Все в памяти... Гл. 52. Так как же все начиналось

Светлана Компаниец
   …Октябрь  девяносто  седьмого  года. Барнаул.  Погода  еще  теплая,  но  осень  порой  уже  кружит желтыми  пожухлыми листьями  вперемешку с первыми  снежинками.  А  сегодня  с  утра  прошел  теплый, почти  летний  дождь  и  Ленинский  проспект  блестит  в  солнечных  лучах  мокрым  асфальтом.

    Мы  с  Андреем  идем  в  еврейский  центр,   филиал  «Сохнута»   в  Барнауле,  хотим  получить  хоть  какую-то  информацию.   И  нашли-то  мы  его  с  трудом,  словно  он  существует  в  подполье.
   
    Поначалу,  когда  Марина  рассказала,  как  она  повстречала  своего  бывшего  сокурсника  и  тот  ей  выдал:

-   А  вы  что  до  сих  пор  тут  сидите?  Вам  давно  пора  быть  в   Израиле! – (он  сам  там  пробыл  год  и  приехал  навестить  родных  в  России),  -  мы  не  отнеслись  к  этому  серьезно,  и  Андрей  заявил:

-   Только  не  в  Израиль!  Страна  очень...  военная...  и  религиозная.  Да  к  тому  же  - Восток!  И  мы  о  ней  ничего  не  знаем!
 
     Но  если  хочешь  что-то  узнать,  -  начинаешь  слышать:  потихоньку  стала  проникать   кое-какая   информация,   правда,  очень  скудная,  - о  стране,  об  эмигрантах.    Я  же  помнила,  как  в  шестьдесят  седьмом,  когда  Израиль  в  очередной  раз  воевал  с  арабами   (теперь  я  много  знаю  об  этой  короткой,  Шестидневной  войне), - эту войну  бурно обсуждали  и осуждали  во  всех  газетах  Союза,  по  радио  и  телевидению,  обзывая  Израиль  кровавым  агрессором.

    Помнила,  как   я   шла  с  работы,  а  у  моего  подъезда  по  обе  стороны,  на  скамейках,   сидели  соседи  и  в  руках  у  Льва  Николаевича,   мужа  тети     Шуры,   моей  наставницы  в   быту  и   помощницы,   была  газета  с    огромным  заголовком:  “Агрессия  Израиля”  и  ниже:  “Кровавая    бойня!”   У  меня  было  такое  чувство,   будто   я   шла  сквозь  строй,   будто   это   осуждали  меня!  И  вот  тогда,  помню, у  меня  впервые  мелькнула  мысль: вот  есть  же  страна,  где  все  евреи,  и  никто  не  тычет  в  тебя  пальцем – жидовка!  И  никому  не  мешает  твой   еврейский  нос!    Сейчас  мои  дети  с  недоверием  слушают  мои     подобные  воспоминания:

-  Ты  все  преувеличиваешь!  Не  было  такого!
 
   Было. Я ощущала  на себе  это  с детства,  когда  даже  слово  еврей  казалось  неприличным,  словно  клеймо, -  я  это  хорошо  помню.  Сергей  забыл,  как  он,  восьмилетний,  прибежал  домой   растерянный  и  бросился  к  нам  с  вопросом:

-  Кто  такие  евреи?

-  А  почему  ты  спрашиваешь?  Что  случилось?  Почему  ты  плачешь?

-  Толик  сказал,  что  мы – евреи!  Так  говорил  его  папа!

   Оказывается,  у  них  во  дворе  завязался  какой-то спор, и когда  соседскому  Толику,  как  говорится,  крыть  было  нечем,   он   крикнул  Сереже  в  лицо:

-  А  мой  папа  сказал,  что  вы  евреи!  –  видимо  из  слов  отца  он  понял,  что  вот  этим-то  уж  точно  он  «добьет»  Сергея.

   Вспоминаю,   как  к  нам  в  отдел  пришла  Лена  Железняк,   командированная  из  Ленинграда,  из  нашего  проектного  института,  и  Надежда, наша копировщица  и  секретарь,  должна  была  отметить  ей  командировку   и  заполнить  документы  для  заводской   гостиницы.   Надин  стол  стоял  перед  моим  чертежным  столом.  И  вот  я  слышу,  как  она  шепотом  зовет  меня:
 
-  Свет!  Посмотри! Посмотри,  что  написано! -   и   показывает  мне  раскрытый  паспорт  Лены.  -  Тут  написано:  еврейка, - шепчет  она.

-  Ну,  и  что?

-  Так  написано!
 
-  Ну,  написано.  И  что?

-  Так  никогда  не  пишут!  Я  встречаю  первый  раз! Она что, правда,  еврейка?

-  А  чему  ты  удивляешься?  Я  же  тоже  наполовину  еврейка.

-  Какая  ты  еврейка!  Ты  хохлушка! А  это  настоящая  еврейка. Даже  написано!  - и  смотрела  на  Лену,  как  на  ископаемое.
 
   Действительно,  здесь,  в  Сибири,  бытового  антисемитизма,  подобного  тому,  что  существовал  на  Украине, почти  не  было, и  Надя,  родившаяся  и  выросшая  здесь,   просто   никогда   не  задумывалась  над  тем,  что  живет  и  работает  рядом  с  такими  же  евреями. Об этом  речи  никогда  не  было,  хотя  в  отделе  у  нас,  кроме  меня,- полукровки, - работала  молодая  женщина,  Лия  Хаимовна,  мы  все  любили  ее  и  никогда  никакого  разговора  не  было  о  том,   кто  и  какой  национальности. Уже  гораздо  позже, в  самом   начале  девяностых,  когда  начался  «раздрай»  по  всей  стране,  почувствовалась   некоторая  напряженность  и  здесь, - заговорили  о  еврейских    корнях  Ленина,  Троцком …   «…Это  евреи  сделали  революцию!…»  и  тому  подобное...
 
   А  я  вспоминаю  свое  детство,  вспоминаю  девочку  из  моего  класса,  Раю  Дрибен.   Она  была  медлительной,  меланхоличной,   училась  неважно,  но  была  очень  доброй, послушной,  какой-то  покорной, и  мальчишки  постоянно  дразнили,   даже  оскорбляли  ее.   Я  терпеть  не  могла  этого,   вступалась  за  нее,  и  часто  слышала  из  углов  шипение:  жидивка! Но  в глаза  подобное мне  говорить   боялись…

    Помню  тот  страх  и  ужас,  которые  охватывали  мою  детскую  душу,  когда  я  читала  или  слушала  разговоры  взрослых  о  зверствах  фашистов, - все  это  было тогда  еще очень  свежо  в памяти, - о том,  как в  один  вечер  расстреляли  на  городском  кладбище  всех  евреев  Златополя,  тех,  кто  не  успел  или  не  смог  уйти  из  города.  А  когда  смотрела  в  фильмах  о  войне,  как  немецкий  офицер, вглядываясь  в лица  в  толпе,  указывал  пальцем  на  очередную   жертву  и  произносил:  «Юде!»,  мне  казалось, - он  показывает  на  меня! А  ведь  было  мне  тогда  каких-то  восемь-девять  лет!  И  уже  тогда  я  чувствовала,  хотя  об  этом  дома  никогда  не  говорилось,  что  имею  прямое  отношение  к  этим  "юде"...
 
    И  еще  помню:  уже  в  Барнауле,  -  я  работала  мастером  на  холодильной  станции,  -  среди  моих  подчиненных  были  два   машиниста,   гораздо  старше  меня,  всё  «знающие»,  скандальные  и  крикливые:  вот  мы,  россияне!...

   Однажды,  когда  вся  моя  смена  отдыхала  после  ночи,  они  заявились  ко  мне  домой.  Я  была  одна,  укладывала  маленького  Сережу  спать.   Витя  был  в  институте,  на  занятиях.   Я  удивилась  их  визиту.   Оказалось,  -  им  не  хватало  денег  на  выпивку  и  они  решили  занять  у  меня.  Сказали  об  этом  откровенно, нагло, в  полной  уверенности, что  не  посмею   отказать:   молодая, зеленая,  побоюсь  портить  с  ними  отношения.    И  для  пущей  уверенности  в  успехе,  один  из  них,  полупьяно  усмехаясь,  сказал:
 
-  Мы  ведь  знаем, Светлана  Михайловна, что вы еврейка! Но  не скажем  никому!

-  А  это – что,  преступление? – спросила  я. -  Пошли  вон!
               
   Потом,  видимо  поразмыслив  на  трезвую  голову,   они   заглядывали  мне  в  глаза,   льстиво  улыбались  и  на  работе,  в  смене,  были  самыми  примерными.  А  мне  было  стыдно  за  них  и  противно:  уже  немолодые,  отцы  семейств...
 
    ...Так  как  же  все  начиналось?

-   Мама,  у  тебя  ведь  отец  еврей? – это  Марина.

-   Да,  но  я  слышала, что  национальность у  евреев  определяется  по  матери,  а  мать  у  меня  украинка.
 
-   Ну,  и  что!  Надо  узнать! -  заявляет  Марина.
 
    Где  узнать?  У  кого?  Информации – ноль.  Правда,  я  уже  знала, что  одна  из  работниц  нашего  завода,-  табельщица, -   уехала  в  Израиль,  и  говорили, - очень  довольна.  Я  как-то  видела  ее  у  заводской  проходной,  и   кто-то  из  знакомых  сказал:  «В  Израиль  уезжает!»...    Я  еще  подумала:   «А  разве  это  возможно?  Неужели  выпустят?  Она  ведь  работала  на   ТАКОМ  заводе!»
   
    Дети  ждали  от  меня  действий. Стала  перебирать  в  памяти всех  знакомых,  кто  может  хоть  что-то  знать  и,  в  то  же  время,  не  разболтать  о  наших  намерениях:   открыто   говорить  о  таком   казалось  все   еще   небезопасным.  И  вспомнила:  Ванечка  Малютин,  наш  бывший  председатель  поссовета,  адвокат,  друг  Виктора. Сейчас он  уже  член  коллегии  адвокатов  Алтайского  края,  где,  как  я  понимала,  немало   евреев.  Он  может  что-то  узнать.

    Звоню  ему  домой. Трубку берет жена, Марина. Мы с  ней  всегда  поддерживали  хорошие  отношения. Она была  директором продуктового  магазина  и  Виктор  часто  подбрасывал  ей  в  магазин  машину-другую  вина, - когда  горел   план.  Она  же  помогала   нам  продуктами,  особенно  к  праздникам, -  при  сплошном  дефиците  в  стране  приходилось   часами  выстаивать   в  очередях   за  мясом,  колбасой,  апельсинами.
 
-  Светик?  Привет!   Как  живешь?   Как  дети?  Слышала  о  твоем  сыне.  Он  в  кардиоцентре  работает?  Там  Иван  мой  лежал  на  обследовании. Он тебе  нужен?  Да,  дома.  Иван!
   
-  Свету-уля! – тянет  в  трубку  Ванечка, -  Рад  тебя  слышать!  Как  ты?  Чем  занимаешься?
   
-  Ванечка!  У  меня  к  тебе  необычная  просьба,  вернее,  вопрос, -  и  я  все  выкладываю  ему.

-  Я  все  понял.  Жди,  позвоню.

   Следующим  вечером  звонок:
 
-  Светуль, я  тебе  дам  два  телефона,  это наши  товарищи, Морозов и  Гуревич.  Они  тебе  все  расскажут.

   "Товарищи"  не  особо  распространялись:

-  Вам  нужно  обратиться  к  Алле  Моисеевне  Коган,  запишите  телефон…

   Звоню:
 
-  Алла  Моисеевна – это  я, - отвечает  приятный  женский  голос.
 
   Поясняю  причину   звонка.

-  Приходите к  нам в  эту субботу, будет человек  из Израиля, он все  расскажет.

-  А  где  вы  находитесь?

-  На  Октябрьской  площади,  по  Ленинскому  проспекту, - называет  номер, - это  во  дворе  бывшего  клуба  строителей.

   И  вот  теперь  мы  с  Андреем  ищем  во  дворах  это  помещение.  Поднимаемся  с  черного  входа  на  второй  этаж,  в  открытую  дверь  видим  что-то  похожее:  длинный  коридор,  по  обеим  сторонам  несколько  дверей.    Вывески   никакой  нет,  спросить  не  у  кого.   Но  вот  одна  из  дверей  открывается  и  из  нее  выплывает  роскошная  дама.

-   Простите, -  обращаюсь  к  ней, -  это  еврейский  центр?

-   Да.  А  вы  к  кому?

-  К  Алле  Моисеевне.

-  Здравствуйте.  Это  я.  Вы  на  встречу?

-  Наверное…

-  Проходите, - открывает  перед  нами  дверь,  из  которой  только  что  вышла.

    В  комнате, похожей  на  большой  школьный  класс, полно  народу.  Все  сидят  за  длинными  столами. Впереди,  у школьной  доски,  молодой  мужчина,   что-то  поясняет,  широко  размахивая  руками.   Садимся  позади  всех,   прислушиваемся.

    Рассказывает  об  Израиле. Интересно.  Он  сам  всего  два  года,  как  уехал  туда  из  Барнаула, - так  что  информация  свежая,  и  впечатления  тоже, -  из  первых  рук. Впервые  слышим  слова: репатриант, репатриация. Неудобно  спросить,  что  они  обозначают. Узнаем: это  право   возвращения  на  историческую  родину,  в  данном  случае -  в  Израиль, и  этим  правом  обладаем  я  и  мои  дети,  как  дочь  и  внуки  еврея...

    Уже  что-то...  Дома  ищу  свою  метрику  (свидетельство  о  рождении), -  и  полное  разочарование:  национальность  родителей  не  указана…  Так  записывали  в   тридцать   девятом   году,  когда  я   родилась,  по  каким-то  уж   слишком  демократическим  соображениям.  Звоню  Алле  Моисеевне,  она  должна  знать,  что   делать  в  таких  случаях.

-  Годится  любая  бумага,  где  сказано,  что  отец – еврей, -  отвечает  она.

   Любая  бумага…  Только  где  ее  взять?  Звоню  маме.  Все  обьясняю.  Мама  в  гневе:

-  Какой  Израиль?   О  чем  ты  говоришь!   Мало  натерпелись  от  всего  этого?  Как  это  -  уехать  из  страны?  Чтобы  вас  считали  изменниками  родины?

-  Мама,  успокойся!  Какие  изменники?  Уже  совсем  другие  времена. Пойми,  я  это  делаю  ради  детей! У тебя  сохранился  какой-нибудь документ, где  сказано,  что  отец  - еврей?

-  Какой  еврей?  Какие  вы  евреи?  У  тебя  я,  твоя  мать, -  украинка!  Какой  он  отец!  Он  не  знал  вас!  А  теперь  он  тебе  нужен?

-  Да  мне  не  он  нужен!  Мама,  пойми…

   Вижу,  разговор  бесполезен,  теперь  переживаю,  что  разволновала   ее...

   Далее  говорю  с  Оксанкой,  племянницей:

-  Оксана!  Попробуй  взять  в  ЗАГСе  выписку  из  книги  регистраций,  когда  я  родилась,  короче:  копию  записи  о  моем   рождении.    Там  стоит  клякса  на  национальности  отца,  а  вверху  написано – украинец.  Но  под  кляксой – еврей.  Надо,  чтобы  написали,  как  было: еврей! Если  надо – заплати, я вышлю  деньги.

   Отправила  деньги,  ждем.   Через  месяц  звоню  Оксане.  Слышу  в  ответ:

-  Тетя  Света!  Треба  ще  гроши!  На  могорич!  Та  не  на  один!

   Отправляю  еще.  Ждем.
 
   Всю  осень  и  зиму  я  с  Глебом.   Все  так  же  -  школа,  бассейн, школа художественная. У него успехи  и  полное  удовольствие  в плавании  и  рисовании,  в  школе   особыми  успехами  не  блещем,  ходим  в  «хорошистах», и  то -  слава  Богу !  Усердия  и  интереса  к  учебе – ноль!
 
   На  Андрея  и  Марину  больно  смотреть, -  куда  подевался  их  оптимизм?  У  Андрея   по  восемь- десять  ночных  дежурств   в   реанимации   и  операционные  дни,   Марина   принимает   по   двадцать –  тридцать  мамаш  с  детьми  в  день.  Зарплату  не  выдают... А  я, проводив Глеба  в  школу, открываю  их  старенький,  подаренный  Марининым  отцом,  холодильник  и  прикидываю:   что  можно  приготовить  из  маленького,  смерзшегося  кусочка  говядины, скукоженного остатка  капустного  кочана  и  сморщенной  морковки?...
 
   Как-то  мы  с  Андрюшей  зашли  в  новый,  недавно  открывшийся    неподалеку  от  них,  супермаркет. Чего  там  только не было!  Не  было  только  покупателей…  Цены -  с  тремя  нолями… За прилавками  скучающие, уже определившие нам  «цену»,   продавщицы, - при   виде  нас  ни одна  даже  не шевельнулась, только  бдительный   охранник  ходил  позади,  сопя  от  усердия  нам  в  затылки:  а  не   стащит  ли  этот  врач, - (прости,  Господи!) – вон  тот  кулек  с   картошкой?!…
 
   Израилем   заинтересовался  и  Сергей.   У  него  на  работе   тоже  начались  заморочки, -  среди  власть  имущих  полным  ходом  шла  драка  за  комбинат.  А,  как  известно,  (повторюсь):  паны   дерутся,  а  у  холопов  чубы  трещат…

   В  марте  получаю  от  Оксаны  ценное  письмо.  Наконец!
 
   Вскрываю, достаю  синий  листик  с гербовой  печатью! Читаю: метрика  (копия)!  Все,  как  положено:   9.08.1939-го,   Светлана,   мать  -   Екатерина  Ивановна  Белопольская,  украинка;  отец  -  Михаил  Сергеевич  Белопольский…  украинец!…
 
   Приехали...
 
   Куда  же  смотрела  Оксана?  Оказывается,  она  никуда  не   смотрела, -  что  дали,  то  и  выслала…  Даже  не  позвонила…

    В  разговоре  с  мамой  этой   темы  уже  не  касаюсь,   но  вскоре  получаю  от  нее  письмо,  где  она  пишет,  что  у  Левика  могло  кое-что  сохраниться:  письма  отца,   свидетельство  о  браке,  вернее,  -   справка  из  Чигиринского  горсовета.

   Звоню  уже  Левке.  В  ответ  получаю:

-  Что  ты  там  придумала?  Зачем  ворошишь  все?  Здесь  уже  все  забыли,  что  отец  еврей!  И  евреи  почти  все  уехали!  Ничего  у  меня  нет!…