Роман Манфред Пятнадцатая часть

Валерий Олейник
Рисунок автора

Земля кыргызов, Эне-сай. Пятнадцатая часть

Прошла неделя, после нападения Табаша, восемьдесят жизней унесла эта битва, сорок русичей и викингов, раненых, кыргызов погибло, триста пятьдесят, сто раненых, Магрус не справлялся, ему в помощь дали еще людей,  пятнадцать тяжелораненых, ушло из жизни, это были воины, получившие колотые, резаные раны, в жизненно важные органы, потерявшие много крови.

 Раны от стрел, гноились, четырехгранные, металлические наконечники, с небольшого расстояния пробивали кольчугу, застревая в теле, вытаскивать их, было мучительно для пострадавших, стрела попавшая Олаву в руку, перебила сухожилие, вследствие чего у него не сгибались пальцы левой руки, державшей голову Табаша.
Он надеялся, что Магрус ему сошьет порванные связки.

Не смотря на множество проблем, Манфред ходил счастливый, он все время думал о Тайре.
Видя состояние друга, Радамир, подогревал его рассказами о девушке, последняя история, которую рассказали кыргызы, о том, как она убили огромного самца, леопарда - людоеда, теперь она носит накидку, из его шкуры, как она голыми руками поймала щуку, размером, больше ее роста, и вытащила на берег.

Манфред удивлялся, как такая изящная, хрупкая девушка, обладает такой силой.
Радомир рассказал, что ее прозвали Кызгер - девушка богатырь, эта новость совсем обескуражила принца. Он в который раз начал вспоминать их встречи, поездки на лошадях, как она, из далека , стрелой попала в глухаря, редкий воин способен на такой выстрел, из лука.

А какие у нее волосы, густые, рыжие пряди, волнами ложатся ниже плеч, а как она держится в седле, когда Тайра скачет, кажется, девушка и конь, одно целое, как будто она родилась в седле.

Чем больше Манфред о ней думал, тем сильнее желание опять ее увидеть. Он назначил день поездки, плыть прийдется  на  восьми ладьях, с учетом того, что предстояло, с собой взять раненых кыргызов, почти все, уже выздоравливали, и с нетерпением ждали возвращения.

Вот этот день наступил, ладьи загружены, Манфред и Радомир стоят на палубе, с ними Бертран, Олав и Аскольд, остались в стойбище, Магрус на соседней лодке, где еще тяжелобольные, но которых возможно перевозить.

 Два дня, назад, Радамир,  отправил, бывших, легко раненых, верхом, на лошадях, предупредить о прибытии, Манфреда, в стойбище Ажэ.
 Тайра тоже вспоминала принца, она еще не встречала такого человека, вспоминала слова шамана, что именно она спасет от него, кыргызов. Что он имел в виду ?.

Девушка чувствовала, что ее герой - Манфред, какая -то сила притягивала их друг к другу, принцесса поделилась своими чувствами с отцом, для того было ясно, что человек из легенды, Манфред, и он должен женить свою дочь на принце, но как  к этому отнесется сам жених?

Из разговора, с советником Олдуз - хан понял, что принц,
тот человек, которого они ждали. На юге шла война с уйгурами, и втайне хан надеялся, что викинг поможет ее выиграть, но какой ему интерес, сейчас ввязываться, в чужую бойню.

 Значит вся надежда на Тайру, прав был шаман. Но она его любимая дочь, может ли он подвергать такому риску, тогда Ажэ решил, пусть небо решит ее судьбу, и судьбу всех кыргызов.
На следующий день прибыли гонцы, легкораненые кыргызы. Род Табаша закончился, все имущество перешло Ажэ, семьи распределились между родами, как и пастбища.


Гонцы сообщили, что Манфред отплывет на ладьях и должен прибыть через три дня, поскольку идут они вверх, против течения.

Больше всех, втайне, этому радовалась Тайра, она часто выезжала, на своей лошади, на берег, с надеждой всматриваясь вдаль, наконец, с дальней заставы прибыл гонец, гости уже на подходе.

Через сутки ладьи причалили к берегу, Манфред, первый спрыгнул на песок, увидел улыбающуюся принцессу, сердце его учащенно забилось, он подошел, приветствуя, улыбнулся:

-Тайра , я считал дни, когда снова тебя увижу, ты поселилась в моем сердце, я уже не могу без тебя!
Девушка ничего не поняла из того, что сказал принц, кроме своего имени, но чувствуя интонацию в голосе, и ту нежность, с какой он говорил, она чувствовала, что парень сильно скучал.

-Я тоже скучала, и каждый день выходила на берег, все это время я думала о тебе.
Манфред общался с Жамангулом, обучаясь языку, в отличие от девушки,  принц понял половину слов, из того, что она сказала.

-Я тоже, очень скучал,  - сказал он по - кыргызски.
Девушка зарделась,  Манфред подтвердил, что знает язык, хотя и не в полной мере.
Из острога, навстречу Манфреду вышел Ажэ, со своей свитой, после всех церемоний,  пригласил на аудиенцию, в свои  хоромы.

Радамир, вместе с эвенком, следовали за Манфредом, рядом с которым грациозно шла принцесса.
 Сегодня она выглядела торжественно, но голове золотой обруч, с головой волка, на руках золотые кольца, в виде переплетенных змей, на груди, круглый медальон, представляющий  солнечный круг, кожаный пояс, на котором, вокруг талии, свисали золотые пластины, мягкие сапожки, из шкуры налима, обвитые золотой тесьмой, с золотыми пряжками, смыкающиеся двумя головами оленей, искусно, обработаны ювелирами, ее пальцы украшали несколько колец, на средних- одеты перстни, с сапфирами; короткая жилетка - безрукавка, вручную сбитого сукна, украшенного орнаментом, она выделялась среди других женщин, своего рода, которые носили длинные белые рубахи, как платье,пояс , войлочный жилет, на голове высокая, чалма, накрученная конусом, ноги обуты , в войлочные сапоги, с загнутыми носами, из украшений: намисто, в несколько ниток, с нанизанными полудрагоценными камнями, на руках кольца, и пояс с пряжками, в виде зверей.

Войдя в зал, хан жестом предложил расположиться Манфреду напротив, Радомир сел рядом с принцем, за ним расположился эвенк. Слева, возле отца, присела Тайра  и два советника, Чагалдак и Назарбек.
Первым разговор начал хан.

-Великий принц Манфред, имею честь, приветствовать тебя в своем доме, я хочу знать твою родословную, и историю твоего пути, в наши края.

Сначала перевел эвенк, затем Радамир  Манфреду.
-Расскажи им, что знаешь, а чего не знаешь, можешь от себя добавить, сказал принц русичу.
Тот поднялся, отвесил поклон, и начал говорить.

-Когда то главный бог, на небе, Один, спустился на землю в образе волка, он похитил принцессу Эльвиру, унес ее в свои чертоги. Вскоре она зачала и родила мальчика, по имени Крис, этот мальчик рос воином и настоящим богатырем, будучи сыном Одина, он был под покровительством своего отца, много подвигов  совершил и покорил несколько народов, наконец  основал государство ульфректов - потомков волка, это было во времена, когда огнедышащие драконы жили на земле, потомок Криса, царь Ульфрект и королева Альехальда родила сына - принца  Манфреда, могущесвенейшего из ныне живущий, нет этому богатырю, по силе равных.

Все сидели, внимательно слушали, и с уважением смотрели на Манфреда. Тот что-то заподозрил.
-Ты что им сказал? -  спросил принц.

- Сказал, что ты потомок сына Одина, главного бога на небе.
Манфред вытаращил глаза:
-Ты что удумал? Как ты мог такое сказать? -  возмущался он.

-Ты же сам мне сказал, что я могу добавить, что захочу, - Радомир повернул голову к Олдуз - хану, улыбнулся, затем сказал эвенку переводить дальше.

-Наше путешествие длится уже второй год, путь лежит на восток, туда, где восходит солнце.
Рассказ продолжился в подробностях, о прохождении северных земель, и подвигах Манфреда.

Все слушали, и поняли, в особенности,  Ажэ и его советники, что вот он единственный и неповторимый, потомок богов, человек из легенды, жених принцессы.
Тайра тоже с восторгом смотрела на Манфреда.

Ему стало неловко и он решил: " выучу язык кыргызов, сам все ей объясню".
Хан предложил, на следующий день ехать на охоту, с беркутами, а сегодня пир.

Хлебосольные кыргызы приготовили всевозможные блюда.  Здесь было все: мясо из конины запеченное, зафаршированное, на внутреннем сале, колбаски из тонких кишок, запеченные перепела, обжаренный глухарь, полностью приготовленная, на вертеле туша молодой, дикой свиньи, запеченный двухметровый осетр, соленые стерляди, кровяные колбаски из говядины, приготовленный молодой барашек, любимое блюдо Ажэ.

Голову получил хозяин, детям он раздает уши и язык, а гостям, самое вкусное - задняя часть. Все это запивалось молочной водкой, которая готовилась из перебродившего кефира.

Радамиру понравился шашлык из молодого верблюда, мясо, замаринованное, с добавлением молочной водки - араки, с луком и ароматными специям, делающими  вкус необыкновенным, он первый раз попробовал это блюдо, после которого твердо решил выращивать у себя верблюдов, хотя он их еще не видел.

Манфреду понравились, ароматные булочки, жаренные, в форме зверей, сделанные из пшеничной муки, замешанной на куриных яйцах, с добавлением творога.

Сделав перерыв, устроили представление, сначала они увидели козлодрание, когда две группы всадников соревнуются за тушу козла, такое соревнование, настоящее испытание на силу и выносливость, затем увидели канатоходцев, когда по натянутой веревке шел человек, балансируя, неся в руках шест, это умение прививается с детства, такой канатоходец, обучен не только ходить, но и прыгать, вставать и садится, на веревку, затем выступили борцы на кушаках, обмотанные тканью, словно поясами, они делали захват, после которого следовал бросок.

Манфреду захотелось, побороться, он снял кольчугу, оружие, его обмотали кушаком.
Все стойбище сбежалось смотреть это зрелище, тем более, против него вышел чемпион. Сначала борцы, наклонившись в стойке, кружили, пытаясь сделать удобный захват, но когда захват был сделан, Манфред подтянул  противника, подсел под него, затем вытолкнул вверх, на прямых руках, развернулся, вокруг своей оси, и бросил на землю, зрители, в восторге, закричали, такой прием они видели впервые, нужно обладать невероятной силой, что бы поднять тяжелого борца, на прямых руках.
Сам борец поднялся и с уважением  поклонился принцу.

Вышли музыканты: у двоих были флейты, еще рожек, две дудки и два бубна, начав играть, все запели, это была песня о красном волке и рыжей кобылице, о сорока девушках, ставшими матерями сорока родов.

-Хей-я! Кульманды! Хей-я! Кара-балды!
Кыргызы пели, кровь красного волка, начинала говорить, в них.
В середину круга вошла Тайра, с флейтой, в руках.

Первые чарующие звуки, напомнили ветер, который колышет ковыль в степи, звенящую высоту неба, и скачущее стадо диких лошадей, мчащихся на полном скаку, прижав уши, вытянув голову, создавая волну ветра, расправляющего хвосты и гривы, они упиваются свободой бега, это их жизнь, стремительный бег, свободного коня, вот зрелище, которое радует настоящего кыргыза.
Опустив флейту, девушка запела, ее голос звучал, как весенний ручей, трогая за душу.

У Манфреда и Радомира мурашки побежали по коже, звук ее голоса наростал, она взяла бубен, и тихонько постукивая, двинулась по кругу, легкой походкой, грациозно вращая бедрами.

 Песня, была о птице, которая высоко взлетела, в небо, но рядом пролетал сокол, и погнался за ней.  Ветер,  гнавший облака увидел птицу, решил спасти бедную жертву, подведя грозовую тучку,  спрятал в ней птицу, сокол долго летал, не находя свою добычу, так и улетел, а благодарная птица, до сих пор поет свою песню спасшему ее ветру.

Манфред несколько слов понял, из этой песни,  она его очень тронула своей теплотой и  чувственностью.
Сидевший рядом с ним Ажэ, заметил реакцию принца,  мысленно начал потирать руки. Песня его самого, очень тронула, тем более, что он любил свою дочь.

Закончив петь, Тайра, улыбаясь, подошла к отцу и принцу.
Пир продолжился, Манфред поднялся и предложил тост, в честь Олдуз- хана, пожелав ему здоровья, правления каганатом, тысячу лет, что бы небо хранило его, как властителя всех кыргызов, лучшего правителя со времен, созданием земли Одином.
 
Следующий день начался выходом в степь Ажэ и всей его свиты. Их сопровождал отряд воинов, вооруженных пиками, мечами, у каждого колчан, со стрелами, ратники находились поодаль, сами охотники, держали на левой руке беркутов, эти грозные птицы сидели, сжимая сильными лапами, с острыми, большими когтями, руку, на которой одет кожаный чехол, и перчатка, предохраняя от острых когтей.

Сам Ажэ выехал в расшитом халате, в белой, остроконечной шапке, его любимый беркут, спокойно сидел на руке, на голове кожаный колпачек- шлем, закрывающий глаза, стоит снять колпак, птица взлетит,поднимется высоко,  сверху бросится на свою жертву, ему все равно, кто это будет, лиса, волк, заяц или горный баран, в нем достаточно первобытной силы и мощи дикого зверя.

 Чтобы  приручить беркута - это целая наука, и необходимо  необыкновенное терпение, и воля, тогда гордая птица, признает хозяином человека, приходится его долго бить, не кормить, завязать глаза, держать на веревке, после того, когда будет сбита спесь, голодное животное, начинает принимать куски мяса, из рук своего хозяина, устанавливается контакт, который постепенно приводит к привязанности между хищником и хозяином. По- другому проходит дрессировка беркута, выращенного с птенца.

 Манфред подъехал к хану, поклонился ему. Он вспомнил отца, у которого был свой сокол, соколиная охота, имеет свои особенности, но сам он ею не увлекался, вот и сейчас, подъехала Тайра, на своей кобыле, принц оценил экстерьер лошади, погладил ее по морде, по шее, в ответ она повела ушами, начала переминать ногами, гарцуя на одном месте.

-Хочешь обогнать меня, и он засмеялся.
Засмеялась и Тайра, она поняла шутку принца.

Они увидели младшего брата, принцессы, на правой руке у него надета кожаная рукавица, отворот, которой был по локоть, на руке сидел молодой беркут- хазран, ему приходилось первый раз участвовать, в охоте, положив руку, на передний изгиб седла, специально сделанный, что бы таким образом перевозить тяжелую птицу, беркут крутил головой, хотя на нем сидел чубук, закрывающий глаза.

Проехав час пути, переговариваясь и вглядываясь вдаль, заметили на склоне холма, двигавшуюся точку, ближе подъехав, разглядели волка, почувствовав преследование, хищник начал убегать.

Ажэ кивнул сыну, тот снял колпачек, с головы птицы, отпустил ремешки, спутавшие ноги, и подбросил беркута вверх, в направлении волка.

Сделав несколько сильных взмахов  крыльями, холзан, низко планируя, над землей полетел к волку, подлетая,  развернул крылья, вытянул вперед ноги,  выпустил когти, вцепившись в холку, сбил свою жертву, но волк, оказался очень большой, перевернувшись через спину, вместе с беркутом, вырвался, накинувшись на птицу, лежащую на спине, пытаясь зубами, схватить ее шею, но перед ним были растопыренные лапы, с острыми когтями, в этот момент хан выпустил своего халзана,  восьмилетний жан, с размахом крыльев, два с половиной метра, налетев на волка, схватил одной лапой, за верхнюю челюсть, второй за шею, рванув, сломал шейные позвонки, после чего мощным клювом, как крюком, захватил кадык, порвал, сделав два энергичных взмаха крыльями, оттащил в сторону мертвую тушу волка.

Подъехавшие всадники, дали орлам, куски мяса, в перчатке, поощряя, своих любимцев, охота продолжилась, в этот день, поймали лису и молодого оленя.

Возвращаясь, солнце уже стояло в зените, степь, словно море, раскинулась к горизонту, ее бескрайние дали, с островками холмов, запахом разнотравья, вселяли чувство свободы, хотелось дышать полной грудью,  земля кормила и поила кыргызов, прийдя , много веков , назад , в эти места, они обрели свою Родину, ставшей для них Эне -сай, теперь степной народ обрел свою культуру, рождая не только воинов, но и настоящих мастеров, кузнецов, плотников, ювелиров, шкурников, мастеров по выделке меха, пошиву одежды, изготовлению тканей.

Манфред всему удивлялся, как кочевой народ мог достигнуть такого уровня, ответ лежал на поверхности, быстро передвигаясь, кыргызские народы, распространились, подчинив себе многие племена, заполнив среднюю Азию и Восточную Сибирь, и сейчас вели войну с уйгурским каганатом, пытаясь завладеть их землями.

Охота окончилась и гостей ждало продолжение пира.
Манфред и Тайра провели это время вместе, Радомир, Бертран и Жамангул, находились, не далеко, с ними  тунгус
Урика, ждал команды Манфреда, если требовалось перевести сложную фразу, Радомир  и Урика подъезжали.

Опять их подозвал принц, разговор пошел, о происхождении кыргызов, по преданию, их предком был Кызыл - Тайган, красная собака, точнее красный волк, поэтому, среди кыргызов почти все, рыжие, быть черным, считалось даже непреличным.
Подбежал слуга, приложил руки к груди, произнес:

-Хозяин зовет вас на пир, что ему передать?
-Передай, мы уже идем, сказала принцесса, и жестом пригласила воинов, к ханскому двору.





Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/22/1202