Тщеславие мелкого человечка

Адела Василой
Часто поэтам напоминают о тщеславии - дескать, скромнее надо быть, нечего "пиариться"! При этом движущим мотивом чаще всего выступает неприязнь или зависть - или то и другое вместе. Поэтому, господа завистники, напрашивается естественный вывод: скромность - это достоинство, которое на пользу только конкурентам. С другой стороны, хвастливость сама по себе вызывает неприязнь даже у самых простодушных и не склонных к зависти людей, поскольку "проявляет" самые неприятные человеческие качества - эгоизм, чрезмерную любовь к собственной персоне, откуда следует самолюбование и презрение к другим людям. То есть, во всём нужна мера. Иначе "эффект" от такого типа поведения будет обратным ожидаемому - вместо любви и восхищения вашими талантами (если они есть), вы получите ответную неприязнь и презрение.

Увы, завистливые взгляды и при "хорошем поведении" являются уделом людей неординарных и талантливых. Как следствие, талант зачастую связывают с "ненормальностью" - это в некоторой степени утешает завистников, выводя талантливые личности за пределы человеческого сообщества, усреднённого согласно уравнительным критериям: "быть, как все", "думать, как все", "не выделяться".
Все, кто соответствует этим критериям, по всеобщему согласию считаются "нормальными", в отличие от прочих, кто не соответствует. Это - порочная и даже вредная для человеческого сообщества точка зрения, ибо отвергает и осуждает на одиночество тех, кто способен принести ему наибольшую пользу как в материальном, так и в духовном плане. Мало сказать, что это негуманно - это недальновидно и непрактично, а с моральной точки зрения является проявлением чёрной неблагодарности. Причём в иные периоды человеческой истории эта неблагодарность проявлялась очень "круто" - не просто как лёгкая неприязнь, а как самая настоящая злобная и агрессивная ненависть. Достаточно вспомнить Инквизицию, но примеры расправы над неординарными личностями можно найти на всём протяжении человеческой истории, вплоть до сегодняшнего "просвещённого" века. К сожалению, просвещён он только на уровне научной и культурной элиты... за незначительным исключением.

А ведь "нормальность", вообще говоря, изначально является медицинским термином, и относится он к умственному здоровью индивида, к его способности адекватно оценивать действительность и адекватно отвечать на внешние раздражители. Те, у кого эта способность начинает "давать" сбои, попадают в разряд душевнобольных (сумасшедших, в той или иной степени), которых надо лечить. "Нормальный" не означает "посредственность". Личности, которые находятся в авангарде человеческого наступления на будущее не сумасшедшие ни в малейшей степени, они - "нормаль" будущего человечества, которое будет, надеюсь, на порядок выше нынешнего. Если его, конечно, не потащит в Средневековье или даже в пещеры современный "арьергард нормальности" - тупая, тщеславная и суеверная толпа агрессивных бездарей которых гложет собственный комплекс неполноценности. Или "нормальности", по их же понятиям, поскольку отсутствие талантов они считают нормальным.

В чём же состоит тщеславие бездарностей, мелких человечков, "не отягощённых" талантами? Они стремятся к славе, богатству, почётному месту в иерархии человеческого сообщества - но при этом им абсолютно безразлично само человечество и тот тухлый "товар", который они готовы ему подсунуть взамен всего этого. Корявые стишки, фиктивные открытия, убогие, вненаучные "философские системы" или чёрные квадраты - лишь бы это приняли за чистую монету и вознесли их на пьедестал. Их тщеславие зловредно и направлено не на прогресс человечества, а в "обратную сторону", способствуя его упадку и деградации. В отличие, кстати сказать, от тщеславия талантов, которое конструктивно и благотворно влияет на прогресс человечества как в материальном, так и в духовном плане, возвышая и облагораживая его.