Роман Манфред Четырннадцатая часть

Валерий Олейник
Битва с Табашем. Четырнадцатая часть.

Через два дня  проснулся безрукий Аскольд, и обнаружил чужую руку, конечно, для него лучше иметь руку, чем не иметь, но это была чужая рука, она его плохо слушала, приходилось по несколько раз, передавать ей приказы, типа: хватай , держи, разожми, поднеси, он даже, для этого держал в левой руке ,тонкий прутик, которым подстегивал руку, к срочному выполнению команд.

Еще Аскольд, заметил, как меняется настроение и появляется агрессивность, когда он находится вблизи огня, ему рассказали, как Магрус излечил, благодаря духу, но по видимому, какая - то частица духа осталась, в нем, раз он так реагирует на огонь. Безрукий кыргыз, сидел в яме, и ждал своей участи. Манфред спросил лекаря:

- Может ты и глаз пересадишь Аскольду?
Но тот серьезно ответил, что его брат вырвал стрелу, вместе с глазом и нервом, так что теперь будет довольствоваться черной повязкой.

 Вечером, этого дня, в лагерь, прискакал гонец, им оказался Жамангул, его отправила принцесса, вести были не приятные. Отец Мотая, Табаш, собрал своих воинов, их оказалось три тысячи, и выдвигается на север, они знают ваши расположения, и готовятся к осаде, с ними обоз, и они выдвинулись шагом, через два, три дня, будут здесь.

Табаш поссорился с Олдуз - ханом, не выполнил его приказ. Теперь Ажэ может наказать его, но нерадивый глава рода, твердо решил вас уничтожить.

-Ну а ты, почему же, не с ним? -  спросил Радомир.
-Я из другого рода, мы всегда враждовали с ними, они постоянно нарушали границы пастбищ, и пасли свой скот, на наших землях, однажды они убили моего дядю, но его тело не нашли, доказать ничего не смогли, все списали на волков, но мы уверены, что это их рук дело.

-Мы благодарны, Жамангул, ты скакал все это время, иди, отдыхай.
 Манфред повернулся к Радамиру:    - Объявляй тревогу, собирай совет.
Быстро собравшись, начали обсуждать будущее нападение.

Первым заговорил Манфред, настроен он решительно, все поняли, что отступления не будет. Его воодушевило, что Ажэ, вместе с принцессой, на его стороне.
-На нас выступил один род, род Табаша, в яме сидит заложник, его сын, если мы отдадим однорукого, они все равно, нападут.

-А если мы предложим поменять сына, на отца, предложил Радамир.
-Мысль хорошая, но маловероятная, они прийдут, мстить за Мотая, он был главный наследник Табаша.
На носилках, внесли Аскольда, еще окончательно, не выздоровев, чувствуя слабость, в нем была потребность высказаться.

-Брат, прежде всего, отправь флот, вниз по течению, его надо спрятать, иначе, в первую очередь сожгут.
Раздели дружину, пополам, пусть одна половина, ждет их, в лесу, замаскировавшись, когда они окружат острог, все силы будут в кольце, наверняка сам Табаш, будет в своем шатре, руководить всеми, с ним будет не больше трехсот воинов, ночью, дружина из леса ударит по их ставке, а мы предпримем вылазку из острога, но не из ворот, где будут большинство их лучников, а с двух сторон, для этого, надо подготовить частокол, сделать съемными, по четыре бревна.

 Табаша можно убить сразу, сынок его в нашей яме. И отзовите сотню Афони, оставшись там, он был бы обречен.
-Ну, брат, ты меня удивляешь все больше, хороший план придумал, Олов, возглавишь дружину в лесу, команды, которые перегонят ладьи, к тебе присоединятся, но необходимо перестраховаться, приготовившись к длительной осаде, кузнецам, ковать наконечники, для стрел, готовьте и сами стрелы, да вдоль частокола, надо сделать навесы, от стрел неприятеля, прятать там лошадей.

К разговору подключился  Магрус: если бы нам удалось угнать их лошадей, они ведь не будут  всех держать возле себя, им необходимо пастись,а самих пастухов должно быть не много.

-Правильно, Олав, твои разведчики, должны очень скрытно к ним подобраться, кони могут почувствовать их приближение, пусть идут с подветренной стороны. Нападение начнем ночью, перед рассветом.

-Радамир, ты останешься со мной, в остроге, наверняка в их отряде будут бывшие пленные, они знают дорогу, когда подойдут, будут пытаться нас сосчитать, прийдется все время мелькать на вверху и менятся, Табаш выдвинет ультиматум, и захочет увидеть сына, сына мы покажем, только всуньте кляп в рот, чтобы не болтал.

Мы потребуем сутки, на обдумывание, может и дадут, до утра. Манфред  окинул всех внимательным  взлядом, оценивая настрой всего совета. Если все так, через два дня ждем гостей. Теперь за работу, Радамир, ты останься, вызовите Жамангула, и эвенка.
-Жамангул, меня интересует, пойдет отец на то, что бы поменяться местами с одноруким сыном.

-Нет, он глава рода, сына он принесет в жертву, для него это месть за Мотая, поэтому Табаш приказал пустить стрелы в твоего брата.
-Значит на его ультиматум, о выдаче сына, если мы попросим отсрочку на сутки, он может не пойти на это?

-Может, дадут вам час, или два - ответил Жамангул.
-Скажи, а какой тактики, в бою, обычно, придерживаются кыргызы.
-У нас нет пеших воинов, все на быстрых лошадях, поэтому, сразу налетают, если не большой отряд окружают, пускают стрелы, затем входят клином, пытаясь разрезать вражеское войско на несколько частей, так проще добивать, если врага много, завязывается бой, затем делают вид,что отступают, разворачиваются, и с обоих флангов окружают неприятеля, наши воины отлично стреляют, из лука,на полном скаку, но в пешем бою, каждый владеет изогнутым мечем, любой кыргыз, с детства готовится стать воином.

Манфред, слушал, и обдумывал, потом начал вслух рассуждать: " если кыргызы такие быстрые, надо их выбивать из седла, если мы сделаем длинные пики, метров по пять, по шесть, с металлическим наконечником, два человека, смогут нести такое копье, причем передний несет на своем плече, а задний направляет, в живот, или грудь, если мы будем спутывать передние ноги коня, воин потеряет скорость, и будет обречен, если к веревке,метра полтора длиной, привязать на концы, по камню,закинув такую веревку, она обкрутится и запутает ноги, нам необходимо отработать наступление с этими шестами- пиками, если группа воинов, человек двеннадцать будут нести перед собой десяток пик, расположенных горизонтально, одна над другой, это будет щит, за которым можно спрятаться, и развернувшись, быстро ударить.

Молчавший Радамир, добавил: " если мы, на подступах к острогу, закопаем пеньки, метровой высоты, через два метра, в несколько рядов, перевяжем веревкой, лошади будут запутываться и останавливаться, делаясь хорошей мишенью, для стрел.

Оставалось мало времени, что бы придуманное воплотить в жизнь, и Радамир ушел, отдавать приказания.
Время пролетело быстро, Олав увел отряд, забрав лошадей, оставив в остроге, не более пятидесяти.

Каждый воин знал, что ему делать, и готов отразить врага.
И вот замечены первые разведчики, никто не подал вид, что знает, о их присутствии, продолжали стучать топоры, шло строительство, полным ходом, как только острог начали окружать, прозвучал рог, сигнал тревоги, все заняли свои места, нужно замкнуть кольцо, чтобы рассредоточить противника, кыргызы, хоть и проделали долгий путь, но усталыми не выглядели, вперед перед воротами выступил глашатай, крикнув, предложив всем сдаться.

Радамир, увидел Табаша, тот сидел на коне, и что - то говорил подъехавшему воину, этот воин, стал рядом с глашатаем и крикнул:
-Манфред, выдай сына Табаша, иначе вы умрете.

Над частоколом показался Манфред, он крикнул громовым голосом:
- Вы только суньтесь, мы сразу его зарежем.
-Покажите его, мы хотим, на живого посмотреть!

Принц махнул кому-то рукой, привели пленника, во рту у него был кляп, левая рука привязана к туловищу, он крутил головой,  пытаясь что то сказать.
При виде наследника рода, все кыргызы, окружившие острог, дружно закричали.

Выступивший вперед воин, протянул руку, пальцем указывая на Манфреда, крикнул: Ты, собака, отдай нам Килтая, и мы оставим тебе, твою никчемную жизнь, все воины, в его окружении дружно засмеялись.

Манфред гневно: - Ты как с царем разговариваешь, смерд?- схватил у стоящего рядом ратника копье и метнул в смеющегося кыргыза.
Копье, пролетев пятьдесят метров, попало в рот, пробив насквозь голову, удар был такой сильный, что воина выбило из седла, он упал на спину, раскинув руки, часть копья вошла в землю.

-Теперь твой язык стал еще длиннее, сказал Манфред, и уже смеялись все дружинники, стоящие за частоколом, все подивились такой силе и точности удара.
Манфред продолжил:

-Я могу отдать вашего выкормыша, в обмен на Табаша, мне нужны гарантии, что вы не вернетесь.
Эти слова передали вождю рода, на какое - то время, установилась тишина, ждали, что скажет вождь.
Через час последовал ответ:

-Мы дадим тебе много золота, отдай нам Килтая!
-Много золота, это сколько?
Опять тишина.
Через время, тот же воин озвучил: половину, от того, сколько весит Килтай.
-Мы показали пленника, теперь вы покажите золото.

Кыргызы вынесли два сундука, открыв которые, показали, до верху забитые монетами и золотыми пластинами - слитками.
-Предложение заманчивое, мы должны посоветоваться и подумать до утра, - крикнул Радомир и сошел вниз, с подмостков.

-Кажется, клюнули, - сказал Манфреду: -  Впрочем, от них всего можно ожидать.
-Ты слышал, как они все загалдели, когда им показали однорукого, видно уважают наследника, сказал принц, по мне, так он и медяка не стоит. Табаш вынужден учесть мнение  своей дружины и подождет до утра.

 А мы с рассветом ударим, иди, отправь сигнал Олаву, Радомир пошел в избу к Магрусу, тот поджег в печи хвойные ветки и бросил  туда порошок, окиси меди, из трубы повалил зеленый дым, это приказ, напасть перед рассветом.
Но  Табаш тоже решил напасть, ранним утром.

Спешившие воины, пытались забраться, на частокол, по приставным лестницам, завязался бой, русичи кололи пиками и мечами, в упор, сбрасывая с лестниц, стрелы летели как с одной стороны, так и с другой, в разгар боя Олав, двумя клиньями, кинулся окружить шатер вождя кыргызов.
Начался рассвет, сначала смутно мелькали тени воинов, отраженные горящими факелами, затем тени приобрели конкретные очертания, можно было различать их, по принадлежности, когда брызнули первые лучи, они упали на окровавленных  бойцов, невозможно понять, это своя кровь, или чужая.

 Среди кыргызов прозвучала команда отступить и защищать шатер, второй линией нападения, стояли конные всадники, они повернули лошадей к шатру, двинувшись, застряли в веревочных петлях, превратившись в мишени для лучников, открылись проходы, в частоколе, и с двух сторон, на кыргызов обрушились русичи и викинги Манфреда. Солнце поднималось все выше, освещая картину боя.

В числе первых из проема вышел Манфред, в левой руке держа круглый щит, а в правой молот, он крушил неприятеля направо и налево, кыргыза при его приближении начинали разбегаться, рядом с ним находился Радомир, орудуя мечем, в состоянии " холодной ярости". Вдруг прозвучал крик Олава, он вышел из шатра держа высоко, в руке голову, Табаша, победный крик поддержала вся дружина, но бой продолжался, несколько стрел полетели в сторону Олава, он отступил в сторону, прикрывшись отрубленной головой, одна стрела влетела в ухо Табаша, и тот открыл глаза, несколько других стрел отскочили от кольчуги, и шлема воина, но одна попала в руку, выше запястья, где уже не было кольчуги, рука разжалась, голова, вождя , выпала и покатилась по грязи.

 Тут все услышали звук рога, и стук барабана, это был сигнал Ажэ, о прекращении военных действий. К берегу приближались лодки в которых  сидели, начальник войска, Энэкей, второй советник Назарбек, сын Одуз- хана, Кудур и Тайра, лодок было много, все они заполнены воинами. Выйдя на берег, вся делегация осмотрелась вокруг, к ним подошел Радомир.
-Мы подверглись нападению, вынуждены были защищаться, вот наш принц, Манфред.

Подошел канунг, поклонился, мельком взглянул на принцессу.
-Я приветствую вас, в моем остроге, жалею, что в такой ситуации,  рад что вы вовремя прибыли, но к сожалению вас не может приветствовать Табаш, он в это время решил быть ближе к земле, он рукой показал на голову.

-Небо покарало его, зато, что он ослушался Аже, сказал советник, а где же его сын?
- Сын сидит в яме, ждет своей участи.
- Приведите его сюда,  сказал Назарбек.
Манфред кивнул Радамиру. Привели Килтая, род Маташа важный стратегический союзник Аже, ему стоило больших усилий организовать разрозненные племена и роды, в одно государство.
-Посмотри Килтай,  к чему привела глупость твоего отца, поклянись небом, что отныне ты будешь верным союзником, и ничего не будешь предпринимать, против воли Ажэ и наших гостей, иначе тебя ждет смерть, и пусть молния Ильдера покарает тебя, если ты нарушишь клятву.

Килтай посмотрел, с ненавистью, на Манфреда, затем на своих воинов, с его смертью, род Табаша прекратит существование, все члены семей перейдут к другим родам, о нем скоро забудут.

-Клянусь небом, я выполню, что ты сказал, и пусть меня покарает Ильбер, своей молнией, если  я не выполню своей клятвы.

-Хорошо, забирайте его, Назарбек обратился к воинам Табаша, те посадили его на лошадь, проезжая мимо, башни, с болотным газом, он выхватил у ехавшего рядом воина, копье, развернулся и метнул левой рукой, в сторону Манфреда, принц тоже схватил копье и бросил его в горящий факел, установленный перед башней, сбитый факел, разорвав пузырь, влетел во внутрь и произошел взрыв, бревна разлетелись в разные стороны, искрящийся огонь поднялся в небо, одно бревно ударило по голове клятвопреступника, он упал с разбитым черепом, так и продолжал лежать, заливая землю кровью. Все стояли пораженные, затем сотники войска Табаша, забрали трупы, погрузили в обозы. Радомир зашел в шатер, увидел сундуки, приказал своим воинам нести их в острог

Тайра, видевшая  присходившее, не верила своим глазам.
-Неужели, все, что о нем говорили, правда? и он человек из легенды, и именно он принесет нашему народу благоденствие, она вспомнила букет лотоса, до сих пор хранящийся,  в ларце, уже засохший,  но когда она обращается к нему, он оживает в ее воображении и начинает говорить с ней.

Манфред наблюдал за девушкой, со стороны, не решаясь подойти, находившийся рядом Радомир, улыбнулся и сказал:
-Давай же подойди к ней, это из- за тебя она приехала, долго ей ждать?
Принц подошел, он уже знал несколько слов, поприветствовав, он улыбнулся, это была искренняя улыбка человека, которому приятно ее общество.

Она тоже улыбнулась в ответ. Не зная, что ей предложить, он предложил покататься на лошадях, после прошедшего боя, это звучало нелепо, она сказала, что ее кобыла осталась дома, но принц понял по своему, к нему подвели Бадвина, он поднял на руки принцессу и посадил в седло, лошади, затем погладил коня по морде, и что- то шепнул ему в ухо, Бадвина, как подменили, никто не мог сидеть на нем верхом, кроме принца, а тут конь послушно выполнял ее команды, затем Радомир привел Манфреду Экэйя, резвый конь подтанцовывал, пытаясь вырваться.

Русич улыбался хитрой затее своего друга, хотя тот никаких скачек не планировал. Они выехали вдоль Кочи, по известному маршруту, лошади ехали бок о бок, всадники переговаривались, улыбаясь и смеясь, перейдя на язык жестов, у Тайры, за спиной находился подаренный, ромейский лук, выехав из густого леса, они поехали редким перелесьем, вдруг она увидела глухаря, сидящего высоко, на ветке, инстинктивно взяв лук, выпустила стрелу, глухарь находился очень далеко, но Тайра мгновенно рассчитала полет стрелы, сделав поправку на ветер.

Стрела вонзилась в птицу, глухарь упал на землю.
Манфред повернулся, в седле, и жестом показал Радомиру, забрать охотничий трофей.
Русич следовал, в отдалении, с ним еще тридцать ратников, Табаш и сын были мертвы, но от его воинов можно ожидать, чего угодно.

Тайра, гордая собой, ехала дальше, рассказывая о чем то, Манфреду, тот ничего не понимая, улыбался, и тоже, о чем то говорил, так они выехали на открытое место, солончаковую степь.

Смеясь,  принцесса пришпорила коня, и рукой махнула Манфреду, приглашая следовать за ней, принц засмеялся и пришпорилй Экэйя, но Бадвин вдруг проявил необыкновенную прыть, и понес легкую девушке, по степи, как пушинку, принц перестал смеяться, пришпорил Экэйя, перешел в галоп, но он оказался тяжелым наездником, на втором круге, он вышел вперед, но Бадвин вспомнил, как ему было стыдно в прошлый раз, заржал и рванул вперед, обгоняя Экэйя.
-Ну Бадвин, я от тебя такого не ожидал, подумал Манфред, и опять пришпорил коня.

Ему удалось обойти на пол-круга, своего коня, но тот  опять догнал и вышел вперед. Радомир вместе с ратниками стояли и удивлялись, хотя русич накануне говорил с Магрусом, и тот ему дал специальную настойку, увеличивающую силы лошади, но он не знал, что на Бадвине будет Тайра, таким образом,  оказал Манфреду, медвежью услугу.

 На пятом круге, взмыленные кони, стали уставать, и уже бежали, по очереди обгоняя друг друга, на пол - корпуса, Тайра перешла на рысь, потом на шаг.

 -Мне жаль твоего коня, он молодец, она потрепала холку, но это конь- богатырь, он не должен участвовать в скачках, она опять улыбнулась Манфреду.
Принц тоже улыбнулся, а сам подумал, что она окончила гонку, из жалости к нему, но его удивил Бадвин, неужели я такой тяжелый, для него? Сделав еще круг, они направились к стойбищу.

После боя оказалось много раненых и убитых. Всех раненых, с одной и другой стороны, Магрус лечил, со своими помощниками, мертвые тела  сложили, вместе и сожгли, после похоронив, сделав холм, установив на нем камень. На следующий день, вся делегация, на лодках, возвращалась домой.

Манфреду было жаль отпускать Тайру, но она принцесса, необходимо соблюдать ритуал. Девушка пригласила принца посетить их стойбище.
-А как же мои глаза? и руки? - усмехнулся Манфред.

-Ты будешь под моей защитой!- засмеялась в ответ девушка.
-Ну, что же, если я даю обещание, я их выполняю, приведу, острог в порядок, приеду, или приплыву, заодно доставлю ваших раненых, хотя под присмотром Магруса, они быстро поправятся.

-Да, я наслышана, какие чудеса, он творит, интересно, смог бы он Табашу, голову на место пришить?
-Да, только задом наперед, чтобы не зарился на чужое - засмеялся Манфред.
Подошел Кудур, младший брат Тайры.
-Я рад знакомству с тобой, сестра много говорила , она тебя любит.

-Я ее тоже люблю, она мне заменила мать, и я рад Манфред, знакомству с тобой, научишь меня метать копье, как ты.
-Я уверен, найдем время, научу.

Манфред простился с Советником Назарбеком и Энэкеем. У советника была уще одна задача, в этой поездке.  Узнать, действительно,  Манфред - человек из легенды, хотя с виду он обыкновенный богатырь. Ажэ уже ждал его, с подробным отчетом.




Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/18/1321