Роман Манфред Десятая часть

Валерий Олейник
Рисунок Валерия Олейника

Разведка боем. Десятая часть

Бертран подготовился к малому походу, по окрестным лесам, в те времена люди селились, в стойбищах, на берегах рек и озер,Ратники решили выдвигаться вдоль реки, притока Ионесси, сначала попробовали пройти на кочах, у них не такая глубокая посадка, как у ладьи викингов, но на первом же перекате, пришлось потерять много времени, что бы сдернуть лодку, развернуть и перегнать на прежнее место, а малую речку так и прозвали -Коча, впоследствии она стала Кача. Бертран, подобрал команду, из числа подмастерьев, в ней оказались люди Ярослава, князя Сухонского и ратники Ярополка, князя Суздальского. На рассвете, следующего дня, принеся жертву, и воскурив фемиам, богам Астарта, Бертран подошел к Манфреду, став на одно колено,  произнес: О, наш Сигерик - могущественный вождь, потомковХельгульфра - священного волка, именем Тора, благослови наш поход.-Бертран, ты доказал, что твоя храбрость и доблесть будет служить во славу Тора ! И короля Ульфректа! - прими от меня это копье, его имя Эксвульф-Волчье копье, отныне оно будет служить тебе, будучи твоей правой рукой, это оружие заговорено в боях с нибелунгами, ромейцами и готами, будь достоин его. И пусть удача способствует вам в походе. Отряд из пятидесяти человек выдвинулся вверх, по течению Коча.Манфред наблюдал, как ратники скрылись, за поворотом реки, последние дни его внутреннее напряжение нарастало, это было предчувствие битвы, но он не знал, откуда ждать беды, и как к ней готовиться, зайдя в шатер, и присев на один, из расставленных пней, на короткое время задумался, затем позвал Магруса.
Явившийся чародей, глянув на конунга, сразу заговорил:
-Манфред, мы все, в ожидании битвы, что бы снять напряжение, проведи учебное сражение, раздели дружину на противников, и пусть сражаются деревянными палками, рубить лес, это одно, но проявить воинское искусство, в бою, это другое.
Манфред, пристально посмотрел и подивился прозорливости мага, "Хорошее предложение, но я тебя вызвал, еще по одному вопросу, цель нашего путешествия: узнать, что находится на востоке, на краю земли? Мне не дает покоя мысль и предчувствие, что мы туда не попадем.
-Ты правильно мыслишь, государь, твоя судьба здесь, на этой земле, я разговаривал с богами Асгарда, бог Хейльдаль, охраняющий мост Бифроста, соединяющий небо и землю, поведал мне, что ты должен стать Сигбаном- победителем, но он не открыл мне имена твоих врагов, но сказал, что один из них находится в тебе, когда ты сумеешь победить в себе врага, остальные будут уже не страшны. Магрус смотрел на Манфреда, в котором боролось два человека, один, с буйным нравом, воин, готовый разрубить, одним ударом топора, каждого, кто посмеет ему перечить, или будет замечен в непослушании, и второй, рассудительный правитель, у которого, главная забота, это его люди, готовые идти за ним в огонь и воду, он должен накормить, напоить, защитить их, вернуть домой живыми и богатыми.
-Ты, единственный, кто называет меня государем,  объясни мне.
-Все очень просто, государь, пройдет время, и так тебя, все вокруг, будут называть, это твое предназначение, не только по праву рождения, ты находишься под защитой Госпожи среди богов и богинь, хранительницы яблок, богини плодородия - Фрейры, когда ты был еще младенец, она, ночью забрала тебя из дворца и окунула в священном озере войны-Вейда, отныне только любовь рыжеволосой женщины может убить тебя, об этом знает твой отец, он не стал сейчас говорить, решил подождать твоего приезда.
-А это, ты откуда знаешь?
-Поэтому я и маг, а не ратник, в твоем отряде, ответил волшебник, но ты вызвал меня, что бы узнать о предстоящей битве, она уже идет, я вижу люди Бертрана, в беде, на них напали.
Манфред вскочил, позвал вестового, приказал ему протрубить, в рог, сбор по тревоге, передовые отряды отправил вверх, по течению Коча, в часе ходьбы от стойбища, Бертран наткнулся на передовой отряд нападавших кыркызов, триста всадников, одетых в легкие доспехи, на низкорослых лошадях, двигались по противоположному берегу Коча, в этом месте был пойменный луг, с солончаковыми берегами, впоследствии, место стали называть солонцами, место было топкое, пешие воины шли , чувствуя под ногами плотный грунт, а лошади тонули, по колено.
Увидев пеших воинов, да еще небольшое количество, кыргызы кинулись в бой.
Бертран сразу сориентировался и увел своих людей в сторону, на более топкое место, заняв круговую оборону, в центре, которой было десять лучников, расстреливающих почти в упор кыргызов, те тоже были хорошие наездники и лучники, но отряд Бертрана, находился в высоком камыше, который не давал хорошо прицелится, к тому- же лошади месили грязь, застревая, не давая быстро разворачиваться, эта возня в грязи, превращала их в хорошие мишени.
Бертран отправил одного воина, за подмогой, но подмога была уже в пути.
Триста бойцов неприятеля окружили отряд Бертрана, воины, которые смело бросились в бой, погибали от стрел, или от длинных мечей русичей.
Тогда кыргызы решили поменять тактику, пойдя на то, что бы со всех сторон поджечь тростник, на этот момент они уже потеряли двадцать всадников, у Бертрана трое погибло и пять ранено. Погибший умер от прямой колотой раны, мечем в грудь,еще двое пробиты стрелами, одному воину стрела попала в глаз, вторая в горло, второму пробила шею, ратники закрывались круглыми щитами, но оказавшись под градом стрел, невозможно спастись, убойная сила прямой стрелы, способна пробить кольчугу, выпущенные стрелы, навесом, способны только легко ранить, пешие воины были обречены, против такого количества всадников, тем более, хорошо обученных, двигающихся на лошади, как будто, они родились в седле. Их действиями руководил высокий, рыжеволосый воин, имевший на груди металлический, круглый знак волка.
Прокричав гортанным голосом команды, он рукой удерживающей меч, показал места, где следует поджечь, траву и камыш, один воин спешился, начал выбивать искра из кремниевых камней, в этот момент Бертран, пустил в него стрелу, пробившую шею, навылет, тогда другой кыргыз отъехав подальше, разжег костер, и воины развезли горящие пучки травы, с разных сторон, по кругу, внутри которого находились воины Бертрана.
Подожженный тросник начал гореть, раздуваемый легким ветром, но огонь двигался в одну сторону, Бертран приказал рубить коридор по ветру, но кольцо огня сжималось, если они не сгорят, то отравятся дымом, и вот, в этот момент, первый отряд подмоги, выскочил из- за излучины реки, русичи возликовали и бросились в проход, образовавшийся в стене огня, длинные пики выбивали кыргызов из седел, те падали, но вскакивали и дрались уже на мечах, вскоре люди Манфреда окружили всех, и лучники начали,  почти в упор выпускать стрелы, через два часа из трехсот, в живых осталось сто, из них часть была ранена, на поле боя, на своем коне, носился Манфред, в руках он держал молот, и крушил головы, направо и налево, из под его серебренного шлема, с торчащими, изогнутыми, с обеих сторон,  рогами, торчали рыжие волосы, вместе с рыжей бородой, и выражением " холодной ярости,"он представлялся всадником "смерти", для воинов-кыргызов, выпущенные стрелы, отскакивали от его кольчуги, словно на нем была броня из доспехов, вступив в поединок с двумя воинами, Манфред сумел отбить копье, его конь Бадвин, закусил удила, встал на дыбы, и передними копытами ударил подвернувшегося  кыргыза, выбив его из седла,  зубами впившись в холку, другому коню. Упавший воин схватил копье, убитого ратника, бросился к Манфреду, с другой стороны, Радамир, сражавшийся с  противоположной стороны,  боковым зрением следивший, за действиями своего друга, сделав шаг в сторону, мечем перерубил сухожилия задней, правой ноги лошади, и та, вместе с всадником завалилась на бок, придавив ногу, всаднику, воткнув лезвие меча, в горло противника, Радамир побежал к принцу, того уже окружили три кыргыза, прыгнув на круп ближайшей лошади, правой рукой, держа меч, обхватил голову противника и полоснул мечем, по его горлу, кровь хлынула на гриву и шею лошади, сбросив тело, русич пересел в седло, лошадь, почувствовав другого седока, попыталась его сбросить, встав на дыбы, но Радомир крепко обхватил ее коленями, захватил гриву, потянув узду на себя, ударил кулаком по лошадиной морде, он переподчинил себе, став ее новым хозяином, подъехав к Манфреду, увидел, что тот весь в крови, в крови был и Бадвин, и не понятно, чья кровь?
В пылу сражения воины не замечали резаных ран, если они не задевали жизненно важных органов, подбежали еще люди Манфреда, это были ратники, рубившие лес выше, по реке.
От отряда кыргызов осталось сорок человек , двое убежали, с донесением.
Выжившие кыргызы стояли, безоружные, некоторые были легко ранены, потери дружины составили тридцать пять ратников, двеннадцать тяжело, и шансов выжить у них не много.
Удалось поймать сто восемьдесят лошадей, ратники разобрали , взяв, под узцы, стреножив.
Срубив несколько лесин, молодых стволов сосен, привязали к ним по десять человек, пленные кыргызы, рослые воины, с европеидным типом лица и белой кожей, у многих были голубые глаза и даже рыжие волосы, они стояли, понурив голову, на многих были шлемы, конусообразной формы, кованные из металла, на одежде нашиты пластины, прямоугольной формы, служившие защитой, для грудной клетки и живота.
Большинство кыргызов одеты в конусообразные шапки, сшитые их прочной войлочной ткани, Радамир смотрел, на них и удивлялся: "до чего же они похожи на русичей ?", вдруг он узнал воина, с которым схватился в бою, тот был серьезно ранен, но стоял, держась за бок, рана кровоточила, обещая ему смерть, от потери крови, Радамир вспомнил , как он нанес эту рану, сделав выпад прямым мечем, реагировав на укол копья, благодаря"холодной ярости", почувствовал движение неприятеля, уклонившись, копье прошло мимо его груди.
Радомир подозвал эвенка, и с ним подошел к раненому кыргызу.
-Тебя как зовут?-  спросил он, тунгус перевел.
-Жамангул, из рода Муртука, произнес слабеющим голосом.
-Развяжите его, сказал Радамир, и пусть сюда позовут лекарей, затем он подошел Манфреду.
-Господин, эти люди достойно воевали, они обученные воины,  что меня удивило, они похожи на русичей, мы конечно сделаем из них рабов, но если впоследствии выпускать их в бою, передовым отрядом, может и есть смысл?
-Да, ты прав, мой друг, только может наоборот ? Русичи на них похожи ? Но мне кажется, глаза узковаты, а насчет бойцовских качеств, действительно, положили они много наших, честь им и хвала, правильно, что отправил к ним лекарей, не гоже, над пленными издеваться, но работать их заставим, Манфред подошел к группе пленных воинов, среди которых выделялся своим гордым видом один кыргыз,  высокого роста, голубоглазый, с рыжей шевелюрой, на нем одета кольчуга,  а на груди висела металлическая пластина, с тотемным изображением волка, его независимый вид говорил о знатном роде, на вопрос: " кто ты?", он демонстративно отвернулся, канунг, разозлился, дернул пленника за плечо, пытаясь развернуть к себе,тот повернув голову,глянул свысока, и с видом отвращения, плюнул в лицо Манфреда.
Гнев ударил в голову, но принц сдержался, его первая реакция была разрубить пополам, но он коротко сказал: " отрезать язык и на кол", воины тут же схватили пленника, разжали ему рот, вытащили язык и отрезали его мечом, тут же срубили дерево, затесав кол, забили его, между ног жертвы, насадив так, что острие дерева прошло через все туловище и шею, и уже голова была нанизана на острие, затем подняли ствол и закопали его в землю, тело наглеца, торчало высоко над землей, эта быстрая расправа, показала всем пленникам, что никто с ними шутить не собирается, испуганные кыргызы смотрели на Манфреда, думая, что следующая очередь, торчать на кольях будет за ними, но Манфред только зло посмотрел в их сторону, и пошел к месту, где собирались сжечь трупы убитых товарищей, подготовленные стволы деревьев, уложенные друг, на друга, делали прямоугольник, вокруг которого на земле выложили силуэт днища ладьи, затем тела уложили, вместе с оружием и в боевых доспехах.
Манфред поднял молот и крикнул: О, Великий Один прими души наших братьев, в свои чертоги Вальхала, они храбро сражались и заслужили славную смерть, на поле боя. Слава погибшим!
Дружинники подхватили: " Слава Одину! Слава Тору!"
Огонь поднялся высоко, в небо, все сочли это хорошим знаком, значит Один принял их к себе.
Весь металл,  Радамир приказал воинам собрать, в стойбище, не хватало болотной руды, а кузнецам многое предстояло сделать, а вот на вопрос, что делать с трупами врагов, Радамир спросил у Жамангула, как они хоронят воинов, тот ответил- мертвых сжигают, пепел хоронят в горшках, а затем делают курганы, их могильники называют- чаатасы, тогда русич приказал им сжечь все трупы , и останки положить в одну, большую яму , яму засыпали, положив на нее камень.затем весь отряд выдвинулся к стойбищу.
Подозвав Олава, Манфред сказал ему: выбери несколько пленных и пытай их по отдельности, я должен все знать, о них, их жизни, их быте, кто послал их сюда, возьми эвенков, те знают язык кыргызов, к утру я должен все знать, действуй решительно и жестко, лучше их пытать рядом,с этим рыжим чучелом, на палке. Кто будет молчать, на кол, у нас нет времени, церемонится с ними, вопрос нашей жизни и смерти, затем, сев в седло, поскакал к стойбищу.
На следующее утро, в шатре собрался совет, Манфред кивнул Олаву, тот начал говорить:
-Кыргызы, очень большое племя, отсюда до них примерно триста пятьдесят километров, но в те времена расстояния измерялись днями пути, так вот территория, на которой они находятся,  насчитывает три дня пути,  кыргызы, они еще себя называют хагасы, относятся к тюркскому каганату, там где они сейчас живут, это кыргызский каган, главный правитель у них Ажо, хагас Огуз-хан, у него два сына, Жантай и Кудур,
Два советника, первый Чагалдак, из рода Озука и второй Назарбек, из рода Шалтака, начальник войска Энэкей из рода Орозбека, так же у него есть злой шаман, которого все боятся, зовут его Мортук, еще у Одуз- хана, есть дочь, неописуемой красоты, зовут ее Тайра, кроме того, что  девушка красавица, она воительница, на полном скаку запрыгивает на лошадь, может стрелять из лука, на полном галопе, повернувшись спиной к голове лошади, а когда она поет, птицы вокруг начинают ей подпевать. Многие к ней сватались, но она только смеялась, и предлагала с ней проехаться, наперегонки, никто не мог ее победить.
Так вот, самих кыргызов, насчитывается триста тысяч семей, армия составляет восемьдесят тысяч, живут они в юртах и в деревянных избах, обшитых корой, занимаются земледелием, сеют просо, пшеницу, ячмень, выращивают коз, коров, овец, лошадей,и даже верблюдов,- на всей территории четыре самых крупных стойбища. Самое большое, с острогом, имеющим большой вал и канал вокруг, там же находится ставка Огуз-хана, и все чиновники, управляющие страной.
 Хагасы хорошие кузнецы, и ювелиры, мужчины, вставляют кольца, в уши и  делают татуировки на руки, женщины, после того, как выйдут замуж, на шею. И еще, пленники сообщили, что некоторые семьи знают места и добывают золото. При этих словах совет оживился, все начали переглядываться. Манфред  молча слушал Олава, рассказ о наличии золота тоже привлек его внимание, но больше его зацепила история о дочери Ажу, Тайре, в нем проснулся охотник, а слова о том, что в лошадиной гонке, ей нет равных, вызвало желание соревноваться с ней, и вообще, ему захотелось ее увидеть, но она, на стороне врага.
-Кто является союзником кыргызов?- спросил Аскольд, внимательно глядя на Олава.
-Они подписали договор с уйгурами, уйгурский каганат так же многочисленный и воинственный, затем Олав повернулся к Манфреду: -пленные воины, рассказали легенду, которая передается из поколения в поколение, когда- нибудь к ним прийдет с севера рыжий великан, в одной руке он будет держать молот, другой кидать молнии, он выпьет озеро и подарит народу. Шунчи - свет солнца, после этого, на земле кыргызов наступит   процветание   и     благоденствие,   кыргызы ждут этого великана.
Все     смотрели   на    Манфреда, тот    сам    удивился    такому совпадению.
-Но я не Тор, и не кидаю молния, и озеро я не выпью, в меня просто столько не вместится, и где я возьму Шунчи?
Манфред смотрел ошарашено на всех, удивляясь, как они могли подумать такое?
Аскольд тоже высказался:
-Насчет выпивки озера, это может звучать иносказательно, может мы найдем горное озеро, выпустим воду, и скажем, что ты наконец напился.
-Ха- ха – ха!- все засмеялись, представив эту картину.
-По поводу Шунчи - продолжил Магрус, тебе надо женится на принцессе Тайре, у вас родится сын, назовешь его Шунчи, это будет подарок народу кыргызов- Свет Солнца, вот настоящая их надежда, остается только вопрос: как ее обскакать?
-Ха-ха-ха!- все опять рассмеялись, разозлился только Манфред, своим смехом, они бросили ему вызов.
-Ну а молнии, у тебя получаться, ты уже видел, как они летают, Магрус, опять усмехнулся, научишься метать копье, точно в цель.
-Ха-Ха-Ха! - все засмеялись.
Но Манфреду было не до смеха, он злился еще больше.
-Так все же, как они оказались у нас?- спросил принц.
-Охотники нас заметили и донесли, Энекей отправил воинов, на разведку, возглавлял их Матай, из рода Табаша, он сын главы рода, и тот постарается отомстить за его позорную смерть. Удивляюсь, брат, как ты его не разрубил, на месте, за такую дерзость? Два человека сбежали, завтра они доберуться до ставки, но есть одно обстоятельство, в настоящее время кыргызский каган воюет с племенем гуннов, и большая часть войска, задействована,  в сражениях, на юго-западе.
Аскольд поднялся:
- Брат, это очень важное сообщение, оно может сыграть нам на руку, в конце, концов, они сами на нас напали, нам надо выиграть время и представить всю картину, по своему, но факт, насадки на кол, знатного кыргыза, придаст нам дурную славу, эти двое сбежали раньше, они не знают всех подробностей, я предлагаю убить всех пленных, кто видел эту сцену, а ее видели все кыргызы, оставшиеся в живых, их всех надо убить и сжечь вместе с трупом Матая, а заодно и с остальными трупами, в этом случае, концы в воду, предложим им ясыр и помощь в войне с гуннами, надо отправлять послов.
-Ты знаешь, брат, как я не люблю плести интриги и всегда действую напрямик.
-Государь, нам не выстоять против армии кыргызов, подключился к разговору Магрус, и здесь без хитростей не обойтись.
-Я не хочу убивать пленных, их мертвые души будут мстить нам за это, для нас это будет торд, позорное убийство, Один не пустит наши души в Вальхаллу, они попадут в хель, надо найти способ, оставить их живыми, а тело Матая снимите, сожгите, и похороните вместе с остальными, пусть кыргызы проведут свой обряд.
Все знали, что спорить безполезно, если канунг так решил и высказался, поменять свое решение, вынудят его только чрезвычайные обстоятельства
До сих пор молчавший дядя Эрик, обратился к Манфреду:
-Мой племянник, в сложившейся ситуации, нам надо отправить ладью, одну или две, на родину, там ждут вестей, и мы можем попросить подмоги, я уже стар воевать, и мог бы отплыть, что бы закончить свои дни, на родной земле.
Наступила тишина, все вспомнили о доме, это был удар ниже пояса.
Манфред окинул всех взглядом, и почувствовал напряжение в воздухе.
-Кто еще хочет уйти с дядей  Эриком?
Молчали все, заговорить, значит навлечь на себя гнев Манфреда.
-Понятно, собирайся дядя, нам предстоят военные действия, отплывете на одной ладье, сейчас, по течению, успеешь дойти до стойбища на реке Ас, я подумаю, кто будет в твоей команде.
Все понимали, что Эрик хочет попросту сбежать, больше всех не приятно Олаву, ведь Эрик его отец, от этого он нахмурился, и смотрел на всех, из под опущенных бровей, но здесь ничего не поделаешь, хотя корабль, рано или поздно, пришлось бы отправлять.
-На сегодня тенге закончим - сказал принц: -думайте над нашими дальнейшими действиями, завтра продолжим, нас ждут другие дела.


Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/18/1245