Съезд нацистов в Ленинграде - всем нравится?

Леонид Катилевский
               
                Даже в сказке «Маленький принц»
— в сказке! — он находит нелишним еще раз напомнить людям, что баобабы надо
выпалывать не откладывая — «как только их уже можно отличить от розовых кустов:
молодые ростки у них почти одинаковые», и заклинает: «Берегитесь баобабов!» Это говорит
тот самый человек, который всего несколькими годами раньше отнесся, хотя и с
неодобрением, но, в общем, более или менее терпимо к тому, что его друг, известный
французский летчик Мермоз, примкнул к фашистам де Ля-Рока.

Герой Советского Союза лётчик-испытатель Марк Галлай об Антуане де Сент-Экзюпери.



  22-го марта в городе-герое Ленинграде прошёл организованный по инициативе партии «РОДИНА» съезд европейских неофашистов.  Это если называть вещи своими именами.  А если немного навести тень на плетень, то это называется Русский Консервативный форум. Но как ни играй словами, ерунда какая-то получается: например, на этом мероприятии была предоставлена трибуна немцу Удо Фойгту, лидеру (любой может проверить, набрав это героическое имя в поисковике) Национал-демократической партии Германии, которую он сам называет «духовной наследницей НСДАП».  А НСДАП, вот как ни крути – это партия Гитлера. Вот такое вот событие прошло в Петербурге совсем недавно. И никак иначе его не назовешь – да, съезд нацистов.
  Узнал о нём я случайно, новости смотрю редко, Интернетом пользуюсь в основном для работы. Но вот эта новость в глаза бросилась. Бросились, собственно, стихи поэта-блокадника Александра Городницкого: «Те, кто сдал сегодня Питер под нацистский съезд, тот о павших ноги вытер, что лежат окрест…»  Начал разбираться, что же такое в городе произошло. Разобрался. Да, произошло.
   Скажем так, не то, чтобы я удивился. К этому шло. Когда я, отслужив офицером два года в миротворческой дивизии в Таджикистане, вернулся в Петербург, вот тогда я удивился: шёл в форме в штаб округа (это был сентябрь 1999-го), а навстречу мне по Невскому проспекту вышагивал строй баркашевцев с «русифицированной» свастикой на рукавах. С тех пор много чего уже в России было: и награждение высшими орденами РПЦ фашиствующих «православных хоругвеносцев», и патрулирование улиц Москвы молодчиками «Святой Руси» в черной форме с черепами и свастикой на рукавах… Так что такое вот сборище нацистов в Ленинграде даже как-то логично. Но меня лично такое вот мероприятие в советском городе-герое оскорбляет. Многих россиян, я смотрю - нет.
   В 1997-м году я с отличием закончил Ленинградское командное дважды Краснознамённое училище им. С.М.Кирова, до этого служил срочную службу. Командовал мотострелковым взводом и ротой в Таджикистане и на таджико-афганской границе. Оба моих деда – ветераны Великой Отечественной; один – лётчик, второй – отец моей матери, Катилевский Алексей Архипович, начал службу в 1940-м на Дальнем Востоке в пехоте, в составе сибирских дивизий дрался с фашистами в 1941-м под Тихвином, был дважды ранен, окончил курсы младших офицеров, командовал взводом в составе 1-го Украинского фронта, был ветераном труда, награжденным Орденом Октябрьской революции. Мама много работала в Средней Азии гидрологом, по убеждениям вступила в коммунистическую партию, я сам был комсомольцем… В 1999-м мне довелось участвовать в совместном параде наших и таджикских войск в Кулябе; ещё вспоминаю такой эпизод – мы участвовали в открытии Спартакиады народов СНГ, выносили знамёна частей, штурмовавших Берлин… Это я пытаюсь разобраться, почему же меня факт проведения съезда нацистов в Ленинграде возмущает, а многих, многих, многих моих сограждан – нет. А многим – до лампочки. А некоторые и вовсе его организуют.
  Читая в Сети материалы о сем мероприятии, я наткнулся на фамилию одного из организаторов – А.Петров, функционер партии «Родина» в Петербурге, чиновник, замглавы Центрального района. Мой однокашник по училищу. Такой вот интересный поворот, просто исторический каламбур: в 1941-м курсанты нашего училища на Лужском рубеже вступили в бой с накатывающимися на Ленинград фашистскими войсками – а в 2015-м наш же выпускник организует в Ленинграде конгресс «духовных наследников партии Гитлера». И позвонил я господину Петрову. В приёмную партии «РОДИНА». Взяла трубку женщина. Попросил позвать к телефону Петрова или передать ему, что звонит его товарищ по училищу.  «А вы, - спрашивает, - по какому вопросу?»  - «Да вот по съезду нацистов, - отвечаю, - который он организовывал».  – «Это не совсем он организовывал, на самом форуме он был гостем, его вёл Любомирский!»  - «Я не знаю, кто его вёл, я вижу, что сам Петров об этом пишет… Пусть перезвонит».  И господин Петров перезвонил. И затеялся смутный, чудной разговор…
- Лёнь, чего ты хочешь?
- Да я вот про тебя прочитал. Ты что за съезд нацистов провёл?
- А ты его резолюцию читал? И что тебя не устраивает – что я программу помощи Украине свернул?
- Да я тебя не про Украину спрашиваю. А резолюцию  читал. Я и речи Гитлера читал, там такие же точно красивые слова. Так что это ни о чем не говорит. Ты же сам на своих страницах про этот съезд пишешь, ты что делаешь-то?
- Это не я пишу, это от моего имени мои модераторы пишут, я сам даже не читаю, что там написано. Ты ответь, чего ты хочешь?
- Ну наверно надо бы извиниться перед ветеранами и блокадниками за такое мероприятие, как считаешь? Ни черта себе – кировцы в 41-м эту братву в Ленинград не пускают, а ты её сам сюда позвал накануне Дня Победы!
- Не собираюсь я извиняться. И объяснять тебе ничего не буду. Я бы тебе объяснил только тогда, когда ты сам станешь кандидатов в губернаторы Питера, потому что я в политике разбираюсь больше, чем ты можешь понять.
- Ничего, это не так уж сложно понять. Тут как раз всё понятно. Может, мы соберемся в Совете ветеранов, ты всем всё и объяснишь. Ветеранам войны, например.
- Ничего я объяснять не буду! Это политика. Ты где работаешь?
- Производством занимаюсь. Металлообработка.
- Вот и занимайся. Удачи тебе в производстве.
- А тебе в политике.
   Вот этот разговор меня не удивил. Это как раз понятно: шустрый да быстрый – выйдешь в министры. Удивила реакция моих знакомых, с которыми я это обсуждал. «Что, съезд нацистов? Ну, каждый зарабатывает, как может…» Кто-то похихикал, кто-то пожал плечами. Обсудили ситуацию с начальником нашего музея, подполковником Стефаном Афанасьевичем Амбросовым, ветераном Великой Отечественной. Как раз разговаривали в музее училища. Ветеран попросил принести ему материалы об этом съезде, чтобы он передал Председателю Совета для обсуждения. Эти материалы мы посмотрели с ним вместе. Впечатлили Стефана Афанасьевича фотографии почетного гостя конгресса, питерского юного неофашиста Мильчакова, у которого кумир Адольф Гитлер и который фотографируется с нацистским флагом; биография другого гостя, немца Фойгта, преклоняющегося перед ваффен СС. Все эти материалы были переданы в Совет и, как я узнал, был даже назначен офицер, чтобы изучить всесторонне этот вопрос. И офицер изучил. Называть его фамилию я пока не буду.
 Созвонились с ним на днях.
- А знаете, я думаю, что все слишком мрачно в этих документах представлено, - говорит он мне, - наша власть никогда не разрешила бы сбор нацистов. Мало ли, что в Интернете написано, что они националисты и правые радикалы. Может быть, это неправда? Тем более я посмотрел сайт партии «РОДИНА» - это патриоты, и организовал её Рогозин, а власти мы должны доверять, как вы считаете?
  Вот такой вот разговор с заслуженным советским офицером. Правда, мы обсуждали это дело и с ветеранами ВДВ. И, посмотрев материалы в Сети, активист-афганец возмутился, и сказал, что этого дела так не оставят, и потом мы созванивались, и договорились увидеться с представителями братства ВДВ в Петродворце… но сегодня я узнал от него, что их юрист считает, что дело сложное, бучу-то поднять можно, но можно и самим подставиться, поэтому торопиться не стоит и т.д. и т.п.
  Тоже, наверное, ничего в этом нет неожиданного. Гитлера тоже поддержали в первую очередь военные организации, потому что предлагал-то он простые, любому патриоту понятные лозунги: «За Нацию! За Империю! Против англо-саксонского мира! За Народ! За традиционные ценности! Против гомосексуалистов!»  Добавляй к этому «Против глобализации!»  и «Против Украины!» - и получишь то, что любому обывателю понравится. Который не желает думать.
    А подумать стоит.
   Удивительного, повторюсь ещё раз, в происходящем нет. На этом самом съезде заявлялось, что пришла пора России, как Третьему Риму, править Европой. В нацистской Германии звучало очень похожее. Наши деды вместе с союзниками по антигитлеровской коалиции и заставили замолчать таких певцов.  А вот теперь такие песни в современной России снова запели, да на новый лад с тем же припевом. И с этим, по-моему, надо всё же что-то делать. Но пока только единицы выступили против проведения таких вот нацистских мероприятий. А меж тем организаторы всего этого безобразия ведь хотят сделать его ежегодным, превратив наш город в столицу европейских ультра-правых. И как к этому можно относиться спокойно, я всё же не понимаю. Приходит на ум пословица: дай просунуть палец, вся рука залезет. Нацистский съезд в Ленинграде, который успешно прошёл прямо рядом с Площадью Победы – очень опасный прецедент. И это всем пора понять. Не замечать эти ростки нацизма в России уже нельзя.

Но подавляющее большинство россиян молчит. Молчание - знак согласия? Пусть расцветают пышным цветом? Всем нравится?