6. Кухонные склоки

Дорожная Пыль
                Дождь лил так сильно, что все свиньи
                стали чистыми, а люди грязными.
                Георг Кристоф Лихтенберг

     Подходя к дому, Дорожная Пыль услышал шум. Громко разговаривали две женщины. Одна из них – Ма, другая – молодая девушка с  броской внешностью: стройная, с красивой высокой грудью, округлым лицом и большими глазами. Дорожная Пыль сразу догадался, что это – сестра Лю, и он стал невольным свидетелем очередной стычки фей Справедливости и Добра.
- Добрый вечер, милые дамы, - чопорно приветствовал их Дорожная Пыль.
- Привет, партизаны, - бросила в ответ девушка,  внимательно осматривая незнакомца.
Лю подбежала к сестре, взяла её за руку и подвела к нему.
- Знакомься.  Это - Дорожная Пыль, лазутчик с помойки.
- Я – фея Добра, или Александра, но, как видишь, мама называет меня Фейкой.
- Что ж? Фейка Добра звучит тоже неплохо, - улыбнулся Дорожная Пыль.
- Издеваетесь!? С вами, уважаемые взрослые, невозможно разговаривать, - запальчиво отреагировала она.
Дорожная Пыль не выдержал и рассмеялся:
- Я не знал, что добро может быть с кулаками.
- Не с кулаками, а с раздражением. Просто некоторые не очень добрые феи постоянно придираются и воспитывают, - и она с укором взглянула на маму.
- Ты несправедлива ко мне, - парировала Ма и посмотрела на Дорожную Пыль, - Понимаешь,  мы обсуждали с ней государственную политику в области магии. Она насмотрелась интернета и ящика и несёт тут чушь несусветную о государственных интересах.
- И никакая это не чушь! – перебила её фея Добра. - Она представляет себе государство как некую личность с какими-то своими интересами, мыслями, чувствами. Прямо дядька какой-то злой! У него и интересы свои, не совпадающие с интересами ни одного из нас, и свои обязанности, и ещё чёрти что. Я ей говорю, если это не мои интересы, ни твои, ни его, то, значит, оно не выражает ничьи интересы. А она говорит, что государство имеет интересы, которые выражают наши интересы в среднем. Но, если интерес Лю – заполучить новую куклу, а мой – щенка, то, если государство подарит Лю голову от куклы, а мне – хвост щенка,  оно не удовлетворит ни наши, ни чьи-либо интересы вообще,  потому что интересы в среднем и не интересы вовсе.
- К чему ты клонишь, Фейка? – нахмурилась Ма.
- Я клоню к тому, что болтовня про государственные интересы - это просто маскировка чьих-то конкретных интересов.
- Успокойтесь, успокойтесь. Не надо ссориться, - прозвучал неожиданно голос Сэсэ. Все обернулись и посмотрели на него. Как ему удалось так незаметно подойти? Оказывается, он стоял здесь и всё слышал.
- Дорожная Пыль, не слушай эти разговоры. В девичьем задоре они могут такого наговорить!
- Нет, ну, почему же!? Мне это очень даже интересно! У нас на помойке это может быть даже более актуально.
- Видишь ли, они подходят к вопросу со стороны недовольства и раздражения. Здесь и правда есть, отчего раздражаться. Я хочу сказать, что у этой темы есть присущие ей негативные стороны.
     Во-первых, люди являются универсальными созданиями, но, выполняя определенную работу, вынуждены специализироваться. При этом они остаются универсальными и осознают свою способность специализироваться в другие виды деятельности. Это всё бы ничего, но одно дело управлять счетами, а другое – людьми. Ты управляешь вроде специализированными объектами (каковыми люди предстают на работе), а они универсальны и только вынужденно предстают перед тобой специализированными. Поэтому люди всегда считают, что тоже могли бы делать твою работу, и непрерывно примеряют на себя чужие рубашки.  Я думаю, что обсуждение руководства неистребимо, как и само руководство.
     Вторая проблема заключается в том, что деятельность человека (а я говорю сейчас о приличных людях) может базироваться на двух ценностных ориентациях. Обе ориентации присутствуют в любой деятельности, но в разных пропорциях. Одна ориентация предполагает увеличение, максимизацию положительной составляющей. Скажем, это ориентация на максимизацию добра. Мы что-то делаем как можно лучше для людей, для жизни, для мира. Например, пчеловод, врач, учитель, хлебопашец в своей работе могут стараться сделать как можно лучше, как можно больше добра. Такой труд порождает положительную энергию, которая, возвращаясь к труженику, увеличивает его силы.
     Однако есть виды деятельности, в которых главным ценностным ориентиром является минимизация зла. Например, этим занимаются правоохранительные органы. Самым ярким примером деятельности по минимизации зла является праведная война. Так вот, деятельность по управлению людьми – это деятельность по управлению ограниченными ресурсами денег, труда, времени и чего угодно. Уже в силу этих причин такая деятельность суть деятельность по минимизации зла.
     Сэсэ внимательно осмотрел окружающих.
- Скажем, приходит к вам сотрудница и просит краткосрочный отпуск по каким-то причинам. Вы знаете, что её сейчас заменить некем. Если вы её сейчас отпустите, будет ущерб всей работе и, стало быть, всем работающим, и этот ущерб может значительно превышать ущерб, связанный с отказом в отпуске. Отказывая ей, вы минимизируете зло. Но ведь ей-то вы причиняете реальное зло. Её реакция в виде обиды и раздражения имеет под собой реальное основание: вы сделали ей плохо. Это порождает отрицательную энергию, в которой вынужден находиться управляющий людьми. Достаточно тяжёлое бремя: любить людей и каждый день делать им зло. Тем, кому вы сделали зло, совершенно безразлично, что это зло вынужденное и в результате кому-то зла досталось меньше. Они будут вас проклинать всё равно. Мне известен лишь один случай, когда за свою управленческую деятельность человек был признан святым. Да он вам всем известен. Это Александр Ярославович,  прозванный в народе Невским. Невероятный, уникальный случай! Хотя и здесь я не уверен, что на такую канонизацию пошли бы его современники.
- Д-а-а-а, - задумчиво произнес Дорожная Пыль, - Но почему же тогда многие так стремятся к власти?
- К власти стремятся не те, кто переживает о неизбежно нанесённом зле. К власти стремятся только рабы, которым это зло доставляет удовольствие.
- Подожди-ка, Сэсэ. Ты хочешь сказать, что все те, кого мы избираем, являются рабами? Они ведь хотят быть избранными?
- К несчастью, да. Даже самые благородные оправдания этих людей не могут скрыть их порочность. Видишь ли, желание навязывать людям свое мнение и уверенность в правильности этого мнения уже являются пороком. Я даже не говорю о том, что для продвижения на самый верх власти необходимо стать настолько лживым и лицемерным, перенести столько унижений, что, когда человек достигает желаемого, он – уже законченный мерзавец. К тому же, это продвижение создаёт массу обязательств перед другими. Великолепная почва для конспирологии, для тайной власти! Ты можешь изучить электорат, определить его основные группы и для каждой из групп создать свою партию. А потом можно выдвигать своих кандидатов от каждой партии. Не важно, кто будет избран. Тебе подойдет любой. И что бы он не творил, народу всегда можно сказать: "Чего вы попёрлись на площадь? Чем вы не довольны? Вы же сами его выбрали! Вы достойны своих правителей!" Красотища! Все думают о том, кого выдвинуть, выбрать, но никто о том, как сформировано поле выбора. Если этот выбранный только попытается выйти из подчинения, взять на себя реальную власть, его можно заменить на двойника или дождаться очередных выборов и заменить.
- Подожди-ка, - прервал Сэсэ Дорожная Пыль, - У этого выбранного есть родственники, друзья, одноклассники. Они же заметят подмену.
- Ничего они не заметят, потому что им выгоднее промолчать.
- В смысле?
- В смысле выгоднее быть живым, чем мёртвым.
- Я не вижу разницы: с таким же успехом можно выдвинуть подставного короля.
- Не скажи. Как ты собираешься поставить его на место, если он решит забрать себе реальную власть? Она ему принадлежит по праву и он всегда будет пытаться её перехватить. Подменить или убрать его очень сложно. Его родственники кровно заинтересованы в его власти, его наследники не будут молчать ни при каких условиях. А текущих перевыборов у королей, извините, нет, - развел руками Сэсэ. - С превращением денег в капитал  власть всегда становится продажной. Чтобы победить, нужны деньги.  Обрати внимание, как с приходом капитала к власти все короли оказались не у дел, насколько традиционными стали партии и их "борьба за власть". Это не наводит тебя на мысль? То-то же. Вот и получается, что демократически избранный властитель и у власти остаётся рабом, только рабом с плёткой. И своё счастье раба он распространяет на других.
- Какое ещё счастье!?
- Самое большое счастье раба - когда господин замахнулся и не ударил. Вот он это счастье и дарит. Недаром в библии сказано: « Нет ничего хуже раба, ставшего господином».
- Но ведь в истории были достойные правители?
- Конечно, бывают исключения. Но их редкость только подтверждает правило. К тому же, большинство положительных примеров связано с наследственной властью. Наследственная власть, как правило, моральна. Даже когда владыка поступает плохо, он это делает потому, что так думает и чувствует. Ему нет надобности  быть переизбранным, нет надобности угождать.
- Ты хочешь сказать, что демократическая власть всегда является порочной показухой? Но ведь можно построить власть, отталкиваясь от человеческих ценностей и потребностей? Такую власть, которая фактически направлена на то, чтобы сделать каждого человека счастливым.
Сэсэ удивлённо взирал на Дорожную Пыль, слегка наклонив голову на бок.
- Ты когда-нибудь наблюдал за пчёлами?
- Нет. У нас на помойке нет цветов. Какие пчёлы?
- Тогда я тебе скажу так: если бы ты попытался построить жизнь улья, отталкиваясь от интересов отдельной пчелы, они бы у тебя погибли через пару недель. Отдельная пчела благоденствует лишь тогда, когда процветает вся пчелиная семья. Для этого рабочие пчелы должны много работать, охрана улья должна быть готова при любой опасности отдать свои жизни, а пчелиная матка должна производить потомство. Это счастливая жизнь для пчелы? Вряд ли! Но это лучшая ее жизнь из возможных. И только. Я же тебе говорил, что часть не может существовать без целого. Когда тебе кто-то говорит о примате человеческих ценностей, приглядись внимательно: либо врёт, либо дурак. Демократия, как форма участия в управлении всех людей, одна из самых больших хитростей современности, необходимая тем, кто желает использовать манипулирование людьми в своих интересах. Принимать решения должны люди, СПОСОБНЫЕ принимать, понимать и отвечать за решения, готовые на жертвы ради их выполнения. Это должны быть люди, своими поступками доказавшие и заслужившие это право. Это должны быть ГРАЖДАНЕ. А сейчас? Разве, чтобы стать избранным надо знать проблемы мира и общества? Нужно просто говорить то, что нравится избирателям. Демократия в нынешнем виде - это пародия. С таким же успехом мы могли бы добавить к избирателям живущих с нами собак и кошек. Ведь наши решения сказываются и на их жизни. К тому же, знаешь, каждый раз учиться управлять государством на самом государстве, вещь обременительная для всех. Ты посмотри на ваших сегодняшних правителей. Кто они?  В лучшем случае  добросовестные чиновники. Это не орлы, парящие над вершинами, а воробьи, вовсю бьющие крыльями, чтобы не упасть. Оторопь берет. Кстати, оставшиеся монархи получше смотрятся. Не замечал?
- Но ведь нет никакой гарантии, что преемником наследственной власти станет слабоумный, больной...?
Сэсэ заулыбался.
- Знаешь, Дорожная Пыль, прошло столько десятилетий изучения мозга, развития психологии, педагогики, что мне тебя даже смешно слушать. Отберите самых талантливых, подходящих для этого детей, начните их специальную подготовку, а потом по результатам испытаний поставьте лучшего. Смешно, но для игры в футбол вы отбираете талантливых детей, много лет тренируете их в специальных интернатах под руководством  разнообразных специалистов, а для управления своими жизнями и судьбами своих потомков выбираете какую-то дворовую шпану, которая пообещала вам, что будет классно играть.
- Подожди, Сэсэ, - растерянно прервал его Дорожная Пыль, - В правители попадают не просто так. Есть кандидаты, их просматривают, оценивают.
- Не говори глупости! Кандидаты нужны для того, чтобы быть уверенным: ничего с их приходом не изменится. Когда нужны изменения, и серьёзные, кандидатов обычно не бывает.
Дорожная Пыль сидел задумчивый с неподвижным взглядом, направленным куда-то вдаль.
- Я, кажется, начинаю понимать, почему говорят, что скот надо считать по головам, а правительство по членам, - наконец, отозвался он.
Сэсэ заулыбался и добродушно похлопал его по плечу.
- Как ты насчёт пары кружечек свежего пива? Возражений нет...?  Тогда пойдём. У меня на чердаке сушёные окушки проветриваются.