Родился 23 февраля 1914 года в городе Харьков (Украина) в семье рабочего. Русский. С 1918 года жил в Луганске. В 1921-1927 годах беспризорничал. Окончил 5 классов в 1928 году, а в 1929 году Луганскую лётно-планёрную школу Осовиахима. Работал слесарем-инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске. В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году - школу ФЗУ.
Учился в Луганском педагогическом институте, но прервал обучение, в связи с призывом в армию.
В РККА с 21 февраля 1932 года.
Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1932 году.
В звании лейтенанта командовал звеном в 35-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» (или «Жуан»).
21 августа 1937 года получил легкие ранения лица и руки в аварии при посадке, но вскоре продолжал вылетать на боевые задания.
«…Мы сидели в кругу летчиков и говорили о мужестве, бесстрашии, героизме.
- Маневры были в том году очень сложные, - начал свой рассказ 24-летний летчик Н-ской авиачасти Иван Евграфович Федоров. - В них участвовали большими массами все виды оружия. Меня и еще одного товарища прикомандировали к эскадрилье бомбардировщиков, которая разместилась на небольшом аэродроме недалеко от моря. На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков «противника» направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу «неприятельской» эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полета я заметил внизу автомашину. Фары ее тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля? - мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолет, и решение возникло молниеносно.
Самолет «противника» шел вдоль моря. Я знал, что скоро начнется открытое пространство, на котором можно будет дать «бой». На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолета «противника», и преимущество было за мной. Я сверху атаковал «вражеский» самолет и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных.
Где их искать? Пилоты «противника», конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть «противника» и уйти к морю. - Не подумают же они, - сказал я себе, - что сухопутный истребитель рискнет уйти в море.
Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Она то останавливалась, то быстро передвигалась по воде. «Вражеский» самолет был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулеметы работали безотказно…
Посредники зафиксировали в эту ночь два «сбитых» мною самолета…»
(Из газеты «Правда», 19 августа 1938 года)
Всего в Испании произвел более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолета.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1939 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы в Липецке, и с 1940 года стал работать летчиком-испытателем.
С ноября 1940 года по февраль 1942 года был в Китае начальником лётно-испытательной станции и лётчиком-испытателем авиационного завода № 600. В мае 1941 года, после катастрофы и гибели одного из лётчиков, был понижен в должности до рядового заводского лётчика.
После возвращения из Китая работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 21 в Горьком, испытывал серийные истребители ЛаГГ-3.
С апреля по май 1942 года был на должности командира 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 июня (27 июля) 1942 года.
Воевал на Калининском фронте, был старшим инспектором-летчиком по технике пилотирования 3-й Воздушной армии. Командовал отдельной штрафной эскадрильей, а с сентября по декабрь 1942 года - 157-м истребительным авиационным полком.
23 сентября 1942 года в воздушном бою был легко ранен в ногу, и на сильно поврежденном самолете Як-7 произвел благополучную посадку на своем аэродроме.
27 сентября 1942 года в воздушном бою был сбит, получил ранения лица и ног.
С декабря 1942 года (января) по апрель 1943 года командовал 256-й истребительной авиационной дивизией, а с апреля по июнь 1943 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии.
28 мая 1943 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Воевал на Центральном фронте, участвовал в Курской битве, во время которой произвел 10 боевых вылетов.
К ноябрю 1943 года имел общий налет 4.700 часов.
С ноября 1943 года (июня 1944 года) был заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии. Принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши, воевал на 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронте, участвовал в боях над Восточной Пруссией и Германией.
Летал почти на всех типах отечественных и многих иностранных истребителей.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 114 боевых вылетов, в том числе на Як-7 – 84, на Як-9 – 29, на Ла-5 – 1, участвовал в 16 воздушных боях, сбил 12 самолетов (11 лично и 1 в группе).
По другим данным совершил 120 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев, лично сбил 17 самолетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, с 1 октября 1945 года снова стал летчиком-испытателем и работал в ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать реактивные истребители, в 1947 году провел испытания истребителя со стреловидным крылом Ла-160, в 1948 году при испытаниях самолета Ла-168 первым в стране достиг околозвуковой скорости.
Всего испытал 284 самолета.
2 марта 1954 года в звании полковника уволился в запас.
В 1955-1956 годах работал в редакции журнала Международная жизнь, в 1956-1960 годах - ответственным референтом спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 годах был сотрудником посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 12 февраля 2011 года. Похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области (Россия).
Список известных воздушных побед И. Е. Федорова:
18.06.1937 1 Ю-52 Испания лично
21.08.1937 1 Савойя-79 (?) Картахена (?) лично
12.07.1942 1/гр. Ме-109 Белый в составе группы
00.08.1942 1 До-215 Ржев лично
22.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
23.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
25.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
26.09.1942 1 Ю-88 Бошарово (Ржев) лично
26.09.1942 1 Ме-109 Бошарово лично
27.09.1942 1 Ю-88 Ржев лично
27.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
02-05.1944 1 Ю-88 Белоруссия лично
02-05.1944 1/гр. Ме-109 Белоруссия в составе группы
25.04.1945 1 ФВ-190 Пренцлау лично
25.04.1945 1 ФВ-190 Битиков лично
5 марта 1948 года за выдающееся лётное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолётов, и за освоение высоких скоростей полета, И. Е. Федорову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 8303).
Награжден орденом Ленина** (05.03.1948), четырьмя орденами Красного Знамени (28.10.1937, 02.03.1938, 04.08.1948, 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), четырьмя орденами Отечественной войны 1-й степени (05.01.1943, 06.06.1945, 20.09.1947, 06.11.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), орденом Красной Звезды (30.04.1947), медалями «ХХ лет РККА» (1938), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и многими другими.
Примечание:
* К сожалению, И. Е. Федоров, в силу своего характера, всегда был склонен к преувеличению своих заслуг. Так, по его утверждению, он в Испании совершил 286 боевых вылетов, участвовал в 36 воздушных боях и сбил 24 самолета (11 лично и 13 в группе), а также совершил 2 воздушных тарана: 18 июня над Мадридом и 21 июля (или августа) над Гвадалахарой. Ещё 2 японских самолета он приписывает себе за время пребывания в Китае, а 96 (!) сбитых самолетов (лично 49 и в группе 47 самолетов) и несколько воздушных таранов - за время Великой Отечественной войны. Совершенно завравшись, он заявляет, что участвовал также в боях на реке Халхин-Гол, в советско-финляндской войне и даже в корейской войне, в которой сбил 7 американских самолетов. Всего, по его утверждению, во всех войнах он сбил 135 самолетов, в том числе 9 - в одном бою, а 7 самолетов сбил тараном. На «счету» Федорова множество и других фантастических историй, в том числе награждение его высшей наградой Испании «Лавры Мадрида», а также награждение его немецким Рыцарским крестом, якобы, врученным ему лично…Гитлером! Остается сожалеть, что многие журналисты, писатели и историки в своих многочисленных публикациях последних лет о «засекреченном асе» и «красном драконе» Федорове, с наивностью простаков, бездумно распространяют откровенную ложь человека, позорящего высокое звание Героя Советского Союза.
** Орден имел порядковый № 68028.