В марте-апреле 2015г. российскую блогосферу встряхнула дискуссия в ответ на предложение А.С. Кончаловского и Н.С. Михалкова по созданию национальной сети ресторанов быстрого питания - назовём этот проект для простоты «русским фастфудом»[1].
Поначалу, как это у нас водится, было много недовольных голосов на уровне федеральной подачи комментариев к этой новости в обсуждениях и блогах.
Подозревали (или скажем мягче – предполагали, намекали), что, де хотят богатые Михалковы-Кончаловские нас, налогоплательщиков, «обуратинить», вытащив деньги на развитие своего проекта через изъятие их из правительственных ресурсов РФ[2].
Примерно в ту же ноту - обуратинили!!! – тонко отпевались некоторые региональные И-нет генераторы новостей[3]. Правда, среда провинциальных комментаторов уже разломилась пополам, одной своей частью поддержав проект русского фастфуда, а другой став на плоскость подозрений в адрес мэтров культуры[3].
В. Путин, в ответ на обращение А.С.Кончаловского о поддержке проекта национальной сети ресторанов быстрого питания, направил его на обсуждение в Правительство РФ, где он был поддержан административно[4].
Ну, а теперь несколько слов, расходящихся с ехидной тональностью многих блогеров – несколько слов не о цене только, но о ценности предложения А.С. Кончаловского и Н.С. Михалкова.
Действительно, особенности национального характера (или, как в случае с Россией - российского, русского многонационального характера) проявляются существенно как в бою, в труде, в искусстве, так и в рецептуре кулинарной культуры. Общеизвестно утверждение, что человек на 80% состоит из воды, но так же верно, что на 100% каждый из нас есть то, что он ест.
Простота, глубина и ценность предложения А.С. Кончаловского и Н.С. Михалкова в том, что они берутся за проект, способный сдвинуть сложившееся кривое положение российских культурных архетипов, когда, к примеру, современные воцерковлённые православные подростки серьёзно обсуждают, можно ли есть в пост гамбургер или всё-таки к таким обстоятельствам более подобает фишбургер. Этот реальный мини-диспут я услышал как-то в Москве…
Уже тогда понятно было, что пора нам в России потихоньку поднимать свои цивилизационные символы и смыслы. Очень хорошо, что, судя по деловой реакции, В. Путин понимает, о чём по смыслу ( не только в ценах, но и в ценностях) идёт речь.
Российская национальная сеть ресторанов быстрого питания нам нужна не меньше Роскосмоса или Ростехнологий.
1. «Едим дома!»: Михалков и Кончаловский создадут конкуренцию западному фастфуду», доступ:
2. «Михалков и Кончаловский решили создать конкуренцию западному фастфуду», доступ:
3. На обсуждение: «Так поедим!», доступ: http://www.bnkomi.ru/data/doc/37769/
4. Дворкович пообещал сети «Едим дома» помощь с бюрократическими процедурами, доступ: