Что пели дети в 60-е годы ХХ века

Вера Никонина
                Навеяно произведениями Е. Тюшиной
                ttp://www.proza.ru/2014/06/27/1206

Сначала цитата: «Предвоенное десятилетие ознаменовалось и расцветом песни. Вся страна распевала «Тачанку» М. Рудермана, «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача, «Катюшу» М. Исаковского, «Песню о Каховке» М. Светлова, «Полюшко-поле» В. Гусева».

Эти строчки в очерке о том, что читали дети в ХХ веке, показались мне лишними, мало информативными, формальными и просто отступлением от темы. Однако зацепило. В памяти возникли яркие образы, зазвучали знакомые мелодии. Не могу теперь не рассказать о некоторых песнях моего детства…

Упомянутые выше песни, конечно, пели и дети. И до войны и после нее. Как иначе могло быть в стране, прошедшей через трагедию гражданской войны, победившей фашизм. Уверена, что пели не только потому, что на полных оборотах работала пропагандистская машина, но и песни ведь получились хорошие, что музыка, что слова.

Да, народ, а с ним и дети, легко подхватывал песни из кинофильмов или песни, звучащие по радио. Вспоминаю, как наша семья собиралась вечерами в большой комнате у радиоприемника. И лирические песни любили слушать, и патриотические.

Что писалось специально для детей, сразу сказать затрудняюсь, этот вопрос требует настоящего исследования. Но вот, когда во втором классе я решила ходить в хоровой кружок Дома пионеров, мне предложили спеть для проверки способностей всем знакомую песню:
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?

Хороша песня! Авторов, конечно, тогда я не знала, а теперь существует Интернет. Оттуда эта информация. Музыка: Д. Кабалевский; слова: А. Пришелец; год рождения песни 1955; название «Наш край». В хор, впрочем, я не попала. Помешала гордыня, отказалась заниматься в подготовительной группе, хотелось, наверное, сразу петь со сцены.

Ну а другим девочкам, моим ровесницам, разве не хотелось того же? С каким удовольствием и завистью смотрели мы по телевидению на участников хора под управлением В. Локтева. Как красиво выходили танцевать вальс девочки в школьной форме и белых нарядных фартуках и мальчики в черных костюмчиках под замечательную песню:
Школьные годы чудесные
С играми, танцами, песнями.
Как они быстро летят,
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят навсегда?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.
(Музыка: Д. Кабалевский; слова: Е. Долматовский; 1953г.)

Была, видимо, при хоре хореографическая группа. Зачаровывала нас, сидящих перед черно-белым телевизором у моей подружки. Восторгалась и мама подружки, но иной раз, посмотрев с нами передачу, решала не пускать дочку гулять, а усаживала ее за пианино, осваивать очередные гаммы.

Если вернуться к патриотической песне, то стоит вспомнить единственное мое лагерное лето. Грандиозность события, происшедшего в апреле 1961 года, и дети смогли оценить. Человек в космосе! Вот поэтому так огорчились девочки нашего пионерского отряда, когда узнали, что в качестве отрядной песни мы не сможем взять песню «Я верю, друзья». Ее первые строки сейчас всем известны: «Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет в последний раз маршрут». Другой отряд нас опередил и дружно распевал у костра этот шедевр. (Музыка: Оскар Фельцман; слова: В. Войнович; 1961г.)

Но теперь я понимаю, что песня нашего отряда тоже была замечательной. Отражала и гордость за страну, за ее народ и призывала, если не к подвигам, то к достойной взрослой жизни:
Мечтать, надо мечтать
Детям орлиного племени.
Есть время и силы у нас, чтобы стать
Героями нашего времени.
(Музыка: А. Пахмутова; слова: Гребенников, Добронравов; 1958г.)

Как перекликалась она со знаменитым и любимым всеми «Орлёнком», родившимся еще до Великой Отечественной, но по существу воспевший подвиг юных партизан обеих наших войн. (Музыка: В. Белый; слова: А. Шведов; 1936г.)

Из времен последней войны пришла к нам песня «Эх, дороги»:
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян.
Выстрел грянет, ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне неживой лежит.
А дорога дальше мчится, пылится, клубится,
А кругом земля дымится, чужая земля.
(Музыка: А.Г. Новиков; слова: Л. Ошанин; 1945г)

Пели мы эту песню в детстве. А уже студенткой услышала я, как исполняла ее под гитару моя подружка из Словакии. С детства она была покорена этой пронзительной песней…

А вот сейчас припомнила я песню, о которой в Интернете есть пометка: пионерская.
У дороги чибис,
У дороги чибис.
Он кричит, волнуется, чудак:
А скажите, чьи вы,
А скажите, чьи вы,
И зачем, зачем, идете вы сюда?
(Музыка: М. Иорданский; слова: Антон Пришелец; 1947г.; Песенка про чибиса). Замечательный марш о «родном, любимом, крае» получился у авторов:
И когда цветет он,
И когда зовет он,
Мы уходим в дальние пути.
По степным широтам,
Через речки бродом
Все страну, страну нам хочется пройти.

И тут же всплыли в памяти «Взвейтесь кострами синие ночи», «Ах, картошка, объедение, пионеров идеал». Были все-таки специально написанные для пионеров и детей помладше песни.  Среди последних вспоминаются две: «Купила мама Леше отличные галоши» (музыка: Аркадий Островский; слова: Зоя Петрова) и «Прививка» (Почему я стал у стенки? У меня… дрожат коленки…; слова Сергея Михалкова).

Нет, мир детской песни был так многообразен, что не уложишь его в небольшой рассказ. Разумные воспитатели не отказывались от песенного богатства, обретенного страной за долгую историю. Обращались к народной песне. С маленькими детьми разучивали, например, «Жили у бабуси два веселых гуся». А «В лесу родилась елочка» пришла к детям из дореволюционного времени. Но это уже возвращает меня к ранним годам моего детства, к 50-м.

Песенки, адресованные малышам, всё же улетучились из моей памяти, а вот любимые взрослые песни остались. Например, «Летят перелетные птицы» (музыка: М. Блантер; слова: М. Исаковский; 1948г.). Мама научила нас, двух своих дочек, этой песне исподволь. За уборкой наших комнат. Мама мыла окна, а мы с сестрой пыль вытирали, порядок наводили. За работой так хорошо пелось. И почему-то эта дорогая нам песня опять оказалась патриотической!

Впрочем, «когда я была маленькой», интересовалась и сугубо лирическими песнями. У бабушки была любимая песня, начинавшаяся так:
Вечер тихой песнею над рекой плывет,
Дальними зарницами светится завод.
Где-то поезд катится точками огня,
Где-то под рябинушкой парни ждут меня.
Ой, рябина кудрявая, белые цветы,
Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?

А дальше поется о том, как сложно девушке выбрать одного из двух ухажеров. Вот и сидят они втроем под рябинушкой. «Справа кудри токаря, слева – кузнеца». Незатейливая песня, но трогает своей простотой, лиризмом (музыка: Евгений Родыгин; слова: Михаил Пилипенко; 1953г.). Еще недавно я думала, что эта песня из какого-нибудь фильма, но Интернет таких сведений не дает. Называется она «Уральская рябинушка», в 1960 году исполнял эту песню Уральский русский народный хор.

Сейчас, слушая эту песню, не просто ностальгируешь. Сравниваешь. Сожалеешь, что где-то в России перестали светиться зарницами заводы. Что никто не стремится стать токарем, кузнецом. Рабочего человека сразу записывают в неудачники. Укоренилось мнение, что лучше быть менеджером с высшим образованием (часто неполноценным), чем работать в цехах заводов и фабрик. Но хватит ворчать! Вспомним другую «фабричную» песню 60-х, «Текстильный городок»:
Подмосковный городок,
Липы желтые в рядок;
Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок.
Городок наш – ничего,
Населенье таково:
Незамужние ткачихи составляют большинство.
(Музыка: Ян Френкель; слова: Михаил Танич; 1960г.)

Опять о незатейливых девичьих мечтах, а герои снова простые труженицы. А когда вы последний раз слышали что-нибудь о фабриках? Наверняка о фабрике звезд! Вот оно главное отличие песен тех далеких лет – пели о рыбаках («Звезда рыбака»), о летчиках («Обнимая небо крепкими руками…»), о моряках («Моряк вразвалочку сошел на берег»), о солдатах («Не плачь, девчонка, пройдут дожди, солдат вернется), о шоферах («Ветер за кабину уносится с пылью. Скоро поворот, осторожней, шофер»). Не петь этих «взрослых» песен дети просто не могли бы. Сама жизнь звучала в них, и с ними в нее входили дети.

В середине 60-х мы стали подростками. Пионерские песни отошли на задний план. Интересовала любовная лирика. Подпевали Владимиру Трошину:
Зимний город заснул уже,
В синем сумраке лишь одно
На двенадцатом этаже не погасло твое окно.
Я вхожу в автомат ночной,
Этот свет как тревожный взгляд,
Набираю номер я твой,
И сигналы к тебе летят.

А вокруг ни машин, ни шагов,
Только ветер и снег.
В самом центре Москвы
Не заснул человек.
(Музыка: М. Фрадкин; слова: В. Лазарев; «Ночной разговор»)

Канули в Лету телефонные автоматы с «двушками», но эта песня с героем-романтиком осталась в нашей памяти. Как герой другой, популярной магомаевской песни с простым названием «Песня о любви»:
От любви моей, от любви твоей
Стал упрямей я, стал еще сильней.

Хочешь, пройду я кручей горной,
Хочешь, взлечу я к туче черной?
Тесен для сердца мир просторный,
И не умею я жить, не любя.

Нет без тебя света,
Нет от тебя ответа.
Верю, что ждёшь где-то.
Слышишь, зову,
Слышишь, иду к тебе?
(Музыка Аркадия Островского, слова Льва Ошанина; 1965г.)

Не только эстрадные шедевры проникали в детскую нашу жизнь. Были и так называемые дворовые песни. Начиная с «У девушки с острова Пасхи украли любовника тигры…» до песенки про шута, полюбившего королеву:
Звени, бубенчик мой, звени,
Гитара, пой шута напевы.
Я расскажу вам о любви
Шута к прекрасной королеве.

И очень жалостная вещица заканчивалась так:
Звени, бубенчик мой, звени,
Гитара, пой шута напевы.
А я вам песню спел о том,
Как шут погиб за королеву.

Впрочем, этот пласт песенного наследия профессионально вскрыт передачей «В нашу гавань заходили корабли».

Потихоньку возникал у нас, подростков, и интерес к бардовской песни. Правда, тогда она так не называлась, термин авторская песня тоже не использовался. Популярностью пользовались «Колокола»:
А ты опять сегодня не пришла,
А я так ждал, надеялся и верил,
Что зазвонят опять колокола,
И ты войдёшь в распахнутые двери.

Авторство этой песни указать не могу, всё еще дискутируется этот вопрос в Интернете. Пели еще «Дорогую пропажу». Мои представления, что нужно отнести эту песню к городскому фольклору оказались не верными. У песни есть авторы. Музыка Александра Вертинского, слова Михаила Волина и Александра Вертинского:
Самой нежной любви наступает конец,
Бесконечной тоски обрывается пряжа…
Что мне делать с тобою, с собой, наконец,
Как тебя позабыть, дорогая пропажа?

Я рассказываю очень индивидуальную историю. Наверное, другие подростки увлекались другими песнями. Все зависело от воспитания, от семьи, от окружения. Не всегда и я понимала, что звучит хорошая песня. Вот нравилась очень песня Майи Кристалинской «Карелия». А другую её песню я оценила, только став взрослой:
Сколько моря, сколько солнца, сколько света.
Неужели это мне одной?
Я ветрами теплыми согрета,
Жмурюсь я от солнечного света,
И сверкает море предо мной.
Неужели это мне одной?
Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца,
Поделюсь теплым ветром, белой пеной морской.
А в придачу отдам эту песню, вы возьмите ее с собой.
(Музыка: Георгий Портнов; стихи: Юзеф Принцев; 1966г.)

А вот последний эпизод моего рассказа, когда мы, подростки, идем небольшой группкой с пригласительными билетами в карманах на нашу, видимо, последнюю детскую елку в Дом профсоюзов. Идем через мост, оттуда открываются волжские просторы. И кто-то запевает:
Мы шагаем, шагаем,
Эх, шагаем…

Это песня из кинофильма «Карьера Димы Горина» (слова Е. Евтушенко, музыка А. Эшпая). Авторы песни теперь уже считаются классиками. В ней есть искренний призыв:
 
Жизнь такая, такая.
Эх, такая.
И земля и небо
Зовут к себе, сверкая.
В небесах и степи
Не отступи,
Ни в чем не отступи.

Ему веришь безоговорочно. Хочется побеждать все жизненные трудности, быть бескомпромиссным, быть самим собой. Будущее благодаря таким песням кажется замечательным. И не важно, был ли социальный заказ на эти песни или их авторы, обогретые «оттепелью», не могли писать иначе. Впрочем, это касалось и более раннего периода. Например, в «Песне про чибиса» тоже многообещающе звучит: «Тут тропу любую выбирай!»

Невольно сравниваешь песни 60-х с другими, написанными позднее и специально для детей. Своей мелодичностью, красивым вокалом меня давно очаровала песня «Прекрасное Далёко» (музыка: Евгений Крылатов; слова: Юрий Энтин; 1984г.). Но разве не похожа она на молитву:
Прекрасное Далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь.
От чистого истока
В Прекрасное Далеко,
В Прекрасное Далёко
Я начинаю путь…

Оптимизм 60-х годов остался позади.




За предоставленные материалы благодарю сайт Советской песни SovMusic.ru и очередной раз восторгаюсь возможностями всемирной паутины