Серебристый фантом

Федор Быханов
Вину за гибель своих пассажиров пьяный водитель пытался переложить на, не существовавшую в действительности, иномарку.
…В летний туристический сезон наступление череды погожих дней сразу же сказывается на увеличении интенсивности транспортного потока федеральной трассы «М-52» Новосибирск – Бийск – Ташанта. Потому что множество отдыхающих на своих машинах тут же устремляются по ней в сторону Горного Алтая, чтобы обратно дисциплинированно вернуться в столь же плотном «строю» лишь после завершения планового отдыха или досрочно – когда начнутся дожди.
Так было и жарким воскресным днём, не предвещавшим особых проблем для регулирования движения, но в итоге  обернувшимся страшной трагедией, разыгравшейся в пригороде Бийска. Тревожное сообщение, поступившее в «Дежурную часть» полиции, заставило выехать на место дорожно-транспортного происшествия не только сотрудников ГИБДД, но и криминалистов. Каждый из них, познакомившись с обстановкой, понимал, что имело место лобовое столкновение.
Но не все казалось столь очевидным. Озадачивала причина, заставившая водителя легковой машины выехать с, не слишком оживленной в эту пору половины Чуйского тракта, ведущей из Республики Алтай, на, запруженную техникой  встречную полосу движения, где столкнулся с микроавтобусом.
Бригады «Скорой медицинской помощи» уже увезли в лечебное учреждение двух девушек и парня, пострадавших в аварии. Еще одной пассажирке уже ничем помочь было нельзя, настолько тяжкими были полученные ею телесные повреждения. Да и молодой человек из «Скорой», как позже выяснилось,  не дожил до приёмного покоя. Он скончался от полученных  травм еще по пути в больницу.
Зато относительно легко – разбитым носом и ссадиной колена, отделался  водитель светлой Тойоты, из помятого салона которой, очевидцами были извлечены  несчастные пассажиры. Ему подручными средствами, найденными в  «Автомобильной аптечке», они же помогли остановить кровь. И даже такое участие не понадобилось автомобилисту, с трудом, выбравшемуся  из, улетевшего в кювет,  микроавтобуса Ситроен. Тот самостоятельно справился с заклиненной после тарана дверцей.
Так что оба вполне могли поведать правду о том, что же привело их к столь плачевному результату. Хотя, еще большей беды, как стало ясно, удалось избежать. Потому что выполнявший услуги по перевозке пассажиров, владелец Ситроена в роковой момент находился один в своём микроавтобусе. Он еще только ехал среди попутного транспорта в город Горно-Алтайск, чтобы забрать оттуда новых клиентов, заказавших рейс до Барнаула, когда прямо на него с большой скоростью вылетела легковушка с противоположной полосы движения. Еще более неожиданая от того, что там – в менее оживленном потоке машин,  имелось куда больше простора для любого маневра.
Его слова подтверждали следы торможения, оставленные как Ситроеном исключительно на своей части дороги, так  и Тойотой, чей тормозной след на сухом асфальте начинался прямо на двойной разделительной линии и обрывался на месте столкновения, усеянном сейчас осколками стекла фар и деталями разрушенной облицовки.
Своя собственная версия случившегося была у его визави, суетливо объяснявшего окружающим причину своего выезда на встречную полосу тем, что его, якобы, подрезала серебристого цвета Хонда. Она, мол, на высокой скорости обогнала Тойоту, после чего, заняв впереди свободное пространство, столь же внезапно, стала тормозить, моргнув задними стоп-сигналами. Тогда, избегая столкновения с этим, неожиданно появившимся препятствием, он и повернул руль в сторону встречной полосы, где его занесло прямо под микроавтобус.
И хотя, никто из многочисленных свидетелей ДТП, одновременно ехавших в этом месте по Чуйскому тракту, не видели злополучную Хонду, он продолжал стоять на своем. Как и в тот день, делал это и после – в ходе следствия.
Личность самого Виктора Раздаева  удалось установить тоже не сразу. Вместо того чтобы предъявить удостоверение на право вождения транспортного средства, он заявил, что никогда не имел подобного документа, потому что автоделу никогда официально не учился и экзаменов не сдавал.
Технический паспорт автомобиля Тойота, на котором было совершено ДТП, оказался оформленным на имя его жены, буквально за считанные дни до этого совершившую  покупку подержанной иномарки. Всего пробег после сделки составил около четырехсот километров. В том числе, большая часть его пришлась на последнюю поездку мужа хозяйки машины, отправившегося со знакомыми отдохнуть на туристическую базу, расположенную  в районе поселка Барангол. Еще одну пассажирку Раздаев взял на обратном пути, вняв просьбе попутчицы довезти её до Бийска.
Давая показания, самозваный шофер утверждал, что водительский навык у него всё же есть. Никогда не превышал дозволенный правилами скоростной режим. Знает и материальную часть машины, так как сталкивался ранее с техническим обслуживанием. В дороге вместе с приятелем, сидевшим на переднем пассажирском сидении, по его словам, они были пристегнуты ремнями безопасности, а то, что девушки во втором ряду салона этого не сделали, то виноваты сами, так как не выполнили его просьбу воспользоваться этим способом защиты. Свой отказ от прохождения проверки в день аварии на наличие алкогольного опьянения Виктор Раздаев объяснил личным недомоганием и необходимостью срочной госпитализации. Вину же за случившееся возложил на водителя серебристой иномарки Хонда, совершившего опасный маневр, заставивший его выехать на встречную полосу.
Немало времени ушло на поиск указанного автомобиля. Только он ни к чему не привел. Серебристого цвета иномарка оказалась фантомом: под стать мифическому «летучему голландцу». Уже потому, что никто из других, неоднократно опрошенных, участников события такую Хонду не видел.
Потом самого Виктора Раздаева взяли под стражу. Ведь появились неоспоримые факты, заставившие именно ему предъявить обвинение в совершении ДТП с тяжкими последствиями.
Так, пришедшие в себя после долгого лечения,  две выжившие пассажирки рассказали, что тогда вообще никто в машине не пристегивался ремнями безопасности. Водитель всю дорогу пил бутылочное пиво, время от времени пополняя прямо по пути, быстро иссякавший  запас спиртного. И при этом он так стремительно гнал машину, что пассажирки не раз умоляли его сбавить скорость. Только он не послушался. И тогда случилась беда.
Сотрудники полиции, работавшие на месте происшествия, заявили, что тогда с помощью прибора «Алкотектор PRO-100»,  сделали дыхательную пробу, показавшую наличие у Раздаева алкогольного опьянения, составившего 1,2 промилле. И далее понадобилось участие специалистов. 
Судебная автомобильно-техническая экспертиза установила, что рабочие тормозные системы аварийной Тойоты находились в неисправном техническом состоянии, образовавшемся еще до совершения ДТП. В том числе тормозной диск переднего левого колеса имел износ выше предельно допустимой нормы. Эту, как и другие неисправности можно было устранить своевременно, но в дорогу машина отправилась с дефектами.
В ходе проведенного  разбирательства, суд установил, что показания подсудимого, пытавшегося избежать уголовной ответственности, не соответствуют действительности.  В то же время было доказано, что водитель микроавтобуса Ситроен не располагал технической возможностью предотвратить столкновение с автомобилем Тойота, внезапно выехавшим перед ним на полосу встречного движения.
На состоявшемся судебном процессе приговорили Виктора Раздаева к шести годам лишения свободы в колонии-поселении за то, что управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, он нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть двух человек, а еще двум причинен тяжкий вред здоровью. Кроме того, он на три года лишен права управления транспортным средством. А в счет возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, в общей сложности с осужденного взыскано в пользу потерпевших 972638 рублей 30 копеек.
Осужденный не согласился с вынесенным наказанием и обжаловал его в апелляционной инстанции Алтайского краевого суда. Но там приняли постановление, оставившее его жалобу без удовлетворения, а приговор районного суда – без изменения.