Труд - венец Света!

Дмитрий Зырянов -Омский
               

  В данном случае мы не будем особенно опираться на теорию эволюции выдающегося учёного Чарльза Дарвина, но одно из его высказываний, укоренившиеся в народе, по этому поводу упомянуть стоит.
«Труд сделал из обезьяны человека». Но почему только обезьяна? В природе всё находится в непрерывном труде. Каждая живая частичка мироздания занимает закономерно отведённое ей место. Во всём прослеживается какой-то негласный порядок. Ведь только внешне человеку кажется, что вокруг такая же неразбериха, как в его мыслях и его стремительной, зачастую неосознанной жизни. Но если человек начнёт внимательно вдумываться и вглядываться в окружающее, то он непременно ощутит на себе действие всеобщих законов, управляющих Вселенной. Более того, он заметит, что всё вокруг, до мельчайших элементов, именно трудится!
  Например, как пишет автор статьи в газете «Фазенда» №4 2001 г. об обыкновенных земляных червях: «Черви заглатывают не только перегной, содержащий останки отмерших растений, но и бактерии, водоросли, споры грибов, простейших. Разлагая клетчатку и переваривая растительные остатки, черви переводят органику почвы в соединения, доступные для растений, при этом обогащают её азотом, калием, кальцием, фосфором, магнием, микробами».
Автор статьи, к сожалению не указанный, ещё много рассказывает о пользе, которую приносят эти внешне неприглядные трудяги. Есть у него и слова, которые звучат возвышенно: «Нет ни одного другого существа, которое было бы таким хорошим другом земли и гарантом её плодородия и нашего благополучия, как обычный червяк».
   Как же должен после таких слов задуматься человек о своей роли во всеобщем строительстве Мироздания и о труде в целом.
Само понятие труда должно, наконец, занять достойное место в жизни людей. Как говорится в Учении Живой Этики: «Около понятия труда накопилось много наветов. Еще недавно труд презирался и считался вредным для здоровья. Какое оскорбление заключается в признании труда вредным! Не труд вреден, но невежественные условия труда. Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Не только качество труда должно быть высоко, но должно окрепнуть обоюдное желание сделать условия работы ясно понятными. Нельзя проклинать трудом, нужно отличать лучшего работника.» (Агни-Йога. Община, 11)
«И другое непременное условие должно быть выполнено. Труд должен быть добровольным. Сотрудничество должно быть добровольным. Община должна быть добровольной. Никакое насилие не должно порабощать труд. Условие добровольного согласия должно лечь в основание преуспеяния…» (Агни-Йога. Община, 9)
   Причиной неуважения к труду является отсутствие объединяющей идеи. Труд без перспективы становится ежедневной рутиной. Потеряло государство всеобщую идею – тут же во весь рост выросли все человеческие пороки. В советское время в нашей стране ещё в школе преподавали прилежание к Общему Благу. Будучи ещё не в состоянии в полной мере оценить саму идею, дети всё же своим ежедневным трудом старались быть полезными своей Родине. Мы по-настоящему радовались счастью родиться в этой стране. Хотя эта идея и не ограничивалась рамками нашего государства. Ведь всеобщий мир и совместный труд не могут быть достигнуты одной страной, в отдельности от других на Земле. Где же будет красота и порядок, если одни будут созидать на планете, а другие безответственно разрушать её?
   И так называемая политика здесь вовсе не причём. Разве упомянутый выше земляной червяк, когда рыхлит землю, задумывается над тем, чью территорию он удобряет, Американскую или Российскую, Немецкую или Китайскую? Вы возразите, разве червяк может думать?! Но этот вопрос и по сей день остаётся открытым для настоящих учёных.
Птицы, перелетая во время зимовки из одного полушария в другое, не задумываются о визе на перелёт через границу. Смешно? Действительно, когда подумаешь, сколько ненужного и глупого придумали люди. Вместо того чтобы совместными усилиями облагораживать облик нашей многострадальной Планеты.
   Вот при такой всеобщей идее совершенствования нашей Земли и труд становится естественным, желанным и радостным! Люди перестанут бояться самого труда, осознав законы его воздействия на человека. Как Сказано в Учении Живой Этики: «Говорят, что труд может быть утомителен и даже вреден для здоровья. Так говорят ленивые и неподвижные люди.
   Поймите: труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, — и никакая усталость недоступна. Не пытайтесь найти отдых в безделье. Безделье есть лишь микроб усталости. После напряжения могут заболеть мускулы, но стоит погрузиться в безделье, и вы почувствуете всю боль. Тогда как, вызвав работу противоположных центров, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений. Конечно, подразумевается большая подвижность, которая развивается сознательным опытом…»  Листы Сада Мории. Озарение. Часть III, V, 15.
   Хорошим примером такой подвижности является описание повседневного труда выдающегося Русского художника, мыслителя, учёного, путешественника и всемирно признанного гуманиста Н.К. Рериха.
П.Ф. Беликов, известный библиограф художника, в своей статье приводит воспоминания очевидца В.А. Шибаева, долгое время работавшего секретарём Николая Рериха. Шибаев писал: «Работал Николай Рерих очень усердно и планомерно. Он не был ни в чём педантом, но считал обязательным, как для себя, так и для всех своих сотрудников, отрегулированный трудовой ритм. Время распределялось так рационально, что не терялось напрасно ни минуты. В воскресенье и иные праздничные дни никто не прерывал своих повседневных занятий. За многие годы совместной жизни я никогда не видел Рериха праздным, бездействующим, рассеянным или суетливым…» В.А. Шибаев «Воспоминания очевидца» П.Ф. Беликов.
   Не кажется ли вам странным, что говоря о труде, людям зачастую представляется что-то такое изнурительное, тягостное, беспросветное, но вроде бы необходимое? В то время как что-либо касающееся различных видов искусств, так возвышающих и устремляющих человека, считается развлечением и бесполезным времяпрепровождением.
    У людей стёрлась из сознания мысль о том, что всё касающееся красоты и совершенствования в жизни – есть труд. Любая работа, лишённая искры Прекрасного, становится скучной и не интересной. Музыкант, поэт, литератор, живописец, работающие на волне неземного вдохновения, являются истинными тружениками и созидателями! Так человек, слушающий музыку, читающий книгу, смотрящий на картину, художественный кинофильм или театральную постановку, тоже трудится вместе с автором, учится и творит в мыслях. П.Ф. Беликов в своей статье «Творчество Н.К. Рериха» так говорит по этому поводу: «Настоящее произведение искусства – это совместное творчество художника и зрителя. Это диалог. Где не состоялось разговора со зрителем, где зритель не задал ни одного вопроса, не добавил к мысли художника ни одной своей мысли, там искусство не достигло главной цели…» П.Ф. Беликов. « Творчество Н.К. Рериха». «Непрерывное восхождение» МЦР 2001 г.
    Труд, пожалуй, одно из самых важных понятий в жизни человека. По сути дела, без труда и нет самого человека, он скорее будет ближе к обезьяне. Уж если принято считать, что труд сделал из обезьяны человека, то безделье наверняка превратит человека в обезьяну.
29.11.2001 г.
Д. Зырянов - Омский