рассыпана крупа. Везде… пух, птичий помет.
Вошел муж.
 
– Птицы теперь уже члены нашей семьи? – спросила жена. – Ты их специально прикармливаешь, чтобы в кухню залетали?
– Возможно, и так, - усмехнулся муж.
 
– Знаешь, дорогой… - Марго едва сдерживалась, чтобы не сорваться на крик. – Кухня – это место, где готовится пища, а тут птицы… птичий помет… а самое страшное, птичий грипп.
 – Брось, Марго. Ты, как всегда, все преувеличиваешь. Лучше попробуй мою уху – отменное блюдо. Я сам приготовил.
Но жена отвернулась. Пожав плечами, расстроенный Александр вышел из кухни.

Маргарита подошла к подоконнику. Внимательно рассматривала оконное стекло.
Потом открыла шкафчик под рукомойником, вынула оттуда хозяйственные перчатки, тряпки, консервную банку – катин подарок – и начала тшательно протирать оконное стекло. Закончив работу, она аккуратно выложила содержимое консервной банки на подоконник.

Обстановка в доме накалялась. Маргарита Сергеевна решила позвонить дочери Наташе и пригласить ее приехать на выходные, чтобы посоветоваться с ней о «голубиной проблеме».
Наташа Швецова, изящная тридцатилетняя женщина, работала бухгалтером в частной юридической конторе.

 -Дошло до того, что я обедаю и ужинаю в гостиной, а он у себя в комнате,
- делилась с дочкой Маргарита Сергеевна, накрывая стол к ужину. – Он, с чайником в руке, а я с чашкой… Мне везде мерещится птичий грипп.
 – Ты все преувеличиваешь, мама, - успокаивала мать Наташа. – Ну, оставь ты его в покое. Главное, папа тебя любит. А все остальное – старческие причуды.
 
– Значит и я старуха? – обиделась мать. – И всего-то на два года моложе него… Неужели мы с твоим отцом превратились в старых маразматиков?
 – Ты меня не так поняла, - смутилась Наташа.
– Папина дочка…как была ею, так и осталась… ни капельки не изменилась, - ворчала раздосадовано Маргарита Сергеевна.

В дверях гостиной появился Александр Иванович. Все трое расселись за столом.
Наташа с беспокойством поглядывала на родителей. Отец перехватил ее взгляд.
– Не волнуйся, дочка, у нас все хорошо. Лучше расскажи о себе.
 
– Папа, поезжайте в какую-нибудь экзотическую страну. Я куплю вам с мамой тур. Ты сможешь сделать там массу классных фотографий.
– А, может, на Север? Как ты думаешь, Саша? – вмешалась в разговор Маргарита Сергеевна. – Помнишь, как мы с тобой работали над фильмом о северной гагаре?
 – Нет, не помню, - неожиданно резко прервал ее муж.
   
Повисла неловкая пауза.
- Извини, дочка, пойду к себе, прилягу. Что-то мне нездоровится.
Александр Иванович ушел к себе.
 
Мать и дочь долго обсуждали создавшуюся в доме проблему.
– Потерял смысл жизни. Если бы он снова начал работать…- рассуждала Наташа.
- Какая работа, дочка, ты не видишь, что он нездоров.
– Как раз работа вернет ему здоровье, - возражала Наташа. – Она – самое лучшее лекарство.
 
Но мать была уверена, что поиски работы – это бесполезное дело: везде и всех интересует только графа даты рождения. Как выбраться из этой проблемы?
 Наташа советует матери искать работу не для себя одной, а найти что-то, что будет объединять их с мужем, какое-то дело, интересное и ей, и ему. Это поможет им обоим справиться с кризисом.

– Уговори папу заняться тем, что у него лучше всего получается. А я займусь оформлением дела. И не огорчайся ты так. Все будет хорошо, мама.   
- Общее дело? – рассуждала Маргарита Сергеевна… - А справлюсь ли я? Возраст уже не тот… и потом, во главе дела всегда стоял мой муж, а я была ведомая, послушно шла за ним и выполняла все, что он требовал от меня. Верила во все его начинания.
 – Мама, для того, чтобы разорвать круг ваших проблем, надо на что-то решиться. Или вы придумываете общее дело… или же на какое-то время расстаетесь с папой.
 
Прошла беспокойная неделя в бесполезных поисках работы. Вечером, за чашкой чая на кухне, Маргарита, уставшая, подавленная очередным отказом в поисках работы, жаловалась мужу:
 
- Везде один и тот же вопрос: вам больше сорока пяти? И отказ! Неужели мы с тобой, как-то незаметно, попали в… как ты там говорил?
– В период дожития, - подсказал ей муж. – И это не я сказал, а так в пенсионных законах прописано. Не успели оглянуться, а нас уже впихивают в «дожитие».

Александр Иванович встает, убирает за собой посуду, говорит жене:  - Ты хлебные корки не выкидывай в мусоропровод.
 Жена взрывается: 
– Твои птички меня достали, Саша.
 Муж возражает ей:
– Ты же кормишь ту птицу, которую мне подсунула для чего-то?
 – Эта пташка доставляет мне радость, а твои голуби, Саша, приносят мне одни слезы…
Помолчали. Маргарита забрала свою чашку со стола и молча вышла за дверь.

А через несколько дней случилось то, чего Марго никак не ожидала… В тот вечер, вернувшись домой после очередных поисков работы, войдя в квартиру, она остановилась в коридоре, прислушиваясь к голосу мужа.  Из кухни доносились голоса Александра Ивановича и соседки, Екатерины Максимовны.

 – Я всегда думал, что Марго ваша подруга, -говорил Александр.
 - Подруга? Да как вы не поймете, что дружу я с вашей Марго исключительно из-за вас. Я вам сочувствую, Саша. Вам… вам другая женщина нужна… которая не будет мучить такого доброго, мягкого, деликатного мужа.
 
Стоя перед кухонной дверью, Маргарита еле сдержалась, чтобы не влететь в кухню и не вцепиться в свою подругу. «Ну, Катя, ну и мерзавка же ты, подруга…».
Сколько раз она слышала от этой дряни нелестные характеристики в адрес Александра Ивановича… «Твой муж, дорогая, мягко стелет-жестко спать»…
 
До нее еще некоторое время доносились их голоса, но Маргарита старалась овладеть собой, чтобы не влететь в кухню. Наконец, она услышала голос своего Саши: - Не продолжайте, Катя, меня устраивает моя Маргарита. И я собираюсь пройти с ней по жизни до конца своих дней.

Взволнованная Маргарита повернулась и вышла из квартиры, хлопнув парадной дверью. Выйдя во двор, она  подошла к детской площадке и машинально села на качели. Занятая своими мыслями Маргарита не заметила подошедшего сзади мужа.

Александр осторожно остановил качели, обнял ее за плечи, повернул к себе плачущую жену.
 – Ну, ну, не плачь моя хорошая. Ты была дома? Я слышал стук входной двери. Что ж ты убежала?
 – Да, я слышала ваш с Катей разговор… немного удивилась, когда узнала, как ты на самом деле ко мне относишься. Ты же никогда не объяснялся мне в любви… Помнишь... -«Я хочу, чтоб ты пошла со мной по жизни».
 – Нет, не помню. Пойдем, уже поздно.
Обнявшись, супруги пошли к своему подъезду.

 День, который стал поворотным и решающим в судьбе супругов Швецовых, Маргарита запомнила надолго. Александр сидел на кровати, держа на коленях ноутбук.
Он просматривал фотографии птиц. Марго вошла к нему, держа в руке конверт с фотографиями:

-Посмотри, как меня на социальную карту сфотографировали. Я сначала даже не признала себя.
Муж внимательно просмотрел ее фотографии.
 - Тут должен быть совсем другой свет. И ракурс… Глаза в провале. Руки бы поотрывал за такую халтуру!
 
Александр быстро подошел к шкафу, вынул оттуда свой фотоаппарат со штативом, установила аппарат перед столиком, за которым сидела жена. Внимательно посмотрел на нее. Казалось, он видел ее впервые:
– Итак, Ритуля, представь себе, что нам с тобой по двадцать лет. Представила?
 
Маргарита радостно наблюдала за мужем. Перед ней был ее двадцатилетний Саша.
– А сейчас посмотри сюда… не морщи лоб… подбородок повыше… еще выше… вот так…
не надо так широко улыбаться, мягче… хорошо… замечательно…
 
- Саша, а почему-бы тебе не заняться тем, что у тебя лучше всего получается? –неожиданно спросила жена.
 Александр начал собирать штатив. - Ты что имеешь в виду?
–Малый бизнес. Фотостудия, - радостно отвечала Маргарита.

– Ты будешь фотографировать клиентов, а я займусь ведением дел.
– Не хватало, чтобы я штамповал фотографии. И потом… ты хоть представляешь себе, что такое «ведение дел»? Это отчеты, аренда, бухгалтерия… Ты всем этим когда-нибудь занималась?
 
– А Наташа? – нашлась жена, вспомнив предложение дочери. – Она нам поможет с бухгалтерскими делами. Это же ее профессия.
- Вот вы с Наташей и начинайте свой семейный бизнес, а я спать хочу. 
Александр убирает в шкаф фотоаппарат со штативом, закрывает ноутбук, кладет его в тумбочку и идет спать.

Но несмотря на сопротивление мужа, Маргарита твердо решила идти до конца в задуманном деле.
На следующее утро Маргарита сидела за компьютером, просматривала информацию на мониторе. Потом взяла со стола мобильный телефон, набрала номер, попросила к телефону некоего господина Адамова и договорилась о встрече по вопросу аренды помещения. Закончив разговор, Маргарита встала, подошла к зеркалу, поправила прическу, критично осмотрела себя в зеркале и вышла из комнаты.

 На улице она встретилась с Екатериной. Та, улыбаясь подруге, шла с тяжелой продуктовой сумкой-тележкой.
 – Марго, привет дорогая. Как ты? Куда пропала? Я несколько раз звонила тебе… Может, заглянешь ко мне? Я пирог с яблоками собираюсь испечь.
– Нет, Катя, не смогу… Много дел.
– Жаль. У меня созрел новый потрясающий «птичий план».

 Маргарита нетерпеливо посмотрела на часы.
- Извини, опаздываю на деловую встречу.
 – Я тебя чем-то обидела? – осторожно спросила Катя.
Маргарита рассмеялась:
- А ты не догадываешься? (копируя голос подруги) ..." Я вам сочувствую, Саша. Вам… вам другая женщина нужна… которая не будет мучить такого доброго, мягкого, деликатного мужа"...
 
- Ты, Марго, не так все поняла… Подожди, не уходи… мы не договорили… - волновалась Катя.
Маргарита решительно отстранила ее с дороги.
- Извини, тороплюсь по делам.
 Пунцовая Катя смотрела ей вслед:
- Деловая-я!

Оторвавшись от назойливой Кати, Маргарита подошла к помещению с вывеской «МАГАЗИН ОДЕЖДЫ». Здесь ее поджидал Вадим Адамов.
 -Маргарита Сергеевна? Проходите! У меня только полчаса, надо встречаться с поставщиком. Но, надеюсь, мы успеем.
 Они входят в «МАГАЗИН ОДЕЖДЫ». Осмотрев предложенное владельцем магазина помещение и оговорив с ним условия аренды, Маргарита поспешила домой.

Она решила заложить свои драгоценности. Вернувшись домой, Маргарита подошла к шкафу, выдвинула один из ящиков, вынула оттуда свои драгоценности. Отобрав украшения, она аккуратно сложила все в шелковый мешочек. Затянув тесьму, неожиданно обратила внимание на свое обручальное кольцо.
Маргарита собралась было снять его с пальца, но, передумав, оставила кольцо на пальце.

Через несколько дней у Маргариты возникла новая проблема: позвонил владелец помещения и назначил ей срочную встречу. Они встретились в сквере. Присели на свободной лавочке.
 
– Маргарита Сергеевна, - говорил Адамов вкрадчивым голосом. – При первой нашей встрече я не обратил внимания на ваш возраст. Должен вам сказать, что вы очень неплохо выглядите…
- Благодарю вас. Но при чем здесь мой возраст.
– Прошу понять меня правильно, - продолжал Адамов. – Вам скоро шестьдесят.
В таком возрасте и кредиты выдают со скрипом. Случись что с вами, я потерплю убытки… и немалые. А потому, нам надо пересмотреть наш договор аренды.
Короче! Я имею в виду оплату помещения не за полгода, а за год вперед.

– Это так неожиданно, - растерялась Маргарита Сергеевна. – Вы загоняете меня в угол, – говорила она упавшим голосом.
- Вы, Маргарита Сергеевна, мне очень симпатичны. Но бизнес есть бизнес.
Подумайте, я перезвоню вам завтра, и вы сообщите мне свое решение. Договорились? Всего хорошего. - Адамов бесшумно исчезает. Маргарита Сергеевна остается сидеть на скамейке.

Откинув голову, она закрывает лицо руками. Встреча с арендодателем расстроила Маргариту. Ее начали одолевать сомнения, стоит ли дальше бороться за начатое дело.

Маргарита пришла домой расстроенная. Машинально переоделась, вошла в гостиную, упала в кресло, закрыла глаза, напряженно размышляла.
Муж подошел к ней, сел рядом.
- Что с тобой, Марго, тебе плохо? Ты что так припозднилась? Где ты была весь день?
 
Маргарита внимательно посмотрела на мужа, тихо проговорила:
 - Я взяла деньги у Наташи. Заложила все свое золото в ломбарде… набрала нужную сумму для аренды помещения и оборудования фото студии… а сейчас выяснилось, что еще столько же денег не хватает…

Александр Иванович встал, отошел от жены.
Заходил туда-обратно, время от времени бросая недобрые взгляды на жену.
  – Да-а…это уже что-то новенькое… мы с тобой погорим и останемся ни с чем, – он неожиданно резко остановился посередине комнаты:
– Я не пойду на эту вашу с Наташей авантюру.

Маргарита вздрогнула, как бы протрезвев, тряхнула головой, резко сказала мужу:
 - Что же это получается, Саша? Мы все – я, ты и Наташа – семья. Нас трое,
а ты предлагаешь нам с Наташей вдвоем решать семейную проблему? А сам в кусты?
 – Во-первых, это не семейная, а придуманная тобой проблема,- говорил ей Александр Иванович. - И ты вовлекаешь в свою авантюру всех остальных членов семьи. Представь себе на секунду, что будет со всеми нами, если мы прогорим? Раньше, когда мы ошибались в творчестве, то ответственность была чисто творческая, ее можно было исправить, а сейчас, ответственность будет посерьезнее, финансово-экономическая.
 
– А что, во-вторых? – спросила жена.
-А во-вторых, утро вечера мудренее. Пойдем спать. Проснусь завтра и решу, как остановить мою бизнес-леди.
Александр Иванович ушел в спальню.

Маргарита, обхватив голову руками, застыла в кресле. Муж не верил, что в их нынешней жизни можно что-то изменить. Придется всем заниматься ей одной. Для начала, думала Маргарита Сергеевна, надо пригласить другого фотографа, пока Саша не одумается. Зная лидерский характер своего мужа, она была уверена, что этот ее шаг поможет склонить его на свою сторону.

Иногда в нашей жизни приходится идти на компромиссы, - рассуждала Маргарита сама с собой… - Но что им движет? Страх потерять деньги? Маргарита знала, что  для Саши всегда важнее материальной была духовная сторона вопроса… Вернуться к своей любимой профессии… что может быть лучше этого? – терзалась она, не находя ответа на свои бесконечные вопросы.

А муж тем временем, постоянно подтрунивал над своей новоиспеченной «бизнес-леди»:
 - Ну, как дела у бизнес-леди?
 И жена хвасталась перед ним:
 - Ходила на курсы фотошопа. Учусь компьютерной обработке фотографий. Наташа будет вести бухгалтерию. Она уже дала свое согласие, тем более, что давно собиралась уйти с работы в своей фирме.
 
– А где ты возьмешь вторую половину взноса? – усмехнулся муж.
– Есть такие банки, которые ссужают пенсионеров. Возьму кредит на длительный срок, – отвечала Марго, отводя от мужа глаза.
Повисла пауза. Наконец, Марго решилась...
– Знаешь, Саша, сегодня с утра я подыскивала фотографа…
Еще одна пауза.
Жена продолжала:
- ...ты же отказываешься со мной работать. Жаль конечно. Где я найду такого талантливого как ты…

 Звенящая тишина.
Марго боялась поднять глаза и взглянуть на мужа.
 И вдруг! Как гром среди ясного неба!
Муж, наконец, отреагировал на ее слова:
– Я знаю, Марго, где взять деньги!
 
Оказалось, Александр Иванович решил продать свой фирменный немецкий фотоаппарат. Маргарита Сергеевна была на седьмом небе от счастья!
Она нежно обнимала мужа:
– Спасибо, родной.
 А муж тем временем заботливо накрывал жену шалью:
 - Ты сегодня какая-то бледная, изможденная. Загоняла себя. Придется и мне впрячься в эту гонку. Ничего не поделаешь. Времена уже не те пошли…

А уже через месяц!

Супруги Швецовы подходят к зданию с табличкой «СРОЧНОЕ ФОТО». Муж галантно пропускает Маргариту Сергеевну вперед, входя за ней в помещение… но через секунду тащит жену обратно к выходу. Профессиональным жестом оператора он ставит ее «в кадр», наводит резкость и щелкает улыбающуюся Маргариту «в фас» и «в профиль».

Маргарита Сергеевна ослепительно улыбается. Сияющими глазами победительницы смотрит она на своего Сашу, потом обращается к нему с просьбой:
- Дорогой, у меня появилась новая идея – давай заменим вывеску: «ФОТО» на другую – «СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ».

Супруги Швецовы весело улыбались друг другу.

                КОНЕЦ.