Ахматова и Пушкин

Дмитрий Георгиевич Панфилов
Ахматова и Пушкин.

Анна Ахматова справедливо считается одним из известнейших пушкинистов нашего времени.
Профессор Б.В. Томашевский, человек сокрушительной эрудиции, на книге, подаренной Ахматовой, сделал надпись: «Анне Андреевне Ахматовой – лучшему знатоку Пушкина».
Судьба А. Ахматовой так же трагична, как и судьба Пушкина.
Тяжелая жизнь, потеря любимого человека, арест сына и стояние в длинных сталинских очередях, чтобы передать сыну весточку в тюрьму, травля партийными руководителями в лице А. Жданова, запрет на печатание книг и статей, тяжелый занавес всеобщего молчания – все это было.
И не только люди, но и, казалось, сама обстановка была против нее. Она написала хорошую книгу о Пушкине. Это были 25 самостоятельных глубоких статей о жизни и творчестве поэта, 25 чудесных глав.
Но рукопись попала в беду. В новой квартире, когда дома никого не было, прорвало трубы парового отопления, как раз над рабочим столом. Текст книги оказался смытым. Пропали годы кропотливого труда. Обидная случайность! А может быть, это не было случайностью, может быть, это – звено одной цепи травли и гонений. Почему в новой квартире, где новые трубы, они вдруг лопнули? Заметьте, лопнули именно над письменным столом и именно тогда, когда никого не было в доме. Очень странно!
В блокадном Ленинграде таинственно, опять-таки из квартиры, исчезают две рукописи: «Пушкин и Мицкевич» и «Пушкин и Достоевский».
И сколько было таких уколов!
Анне Ахматовой всегда был свойственен свой взгляд на Пушкина.
Так, все писали, что враги и друзья Пушкина сделали с ним, доведя до Черной речки.
Анна Ахматова поднимает вопрос иначе – что Пушкин сделал с ними? Так рождается неповторимый труд, сначала «Слово о Пушкине», а затем «Гибель Пушкина», песнь в честь поэта-победителя. Много раз мы читали пушкинского «Каменного гостя» и не задумывались, почему Пушкин, взяв сюжет «Каменного гостя» у других авторов, переиначивает его сущность.
Ведь у его предшественников Дон Гуан гибнет от пожатия руки Командора, который приходится отцом Донне  Анне. А у Пушкина Командор – муж Донны Анны. Почему?
И Ахматова поясняет смысл трагедии: «Пушкин считал гибель только тогда страшной, когда есть счастье». Счастье, наконец, пришло к Дону Гуану, и он должен погибнуть.
Показать все глубины трагедии проще на сюжетной линии: любовник – Донна Анна – муж, чем на цепочке любовник – дочь – отец. Это надо было не просто прочитать у Пушкина, это надо было «вычитать»!