Роль доктрин

Степаненко Юрий Николаевич
Массовые политические движения 18-20 веков это результат действия разных доктрин, овладевших массами.

Сначала интеллектуалы предлагают доктрину.

Потом вокруг доктрины возникает общественное движение.

Потом из движения формируется политическая партия или несколько партий.

А затем эти партии приходят к власти, захватывают государства и делают государства доктринальными – постепенно подчиняют своей доктрине все общество.

Сегодня доктринальное государство считается порочным. Это после опыта фашистской Италии, нацистской Германии и советского ССР.

Нормой считается деидеологизированное государство. Есть единственно допустимая идеология денег, самая убедительная всегда и на все времена. Все остальное – лишь разного рода крючки с наживкой для невежд и дурачков.
Доктринальные государства, т.е. те, в которых вся политическая и гражданская жизнь подчинены какой-то одной доктрине, сегодня относятся к государствам-изгоям. Пример таких государств это государства политизированного ислама (исламистские), и государства коммунистского типа. На самом деле это полудоктринальные государства, в которых господствующая доктрина дополняется национальной традицией, либо еще как-то ограничена. Как в Северной Корее не создать коммунизм, так и исламистам не построить государства исключительно на основе шариата.

Любая доктрина, поскольку ограниченна историческими рамками, постольку  всегда идеализация и неадекватность.

Доктрины возникают и появляются как реакции на какие-то тяжелые социальные эксцессы, как результат значительных и резких перекосов в уважении общественных и личных интересов.

Если ваши законные интересы кто-то нагло и цинично игнорирует или попирает, есть большая вероятность того, что на это вы ответите собственной доктриной, цель которой ваши интересы восстановить. Особенности доктрины только уточняют, в какой форме это должно осуществиться.


Доктрина привлекательна, прежде всего, тем, что разделяя общество на своих и чужих, своим обещает много прав, свобод и благ за счет всех других, чужих и прочих.

Доктрина своих объявляет правильными, а всех остальных неправильными.

Доктрина наделяет правильных правом «исправлять» неправильных и предоставляет для этого полную свободу в выборе средств.

Декларируемая политическая цель доктрины – построение своего государства, которая на практике сводится к захвату чужого и попыткам переделать его в свое.
Сопровождается это все бесконечным насилием, перерастающим в войну внутреннюю и внешнюю.

Увлекшись чьей-то доктриной или создавая новую, полезно сразу оценить степень ее неадекватности.

Неадекватность доктрины это ее органическая составная часть.
Хорошо, когда эта неадекватность играет мобилизующую и духоподъемную роль – иначе как слабому восстать против сильного, если вероятность поражения и гибели чрезвычайно высока?

Хорошо, когда неадекватность помогает вербовать соратников, сторонников и сочувствующих.

Всякая доктрина должна содержать элемент привлекательности, но лживость этого элемента не должна обнаруживаться сразу и немедленно.

Любая доктрина порождает свою особенную неадекватность.
Казалось бы, Ленин к своей доктрине относился исключительно прагматично – использовал ее как отвлекающую пропаганду, а руководствовался исключительно политической целесообразностью. Но нет. С одной стороны действовал в интересах своего государства (оно уже его, уже под его контролем), а с другой, особенно во внешней политике, зачастую чисто доктринерски, вопреки интересам советского государства. Сталин затем эту неадекватность доктринерскую исправлял, как мог, и использовал только те стороны доктрины, которые вели к усилению его личной власти.

Гитлер пленник собственной доктрины, но относился к ней несколько иначе, чем Ленин к своей.

Ленин свою считал абсолютно научной и целиком истинной. Как говорится, если жизнь не совпадает с моей истиной, тем хуже для жизни.

Гитлер свою доктрину дополнял и подкреплял собственным мессианством. Провидение именно его избрало в качестве орудия истории, потому что это именно он, а не кто-то еще, пришел к таким вот своим взглядам и убеждениям. А значит они правильные.
Неадекватность гитлеровской доктрины проявилась, прежде всего, в разного рода недооценках противника и переоценках собственных сил и возможностей. 

Бросается  в глаза два типа доктрин.

Первый тип это религиозные. Политизация религий общественными деятелями и деполитизация религий со стороны духовенства – две противоположные тенденции, весьма заметные на протяжении всего периода их существования.

Второй тип это политические доктрины.

А вот по отношению к социальным и экономическим взглядам более уместен термин теории.