2003-й- десять лет спустя

Леонид Москаленко
  К  10-й годовщине  Путча.
 " Крымская  газета".
      
      В октябре 1993г, возвращаясь с женой из отпуска встретил в Симферополе на ж\д вокзале Серёгу Гамаюнова - старинного друга и одноклассника.
   Сергей собирался на следующий день везти на продажу в Питер несколько ящиков винограда, чему я был не сказанно удивлён. Челночить двое суток только в один конец, за тысячи километров и всего с 6-тю ящиками? О какой выгоде можно вести речь?
 Однако лекция по политэкономии была краткой , но чрезвычайно убедительной. По словам Сергея получалось , что рентабельнее винограда может быть только оружие и наркотики.
     Вообщем напросился я в компаньоны на следующую поездку с возложением на себя начпрода и ответственного за билет. Как в омут головой! Челночить так челночить.
  Через неделю  уже в  Луганске , дождавшись его звонка, взял в гастрономе десяток картонных ящиков, тележку, билеты на Симферополь и махнул на вокзал, где меня уже ждал Сергей.
 В Симферополе переночевали и в 10.30 утра с перрона крымской столицы отправился поезд увозивший с собой двух челноков и 13 ящиков Агди.
       Двухсуточное путешествие в полуразваленном плацкартном вагоне оставило тяжелое впечатление. Только полные ящики отборного винограда и природный оптимизм не позволили плюнуть на поездку и с пол дороги вернуться назад.
  Торговали на Московском проспекте, в скверике возле входов в подземный переход у станции метро.
   Удачно расторговались  и вечером , слегка под шафе, забыв холод и голод , слегка небритые и немытые , но довольные и с  набитыми карманами, решили повторить поездку на  бис
   Спустя  трое  суток  мы  повторили второй торговый день. Он  прошёл ещё удачнее.
  Усталые, голодные, но загрузившиеся гастрономическими дарами Северной Пальмиры , с армянским  коньяком внутри и в сумках, отправились домой , т. е. на вокзал.
   Питер...Около  22-х мск.
 Звёзды, холодный, промозглый ветер, темень.
Темень, но в начале платформы , возле Голубой  стрелы  не горят фонари. Остановились в хвосте   перекурить  на  дорожку. 
       Наверное, спинами что-то почувствовали  и  обернувшись мы видим что-то необычное. Тёмно-серая масса бесшумно исчезает, ввинчивается в чёрную воронку служебного тамбура. Я оценил. Вот это подготовка!. Человек с полсотни с полной боевой выкладкой, без единого шороха грузится в хвостовой вагон  "Голубой  стрелы".
       Ей богу , им на это понадобилось не больше минуты. Нашивок или кокард не увидели, и поэтому ведомственную принадлежность бойцов назвать не берусь.
       Холодный ветер быстро заставил поспешить   и нас.  Вагон  оказался  ярко  освещен  и  находился  в  центре  состава. 
       Очередь в вагон состояла сплошь из мужчин среднего возраста с портфелями, и старыми дипломатами и спортивными сумками.
       Вот это поезд! Вагон показался нам, по крайней мере мне , люксовым! Дорога в Москву предстояла не долгая но приятная. Короткое, купейное знакомство с двумя мужчинами и мы  с Серегой стали накрывать на стол,
      Царское великолепие холостяцкого стола венчала бутылка 'АРАРАТА'
      -'Ну что , за знакомство ? - разливая по рюмкам спросил я.
      -'Спасибо, мы не пьем'.
      Хорошо ,что поезд еще стоял ,а то бы я расплескал или налил бы мимо рюмки.
      Вы видели когда - нибудь двух здоровых мужчин, которые в поезде и под роскошную закуску отказались бы выпить на дармовщину хороший армянский коньяк?.
       Вот-вот! И мы до этого тоже не видели.
       Но  уговаривать не стали .
       Утолив первый голод бутербродами с ливерной колбасой ,один из попутчиков достал из портфеля большую пачку листовок и водрузил ее на стол. Все лозунги Ампилова и Зюганова были на слуху и вчитываться в содержание не было желания. Мы продолжали наполнять рюмки и плотно закусывать .
      -' Мы смотрим вы ребята молодые , здоровые . Поехали ' Ельцина погоняем'.
      Серега поперхнулся , а я расплескал. Или наоборот .
 Представьте себе двух молодых мужчин, уставших, изголодавшихся по дому , семье , небритых и слегка немытых, которые в тепле и уюте комфортабельного купе разомлели от хорошего коньяка и хорошей закуски . В этот момент , наверное во всем цивилизованном мире , дальше нас от политики никого не было. И вдруг услышать такое предложение.
 -" А вы уверены, что вас не погоняют? " -  не  удержался я.
      -" Конечно уверены. Нас только здесь пол поезда".
Вот оно самое! Значит эти мужики с портфелями, сумками и дипломатами и есть те, кто едет 'погонять Ельцина', и которых пол поезда.
      Из последующих откровений запомнились :  "... Никаких новых станков! Власть рабочим комитетам! Никаких модернизаций предприятий. Колхозников вернуть в колхозы . Рабочим платить , даже если их сократили из-за новых станков ,полную... и.т.д и т.п.
Пол поезда   здоровых  и  крепких  это представители рабочих комитетов ,дружины с 'ЛОМО' и' Красного Октября', докеры и судостроители.
      Причем самые крепкие физически и идейно.
      ' А что в портфелях?'- мой невинный вопрос смутил обеих. Тут же я получил удар локтем в бок и шепот Сереги 'Оно тебе надо?'
      Разговор , точнее речи, закончился одновременно с коньяком . Нас сморило. Расставание утром было без печали.
Поезд в  Луганск   отправлялся в 19.00  мск. Вещи оставили в камере хранения на Казанском и отправились погулять по столице.
  Вышли из метро в центре, определив станцию методом тыка. 5 минут ходьбы и мы оказались на набережной Москвы- реки. Красивейшая диорама открылась нашим взорам. В центре красовалось белоснежное здание Верховного Совета, освещенного яркими солнечными лучами. Лепота!
       Но вдруг взгляд останавливается на тёмно серых фигурах с полной боевой выкладкой, на бронетранспортёрах, на бронежилетах поверх серых шинелях, на растянутой колючей проволоки поперёк набережной. И это, буквально, в двухстах метрах перед нами. Оно нам надо? Мы граждане Украины, а значит иностранцы. А тут такая ситуация, что неизвестно, чем оно может обернуться в последующим для нас.
       Быстро ретируемся к ближайшей станции метро. Лучше подождать отправление поезда на вокзале.
 Отдышавшись осмыслили увиденное раннее. Значит в одном поезде из Ленинграда в Москву ехали пол сотни бойцов спецназа и этим же поездом ехали боевики - ампиловцы, так называемые рабочие дружины.
       Видели, знаем! ехали не юнцы и не убелённые сединами ветеранами. Здоровые, зрелые и озверелые знали чего хотели и планировали что будет. Но ехали и те, кто знал, что может быть и знали, что будут делать с первыми. По-этому все споры о случайном и стихийном выступлении или о провокации для меня не имели смысла.
       Я видел! И мы видели!
  И очень хорошо вижу, как никчёмные споры о  виновниках трагедии превращают полузажившие шрамы в кровоточащие раны души.
       Опять споры, опять ожесточение, в глазах  и речах злоба.
       Но, кому это опять нужно. Кому?

PS/// ... "В украинском языке 66 букв...33 больших и 33 маленьких... И ще буква" Гэ"...