Лужники

Лариса Миронова
Нет такого человека, который бы не знал Олимпийский комплекс «Лужники». «Лужники» – это спортивное сердце всей России, это главный стадион нашей родины.

С чего началось строительство комплекса «Лужники» Москве? Поводом к строительству стала первая летняя послевоенная олимпиада, где наши спортсмены в неофициальном зачете разделили 1 место с американцами. Именно тогда Хрущев дал приказ построить в Москве «большой массовый стадион». Место выбрано по нескольким параметрам, основными из которых являлись близкое расположение к центру и зеленый район. Именно тогда в Лужниках заложили стадион. Здесь же прошла грандиозная олимпиада в 1980 году, после которой стадион и получил главное свое название – «Олимпийский комплекс».

Открытие стадиона произошло в конце июля в 1956 года, тогда «Лужники» назывались скромно – «Центральный стадион». Стоит отметить, что строительство было проведено в самые сжатые рекордные сроки – всего лишь 450 дней, что для стадиона такого масштаба просто нереально. Что представлял собой Центральный стадион в середине 20 века? Это был комплекс, в который входили:

· Большая спортивная арена;
· Малая спортивная арена;
· Дворец спорта;
· Плавательный бассейн;
· несколько открытых площадок.

Уже тогда большой центральный стадион был открыт для всех желающих заниматься спортом, причем выбор секций был довольно большой: 20 видов спорта, начиная с легкой атлетики и заканчивая хоккеем.

Какие же задачи у стадиона «Лужники» в Москве?

· Во-первых, его деятельность должна быть направлена на развитие массового спорта;
· Во-вторых, он должен быть ареной для крупных международных и внутренних соревнований;
· В-третьих, он должен исполнять роль тренировочной базы для сборной страны и для ее подготовки;
· В-четвертых, на стадионе «Лужники проводятся концерты, он играет роль зала.

Конечно, всем известно, что во всех своих направлениях Олимпийский комплекс, стадион «Лужники» преуспел, преуспевает и будет преуспевать.

Что произошло за эту более чем полувековую историю на площадках главного стадиона России, стадиона «Лужники»? Здесь проходили крупнейшие спортивные мероприятия, такие как:

· Спартакиады народов СССР (7 раз);
· Чемпионат Мира и Чемпионат Европы по хоккею с шайбой, волейболу, баскетболу, а также спортивной гимнастике, боевым искусствами и самбо;
· Фестиваль студентов и молодежи;
· Первые Всемирные юношеские игры;
· Олимпиада 1980 года.

Для всего народа нашей страны символом стадиона «Лужники» в Москве стал олимпийский мишка, улетевший в небо на церемонии закрытия 22-х летних олимпийских игр.

Олимпийский стадион «Лужники»: музыкальная площадка

Помимо своей спортивной истории стадион «Лужники» в Москве может похвастаться и таким своим направлением деятельности как проведение концертов. «Лужники» - это крупнейшая музыкальная площадка страны. В разные годы здесь проходили концерты таких известных исполнителей, как В. Цой, групп Rolling Stones, Rammestain, ДДТ и Сплин.

Олимпийский стадион «Лужники отвечает всем европейским требованиям, здесь регулярно устраиваются настоящие шоу мировых звезд музыкальной индустрии. Эта площадка говорит о статусе исполнителя, который подтверждается наполненностью трибун, так как «Лужники» всегда являлись местом выступления только признанных временем гениев.

Стадион Москвы «Лужники» известен всем и каждому, это центр спорта России и главная музыкальнойая площадка страны.
 
Крупнейшие спортивные события

1956 — Летняя Спартакиада народов СССР 1956.

1957 — Чемпионат мира по хоккею с шайбой 1957

1957 — Открытие VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

1959 — II Спартакиада Народов СССР.

1960 — Чемпионат мира по мотогонкам на льду.

чемпионат мира по мотогонкам на льду

1961 — Чемпионат мира по современному пятиборью.

1962 — Чемпионат мира по конькобежному спорту (мужчины).

1963 — III Спартакиада Народов СССР.

1967 — IV Спартакиада Народов СССР.

1971 — V Спартакиада Народов СССР.

1973 — Летняя Универсиада 1973.
Всемирная летняя универсиада
1974 — Чемпионат мира по современному пятиборью.

1975 — VI Спартакиада Народов СССР.

1979 — VII Спартакиада Народов СССР.

1980 — Летние Олимпийские игры 1980, включая церемонии открытия и закрытия.
Олимпиада-80
1984 — Чемпионат мира по мотогонкам на льду.

1984 — Международные соревнования «Дружба».

1985 — Открытие XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
.Всемирный фестиваль молодежи и студентов
1986 — Игры доброй воли 1986.

1997 — Матч Россия — сборная ФИФА в честь 100-летия российского футбола.

1998 — Открытие и соревнования первых Всемирных юношеских игр.

1999 — Финал Кубка УЕФА: «Олимпик» (Франция) — «Парма» (Италия).

2008 — Финал Лиги чемпионов УЕФА 2007—2008 годов «Челси» — «Манчестер Юнайтед».

Финал Лиги Чемпионов УЕФА. Челси - Манчестер Юнайтед
2012 — WWE SuperRaw шоу — Всемирная федерация рестлинга

2013 — Кубок мира по регби-7

2013 — Чемпионат мира IAAF по легкой атлетике

Крупнейшие концерты и развлекательные мероприятия

1987 — Фестиваль советско-индийской дружбы.

В 1989 году на стадионе прошёл Moscow Music Peace Festival, в котором приняли участие такие коллективы, как «Bon Jovi», «Scorpions», «Ozzy Osbourne», «Skid Row», «M;tley Cr;e», «Cinderella», «Gorky Park».

24 июня 1990 года состоялся концерт Виктора Цоя и группы «Кино», который стал последним для В. Цоя. Именно тогда в четвертый и последний раз был зажжен олимпийский огонь на стадионе.

1990 Концерт Виктора Цоя в "Лужниках"

20 июня 1992 года состоялся концерт памяти Виктора Цоя. Выступали ДДТ, АлисА, Наутилус Помпилиус, Джоанна Стингрэй, Бригада С, Чайф, Калинов Мост и другие.

15 сентября 1993 года состоялся концерт Майкла Джексона в рамках «Dangerous World Tour». Это было первое выступление мировой суперзвезды в России.

1997 — Спектакль-дивертисмент, посвящённый 850-летию Москвы.

В 1998 году в Лужниках выступали «The Rolling Stones»

.The Rolling Stones
12 сентября 2006 года на стадионе впервые в истории выступила Мадонна, приехавшая в Россию в рамках своего мирового турне The Confessions Tour. Это было первое и долгожданное выступление американской поп-дивы в России.

18 ноября 2007 год Первый концерт рок-группы Tokio Hotel в Москве.

18 июля 2007 года на стадионе впервые спустя 16 лет после первого приезда в Россию дала концерт группа «Metallica» в рамках тура Sick Of The Studio '07

26 июля 2008 года состоялся праздник «МосКомСпорту — 85 лет». Состоялся концерт, в котором приняли участие группы «Ю-Питер», «Чайф», «Крематорий» и другие.

2 ноября 2009 года состоялся концерт американской певицы Beyonce в рамках тура I Am… Tour, это был второй приезд звезды в Россию.

9 мая 2010 года состоялся праздничный концерт, посвящённый 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

25 августа 2010 года состоялся концерт группы «U2» в рамках тура 360° Tour. Это первое выступление U2 в России за всю историю.

U2 в "Лужниках"
22 июля 2012 года группа Red Hot Chili Peppers дала концерт на сцене комплекса.


***
Последний концерт Виктора Цоя в Лужниках летом 1990 года.
15 августа не стало великого музыканта, лидера питерской рок-группы "Кино", его трагический уход будоражит сердца и души миллионов поклонников до сих пор. Со временем  Цой превратился в легенду. Присущий ему еще при жизни ореол таинственности стал еще более заметным. Он ушел, находясь на самом пике своей популярности. Для искренне любящих его людей он оставил мучительную загадку в виде постоянно терзающих вопросов-версий - самоубийство? Для некоторых же Виктор поставил многоточие, которое вряд ли когда-нибудь удастся заменить точкой, открыл скобки, которые не смогут закрыть. Именно эти "многоточие" и "скобки" позволяют предположить, что гибель Виктора Цоя отнюдь не случайна.

Восстановим в памяти тот кошмарный день - 15 августа 1990 года. На своем новеньком "Москвиче" утром, как писали потом газеты, Виктор Цой возвращался с рыбалки - в то злополучное лето он отдыхал со своим сыном Сашей под Ригой. По все той же официальной версии автомобиль Виктора столкнулся лоб в лоб с автобусом "Икарус". Столкновение было настолько сильным, что двигатель "Москвича" отнесло от автомобиля метров на пятнадцать. Смерть Виктора наступила мгновенно. Тело было изуродовано до неузнаваемости. Водитель же автобуса остался жив. Исследование клеток головного мозга Цоя (при вскрытии тела) показало, что в момент аварии Виктор, возможно, спал.

...Сегодня кому-то говорят до свиданья.
Завтра скажут: прощай навсегда,
Заалеет сердечная рана,
Завтра кто-то, вернувшись домой,
Застанет в руинах свои города.
Кто-то сорвется с высокого крана,
Следи за собой,
Будь осторожен,
Следи за собой.

Завтра кто-то утром в постели
Поймет, что болен неизлечимо.
Кто-то, выйдя из дома, попадет под машину,
Завтра где-то в одной из больниц
Дрогнет рука молодого хирурга.
Кто-то в лесу наткнется на мину...

Видимо, надо слишком не понимать Цоя, чтобы утверждать, что это самоубийство. Виктор был предельно осторожный, сдержанный и не подверженный эмоциональным срывам человек. О нем в положительном смысле можно сказать - семь раз отмерит, прежде чем отрежет. Последние два года его жизни складывались для музыканта более чем удачно: колоссальная популярность, съемки в фильмах, много гастролей, в том числе и зарубежных, деньги, наконец, любовь. К тому же на осень 1990 года у Виктора Цоя и его группы были запланированы очень выгодные гастроли в Японии.

После записи нового альбома, который, несмотря на гибель Цоя, все равно вышел (счастливая случайность - в багажнике его автомобиля была обнаружена бобина с записью голоса Виктора), фонограмма не пострадала. Действительно, счастливая случайность. А может быть, и не случайность вовсе.

Как однажды сказал классик, рукописи не горят. Вне всякого сомнения, самоубийство - это абсурд. Хотя не менее абсурдным кажется и несчастный случай. Цой просто не мог не заметить на абсолютно пустой дороге движущийся ему навстречу автобус. Виктор никогда не расслаблялся. Этому его обучал и погибший от пуль киллеров в Питере в 1995 году президент Ассоциации восточных единоборств великий мастер боевых искусств Вячеслав Цой, у которого Виктор брал уроки карате и кун-фу, а в совместные планы Виктора и Вячеслава входили съемки собственного фильма под названием "Цой в квадрате". Сбыться этому, к сожалению, было не суждено.

Хотя, если поверить результатам вскрытия и принять на веру, что Цой якобы заснул за рулем, все становится до банальности просто и сводится к обыкновенному дорожно-транспортному происшествию. Но верить ли такой версии патологоанатомов? Что это за такая странная экспертиза, да еще с такими странными выводами. Опять же, почему не было сделано повторной экспертизы? Да и вдобавок надо, наверное, очень постараться, чтобы за десять минут заснуть за рулем. Примерно столько времени требовалось потратить от места рыбалки до роковой встречи с автобусом смерти - а не убийство ли это?
И вот версии:

- Виктора убили из-за денег...
- Во всем виновата наркомафия, с которой Цой якобы был связан...
- Это точно убийство, потому что и в фильме "Игла" его убивают...

Вот более серьезные аргументы:
- смена продюсеров группы "Кино"
- распределение выручки с гастрольной деятельности,
- авторские права...

Остается только гадать. А тогда, по горячим следам, было не до поиска причин этой смерти.
...Падала скорбь большими слезами.
   Новая кровь лилась на асфальт...

Итак, прошло ровно десять лет со дня той августовской трагедии. И тут случилось одно небольшое происшествие - в редакции периодического издания "Вне закона".
Но обо всем по порядку.   

А произошло следующее. По электронной почте в редакцию пришло письмо некоего Яниса из Риги. Он писал, что: вот уже десять лет ему не дает покоя поступок, совершенный им и еще двумя лицами 15 августа 1990 года. Единственное, в чем он находит толику самооправдания, так это в тогдашнем незнании, во что ввязывался, потому как в тот день не знал, что общался с еще живым Цоем. Он вообще тогда не знал, что есть такой музыкант. Втроем парни подъехали к месту, где, как им сказали, он должен был в то утро ловить рыбу.  Им всем неплохо заплатили... Задача заключалась в том, чтобы взять его на испуг. Как нам и было обещано, он был один. Его узнали по имеющемуся у них фотоснимку.
Он абсолютно спокойно произнес всего два слова: "Ну, поехали". Затем сделал два шага вперед, оставив преследователей как бы позади себя. Следующие его действия явились для нападавших, загипнотизированных его спокойствием, полной неожиданностью. Третьего шага он не сделал. Вместо этого последовал молниеносный прыжок с разворотом в воздухе на 360 градусов и двойной удар обеими ногами. Нападавшие, двое из них, тут же оказались в воде. Пока третий помогал им выбраться, Цой бросился в свой "Москвич", включил зажигание и рванул в сторону шоссе. Через пару минут мы рванули следом. А когда наконец настигли, застали лишь страшную аварию автобуса и его "Москвича". Признаюсь, такого исхода никто не ожидал, и вымогатели были вынуждены пуститься в бега. 

Если это так, то причины трагедии принимают совершенно иные формы и очертания, ранее немыслимые.  Но никто не отважился встретиться с Янисом, и решено было забыть об этой истории. Спустя три недели вспомнить об этом письме заставил сам Янис. Он позвонил в редакцию и назначил редактору встречу. Но - в Риге. С ним договорились, что в латвийской столице в условленном месте с ним встретится собкор "Вне закона".

К сожалению, встреча не состоялась - в условленном месте в назначенный час к питерскому собкору подошли двое вежливого вида мужчин. Один молчал. Другой же достаточно вежливо, но тоном, исключающим возражения, произнес с легким прибалтийским акцентом конкретно следующее: "Занимайтесь своим делом и не суйте свой нос, куда не следует - так называемого Яниса не существует, запишите его персону на счет вашего больного воображения..." Едва питерский собкор произнёс: "Но Цой погиб...", последовал ответ: "Что касается Цоя, то он как нельзя вовремя ушел, как это не цинично звучит. Ушел на самом пике своей популярности. И лучшего завершения творческой карьеры придумать трудно".

***
Концерт Роллинг Стоунз в Лужниках, 1998 год.

Сумерки сгустились, открылся экран проектора, громыхнула пиротехника, заработали осветительные приборы, Джаггер поприветствовал зал, но с трудом можно было узнать в мутной волне звука, накрывшей публику, "Satisfaction". Никто и не ожидал, что она будет звучать также, как дома на Hi-Fi, но!  Что случилось?

Вначале плыл низ, то заводясь где-то в районе 120 Гц, то исчезая вовсе, но к середине представления "рулевой звука" его все таки "победил", и тут началась полная каша. Вся эта борьба протекала на фоне парадоксального сведения: то бэк-вокал так вылезет, что Джаггера не слышно, то гитара Ричардса, ведущая, пропадет совсем. Все это было бы нормально где-нибудь в пригороде на какой-нибудь фестивальной тусовке, когда количество выпитого пива и общее веселье позволяет не обращать внимания на такие "мелочи". Но в "Лужниках", когда на сцене "Роллинги"!

Однако полный минус со звуком скрашивало шоу - работал проектор, моргали фонари, строились мосты, работала пиротехника, Джаггер быстро перемещался по сцене, так что в конце или звук как-то вырулил, или уши привыкли к происходящему, но всё вдруг стало сносно. И когда на бис грянула "Brown Sugar", все пришли в полное умиление - все-таки сподобились поглядеть на живых "Rolling Stones" в Лужниках ...

После сооружения "козырька" "Лужники" перестали быть открытой площадкой в акустическом понимании этого слова, массу проблем несет в себе именно козырек как источник отражений и создатель условий для возникновения резонансов и стоячих волн. При проектировании кластера необходимо было добиться единого фронта звуковой волны с минимальным углом раскрытия, целенаправленно покрывающего места расположения слушателей. Так можно было бы получить компромиссное звучание. Но все сделали наоборот. Расположенные вдоль короткой стороны периметра кластеры в форме сферических сегментов (точнее форма рюмки) давали звук только вблизи сцены, именно поэтому большая часть стадиона довольствовалась кашей, наполовину состоящей из отражений и резонансов. Но главное открытие - зрителям стало в общем-то наплевать на звук. Они поглядели на "Rolling Stones", попили пива, протусовались и разошлись по домам, получив то, что хотели.

***
Группа Rammstein тоже отметилась в Лужниках. Она называется так в честь немецкого города, на который рухнул однажды американский истребитель. Известны раммы стали благодаря Дэвиду Линчу, который включил два их номера в саундтрек к фильму "Шоссе в никуда", а клип на песню "Stripped" они смонтировали из физкультурно-фашистских кадров "Олимпии" Лени Рифеншталь, и на концертах у них всё горит и рушится.

Но это всё детали, благодаря которым, впрочем, Rammstein постоянно подпадают под два из четырёх хрестоматийных определений рок-музыканта, данных К. Кинчевым. Если наркоманами и шпаной их никогда не называли, то уж фашистами и педерастами - постоянно, на концертах вокалист Тиль Линдеманн ловко орудует пластмассовым фаллосом, суёт его куда ни попадя. Солистке группы Total Марине Чиркуновой в своё время отказали в немецкой визе ввиду её бритоголовости, и когда та попыталась апеллировать к имиджу Rammstein, которые тоже не зайчики, ей объяснили, что Rammstein - это позор немецкой нации,  и надо, чтобы немцы видели этот позор, чтобы не путать с не позором. брутальная немецкая шестерка, именуемая Rammstein, наконец-то добралась и до России.

17 ноября 2001 года Европейская часть Мирового тура Rammstein под названием «Mutter» началась в России концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Так уж сложилось, что всех шестерых членов группы угораздило появиться на свет в ныне несуществующем государстве - ГДР, а  Пауль Ландерс и вообще родился в Москве, но он вскоре эмигрировал в ГДР. Теперь, когда нет «железного занавеса», для участников Rammstein стало принципиально важно оказаться в бывшем СССР, пройтись по Красной площади, увидеть её своими глазами. Кристоф Шнайдер (ударник) признался, что, когда он впервые увидел мавзолей, на глазах у него невольно выступили слезы. И вот, еще за месяц до концерта в кассах не осталось ни одного билета. Зал забит. Взволнованные фанаты неустанно скандировали имена своих кумиров. И вот под шквал аплодисментов зазвучала мелодия из последнего альбома «Mein herz brennt» («Мое сердце горит»), и сверху показался сам Тиль Линдерманн.

Театрально опустившись вниз на металлическом каркасе, с ирокезом на голове, Тиль с первой же секунды завел всех, затем раздался рев гитар, и на сцене появились остальные члены Rammstein. Зал отрывался под музыку своих кумиров до конца выступления. Языки пламени пожирали сцену, а исходящий от грандиозных «пожарищ» жар ощущался всем телом зрительного зала.

Что вытворяли музыканты на сцене! Начиная с гитар и микрофонов, безжалостно горящих во время исполнения, и огненных потоков, вырывающихся из ужасающих металлических штуковин на голове у певцов, и кончая каскадерским трюком Тиля Линдерманна с самосожжением на сцене. Энергия зала передалась музыкантам настолько, что, не в силах сдержать свой восторг от горячего приема, оказанного московской публикой, Тиль разбил микрофон о свой собственный лоб.
А под песню «Seemann» клавишник Флейк, наивно полагая, что никакой опасности в этом нет, на надувной резиновой лодке «нырнул» в танцпол, толпа одобрила такую инициативу и начала двигать лодку. Но Флейк не учел, что русские - не немцы... Наши парни тут же постарались перевернуть лодку и затащить худенького клавишника к себе в толпу. Но всё обошлось, и Флейк, живой и невредимый вернулся на сцену. Кстати, в день концерта у Флейка был день рождения.
Честно отыграв все песни из альбома «Mutter» и множество старых хитов - «Du hast», «Asche zu Asche», «Engel», ребята из Rammstein исполнили песню на русском языке. Размахивая российским флагом и прижимая его к сердцу, Тиль и Пауль заверили своей песней, что снова приедут в Москву и признались в любви к России. Хотя русский у Линдерманна оставлял желать лучшего, но зал пришёл в полный восторг. И зрители, выходя из зала, говорили: прожить жизнь и не увидеть Rammstein, - это всё равно, что ничего не увидеть!

Эдуард Ратников из компании, организатор москонцертов, на вопрос: что его больше всего поражает в выступлениях Rammstein, тот ответил не задумываясь: "То, как они себя ведут. Видно, что они максимально серьёзно относятся ко всякой мелочи, к каждому тембру, к мимике, к выражению глаз..." И это так - на сцене эти люди напоминают вовсе не людей, а совершенные в своём роде машины-автоматы, исполняющие заданную программу с предельной точностью. Ударник Rammstein Кристоф Шнайдер в одном из интервью шутил, что у вокалиста Линдеманна на лбу постоянно кровавая рана - потому что на каждом концерте он бьётся лбом в микрофон. Одним и тем же местом. Всё это значит, что страхи по поводу знаменитой раммштайновой пиротехники совершенно напрасаны: всякий язык пламени поднимается на точно просчитанную высоту, каждый взрыв бабахнет с заранее известной силой. И ещё - совершенно напрасны страхи по поводу рамштайновой педерастии и фашизма. Правила игры у них такие: рок-н-ролл - это когда страшно. А совершенство жанра - это когда пропорции между фаллосом и свастикой соблюдены безукоризненно.
***



Станем великой державой вместе со «спортивным сердцем» нашей России!