Роман Манфред Девятая часть

Валерий Олейник
Пороги Ионесси. Девятая  часть

На кануне вечером, Манфред с друзьями до полуночи, засиделись у костра, обсуждая дальнейшие шаги своего похода, яркая и круглая луна, освещая все вокруг, давала возможность разглядеть , почувствовать мимику лица сидящего рядом человека, слегка опьянев от выпитой медовухи, викинги, на перебой, рассказывали свои охотничьи истории, в которых охотник - самоотверженный герой, а добыча, самая крупная, самая злобная, самая хитрая, самая сильная, самая не победимая в мире.
Так Олав рассказал,  как он убил черного дракона, тот своим огненным дыханием, сжег коня, но Олав закрылся щитом и бросился на встречу дракону, держа в другой реке меч, его любимое оружие, которое, называет Кебана - воин, дракон расправил крылья, набрал воздух в легкие, приготовился выдохнуть, что бы испепелить наглеца, но Олав проткнул грудь дракона,  воздух с шипением вышел из груди, вторым ударом Олав снес дракону голову, навсегда избавив жителей  земель севера, от паразита.
Дальше рассказ продолжил Бертран.
-Однажды, охотясь, на гигантского и свирепого дикого вепря. Ютурфаст - вот самый сильный и быстрый вепрь, воин оказался один на один,с кабаном, а у того клыки размером с ладонь,  он стоит передо мной, и хрюкает, я только хотел вогнать свой меч , в холку, а он возьми и заговори человеческим голосом: " не убивай меня Бертран, я заколдованный принц, зовут меня..., только он произнес, как подбежали другие витязи , со всех сторон воткнули в него копья, кабан тут же умер, я так и не узнал, как его звали.
Радамир тоже вспомнил, как на него напала стая волков, и он три часа отбивался от нее, убив половину стаи, десять волков, остальные убежали.
Но больше всех отличился Хромой Эрик, обведя всех правдивым взглядом, он начал свой рассказ:
-"Однажды мы с твоим отцом, Манфред, были на охоте, и погнали оленя, три дня мы гонялись за ним, это оказался не простой олень, когда  уже начали загонять его, я увидел золотые рога, он стоял на горе, солнце садилось, и закатные лучи отражались его ветвистыми рогами, он подошел к скале, наклонил голову, и ударил рогами о камень, на землю посыпались золотые самородки, через минуту, его уже там не было, мы подбежали и стали собирать золото, а олень, как в воду канул, неделю его искали,  не нашли.
Эта история произвела на всех впечатление, воины, задумались, представляя себя хозяином такого оленя, так они и заснули у костра.
Пришло время отправляться, в путь. Отчалив от берега корабли начали подниматься вверх по течению, из за отсутствия ветра налегая на весла, утренний  туман  лежал на воде, ожидая полного рассвета, поднявшееся солнце придаст движение воздуху, и окончательно растворит облака, окутывавшие ладьи, конденсат покрыл влажными каплями, все, что попало в лапы тумана, влага начала проникать под одежду, становилось зябко и холодно, но их ждали пороги Эльхея, теперь Козачинские, по преданию,  Эльхей, являясь братом Едеся, хозяина Ионесси, построил в этом месте каменный дворец и заявил, что теперь, он хозяин реки, тогда разгневанный Едесь превратил Эльхея в осетра,  дворец разрушил, раскидав камни, с тех пор вода омыла камни, но не мало лодок, погибло на этом месте, злой дух Эльхей, продолжает жить в этих  порогах, превратившись в огромного  осетра, заманивая на камни проплывающих лодочников, увеличивая и завихряя поток воды. Охотники, эвенки, знали об этом месте, на своих берестяных лодках, они не раз доходили сюда, вот и сейчас, при полной осадке на два метра, ладьи Манфреда, рисковали килем врезаться в подводные камни, поэтому каждую лодку приходилось тянуть на бичеве,  бурлацким способом, помогая воинам сидящим на веслах, рулевой на корме слушал команды эвенка, сидящего на носу, и длинным шестом пробующим дно.
Не обошлось без происшествия, протаскивая струги, оборвалась намокшая бичева, течение подхватило лодку и начало крутить, относя на камни, коварная шивера уже взбурлила, предвкушая лакомый кусок, ниже по течению, на якоре, стояла ладья Манфреда, ожидая своей очереди, на носу находился Магрус, увидев надвигающуюся катастрофу, он обратился к духу огня, собрав в закрытых ладонях энергию огня, бросил ее перед носом вращающего корабля, с всплеском, из воды выскочил трехметровый осетр, взмахнул хвостом и ушел на глубину, лодке удалось встать по течению, спуститься ниже и стать на якорь.
Вся дружина видела как Магрус швырнул огненный шар, и подивились силе колдуна, особенно это подействовало на тунгусов, после этого момента, они почитали его, как величайшего шамана, называя мага не иначе, как" Нишан"  - главный шаман.
Два дня ушло на преодоление порогов, затем была чистая вода, дул ветер, поднятые паруса ловили его, увлекая путешественников  дальше, на встречу новым опасностям и приключениям.
Неведомая сила познания, гнала их вперед, сила молодецкая  и удаль, разливалась по телу, текла по жилам, требовала испытания на прочность, добыть славу, в бою и захватить крупную добычу, эти черты присущи всем охотникам, во все времена, их вождь Манфред олицетворял силу и мощь, его боялись и уважали, прояви он слабость, и витязи перестанут выполнять  команды, тогда  его место займет Олав, не только по праву рождения, но и по праву самого сильного, пока, что после Манфреда.
 Сейчас окружающая природа, живописные берега и особенно закаты и рассветы давали возможность наблюдать как " Шунчи", так эвенки называли солнце, поднималось и опускалось, в оранжево - золотистый багрянец, наряжая облака, сливающиеся с горизонтом, низкое солнце, во время закатов освещало берег реки, обозначая скальные выступы, которые, в свою очередь, зеркально отражаясь в воде, создавали меняющиеся картины волшебного царства, в котором роль человека, это роль наблюдателя, вторгшись в эту красоту, нарушишь ее, и природа жестоко, тебе отомстит, не сейчас, но в будущих поколениях.
Еще через десять дней пути, лодки уткнулись в берег, устье небольшой реки выступило отмелью, которая тянулась на сотни метров, за ним ровная земля с участками выгоревшего леса, подходившими  к горе, маленькая река, притоком впадавшая в Ионесси, петляла, создавая естественные препятствия. Глядя вверх по течению, виден створ реки, показывая чистое зеркало воды, на котором можно увидеть приближающегося неприятеля, противоположный берег красиво смотрелся своими сопками, среди которых были и скальные выступы. Манфред долго стоял, оценивая плюсы и минусы этого места, затем собрал совет и объявил: на этом месте ставим стойбище и острог, нам нужен еще один лагерь, это лучшее место, на верху, на горе поставим дозорную башню, не широкая речка  огибает острог, в нем выроем не глубокий колодец, в котором всегда будет вода, удобное место для стоянки судов, в этом месте река широкая, посередине остров, на нем еще одна сторожевая башня, со стороны приходящих судов, то есть сверху. Учитывая опыт прошлого года, когда мы не успевали к зиме, со строительством острога, меняем тактику, сразу начинаем рубить площадку, валим лес на берегу, выше по течению, готовим просеки в разные стороны, схема такая же, как мы начинали, с первым острогом, но этот будет более основательным, у нас есть реальный противник, возможно ему уже шпионы донесли, если нет, упредим их. Работа закипела, шло корчеванние участков. В большинстве случаев, пни выжигались, лес рубился  вдоль берега и скатывался к воде, напротив строившегося острога, на берегу сделали ловушку для плывущих сверху бревен, представляющую,  выступающий далеко плот, плывущие бревна упирались в него, а подмастерья выкатывали на берег, сушили и шкурили, укладывая бревна на сделанные козлы.
В шатре Манфреда шел совет, на котором решался вопрос, делать небольшой поход, на нескольких ладьях или подождать, ведь есть возможность, обойтись пешей разведкой окрестностей, проводники - эвенки не знали,какие племена еще есть, в этих местах.
Манфред ждал, когда выскажутся его советники.
Первым заговорил дядя Эрик: " Мы в опасном положении, не зная, когда на нас нападут.  Первое: следует выбрать тактику, или мы сразу заявляем о себе, и отправляем послов, к правителю, или выстраиваем оборону, способную выдержать длительную осаду, или мы будем держать готовыми к отплытию, корабли, сразу при нападении уйдем, вот, что необходимо обсудить.
Следующий высказался Олав: " Может оказаться, что нам уже поздно будет уходить, мы не успеем дойти до первого стойбища, и вмерзнем во льды, если о нас еще не знают,  есть преимущество, больше времени, подготовить оборону, и перебить как можно  большее количество противников.
Затем заговорил брат Манфреда, Аскольд.
-Конечно, надо следить, ловить шпионов, уничтожать их, так что бы они бесследно исчезали, и ждать послов, но не сложа руки, готовясь к обороне, официальных послов надо принять, и что то им показать, что бы напугать их, пусть они думают, что мы сверхлюди, потомки богов, только так можно заставить искать с нами дружбу, тогда мы получим тактическое преимущество, заключим с ними мир, но будем готовиться к войне.
Манфред смотрел на брата, удивляясь его мыслям, он, как всегда прав, вспомнив пороги, обратился к Магрусу: - Что ты можешь предложить, чародей?
-Есть одна мысль, но я должен проверить на практике, как она сработает.
-Хорошо, продолжил Манфред, высылаем дозорных, делаем на подступах заставы, усиленно строим острог, заготавливаем мясо, рыбу, ягоду, ждем предложения от Магруса, позовите сотника Афоню.
Явился сотник, снял шапку, поклонился.
-Сотник Афоня, господин.
-Вот, что Афоня, видишь ту гору, Магрус показал на гору, стоящую вверх по течению, в твою задачу, будет входить охрана подступов к стойбищу, поставь заставу. Организуй караульную службу, сделай наблюдательную вышку, возьми несколько легких лодок, которые мы забрали у разбойников, ты должен перехватывать всех шпионов, плывущих по реке, иди выполняй.
Афоня поклонился, повернулся и вышел.
Манфред продолжил: необходимо провести пешую разведку окрестностей, надо знать местность, на которой мы будем находиться, Бертран, возьми людей, и этих двух эвенков, обследуйте все подступы к этим местам, а также отступы, если вдруг прийдется уходить в пешем порядке, при нападении, мы укроемся в остроге, что бы спасти корабли, подготовленные команды, спускаются вниз по течению, и в районе порогов будут нас ждать, в любом случае, у нас есть три месяца, возможно,  нам придется и самим напасть.
 Через неделю Магрус пригласил Манфреда и его друзей продемонстрировать, то, что он придумал. Подведя всех к землянке, на расстоянии сорока шагов, он кивнул воину, стоящему рядом с ним, в одной руке лук, в другой держал стрелу, с горящим наконечником, выпустив стрелу, которая, пронеслась и пробив рыбий пузырь, натянутый, на маленькое окошко в землянке, влетела туда, через секунду все увидели взрыв, при котором бревна, накрывающие помещение, вместо крыши, взлетели, высоко над землей, столб огня взметнулся в небо, огонь был красно - синего  цвета, вдобавок из него посыпались искры, в разные стороны, хлопок взрыва всех оглушил,  некоторые воины ладонями закрыли уши, испытав боль, от давления звука.
На месте землянки осталась воронка.
Манфред стоял ошеломленный, так же как и все, кто видел это зрелище.
-Что это было? - спросил он Магруса.
-Это зловонные выдохи болотного духа, злобного троля Трегрума, эти тяжелые газы скапливаются в болотных ямах, мы кузнечными мехами собрали в кожаные мешки, законопатили и изнутри замазали глиной стены землянки, на окошко натянули рыбий пузырь, внутри к потолку, в мешочках привязали битую болотную руду, при взрыве она искрится, вот когда тяжелым газом заполнили, закрыли бревном и замазали глиной, получилось устрашающе при взрыве, или тебе не понравилось?
-Да, понравилось, но лучше, если  мы взорвем сторожевую башню, она разлетится на куски, в разные стороны, но как мы представим эту картину послам?
-Надо им показать большой самострел, намотать на конец стрелы, больше пеньки, представляя новое оружие, как стрелы Тора.
-Да, хорошая мысль, ну а если мы научимся зашивать в кожаные мешки выдохи Трегрума, их тоже можно было взрывать?
-Наверное, я не пробовал, ответил Магрус.
-Давай пробуй, это очень важно для нашей безопасности. Манфред сосредоточился на изучении окружающего ландшафта, где нужно вырубить лес, что бы на подступах к острогу было чистое, простреливаемое, стрелами, поле, надо продумать, где на подходе расположить ловушки. Так же необходимо подумать, где расчистить поле , что бы засеять  пшеницу, горох, лен, в этом году сеять, уже  не прийдется, лето скоро закончится, надо успеть обустроить стойбище, обозначилась еще одна проблема, участились стычки между ратниками князя Ярополка и князя Ярослава, встал вопрос, как их обьеденить ?, или поручить это Аскольду, правильно, его мозги заточены на то, что бы находить, не простые решения, но Манфреда, больше занимало другое, у старейшин тунгусов он видел золотые амулеты, выплавленные из чистого золота, это значит этот драгоценный металл есть в этих местах, и они знают, где ?. Выяснение всех подробностей прийдется поручить Магрусу, он заставит проговориться эвенков. Если удасться добыть золото, значит, поход был не напрасным, и мысли принца ушли далеко в будущее.


Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/18/1163