Австриец Отто

Татьяна Шелихова -Некрасова
Отрывок из документальной повести
"Оккупация"гл2.

*** Сейчас, описывая то, что запомнила со слов матери, не перестаю удивляться её человечности. Ведь, несмотря на всё пережитое, она не прониклась тотальной злобой ко всем захватчикам. Каждого оценивала  по его делам и поступкам, прощая зло и помня добро.

 - Армейские немцы, не эсесовцы, - голос мамы негромок - были не очень страшны, особенно в начале войны, когда у них на фронтах всё было хорошо. Ведь многих на войну насильно погнали. Жизнь-то, у них была неплохая, зачем им было с нами воевать? Австриец Отто мне так и говорил:

 - Мария, я не хочу воевать. Я был квалифицированный рабочий в Вене, хорошо зарабатывал, у меня прелестные дочери и красивая жена. Зачем нам с вами воевать? Воюют Гитлер и Сталин. Надо, чтобы Гитлер – капут и Сталин – капут, тогда мы, простые люди, будем жить вот так! - Отто скрещивал перед собой и крепко сжимал ладони, изображая дружеское рукопожатие.
 - Ах, Мария, я знаю, что меня убьют, – голубые глаза австрийца наполнялись слёзами…

- Ты, знаешь,- в голосе мамы звучит сочувствие, - Отто показывал мне фото, на котором были сняты три хорошенькие девочки и симпатичная фрау в шляпке и перчатках – его жена. У нас тогда только актрисы так одевались или жёны директоров заводов и вообще, больших начальников.

 - И что с ним стало? - Мне жаль этого австрийского рабочего, которому так не хотелось воевать.
 - Убили, наверное…
 - А, может, нет? – надеюсь я.
 - Убили, - вздыхает мама,  - он твёрдо знал, что его убьют, всё плакал – так был в этом уверен.

 - А как ты разговаривала с австрийцем, на каком языке?
 - На немецком, конечно. Я же в институте немецкий учила. Вообще-то я скрывала, что знаю язык, чтобы не подумали, что я шпионю за немцами. Но с некоторыми понемногу общалась, когда чувствовала, что можно. Это уж потом, через несколько месяцев, когда с партизанами на связь вышла, стала настоящей разведчицей. И запоминала, что говорилось, и технику считала, а потом связным передавала.
- А не страшно было? У тебя же маленький ребёнок был.
- Не знаю... - мама задумывается ненадолго. - Тогда всё по-другому воспринималось. Очень хотелось как-то своим помогать, чтобы скорей пришли и немцев прогнали. Хотя бывали случаи, когда жизнью могла поплатиться, а вместе со мной мать и Галочка. Война - это всегда страшно...


Документальное фото времён Второй мировой войны из интернета