Субъект свободной деятельности

Николай Мальцев-Ганичев 2
                СУБЪЕКТ СВОБОДНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
                ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         Осуществлять свободную научно-исследовательскую деятельность могут исключительно состоятельные люди. В наше (условно в 3-ем тысячелетии) время, во всяком случае. Действительно, чтобы просто существовать, человек нуждается в ресурсах, в средствах жизни. Чтобы осуществлять научно-исследовательскую деятельность, он должен быть к ней подготовлен, кроме этого, иметь материально-вещные средства для осуществления научно-исследовательской деятельности. Осуществлять данный вид деятельности по найму человек может, если он уже подготовил себя к такого рода деятельности, не имея средств, так как он предоставляет себя в качестве определенного вида работника за обещание нанимателя обеспечить ему получение соответствующих средств, т.е. он переходит на содержание нанимателя. Наниматель же от имени хозяина или от собственного имени, когда наниматель и хозяин – это одно и то же лицо, предоставляет ему оборудование и материалы для научно-исследовательской деятельности.
           Систему, которая характеризуется тем, что научно-исследовательскую деятельность осуществляют субъекты вне найма, а на основе осуществления свободной научно-исследовательской деятельности, т.е. за счет собственных ресурсов и средств, назовем свободной наукой. «Национальная академия наук США (англ. United States National Academy Sciences)  - ведущая научная организация США, образована 3 марта 1863 года актом Конгресса, подписанным президентом Линкольном.
        Академия служит «советником нации в вопросах науки, техники и медицины». Члены академии работают на общественных началах» - материал из Википедии – свободной энциклопедии. Можно считать, что имеет место быть свободная наука в случае Национальной академии наук США. И не случайно по многим результатам  деятельности Североамериканская нация занимает ведущее место в мире.
           Шведская королевская академия наук (швед. Rungliga Vetenskapsakademien) также является независимой негосударственной организацией, основанной в 1739 году шестью молодыми шведскими учеными, предпринимателями и политиками, которые поставили цель - развитие наук (прежде всего математики и естественных наук). Образцом послужили Лондонское королевское общество и Королевская академия наук Франции.
          Можно выдвинуть предположение: наличие свободной национальной науки есть одно из условий успешного развития нации. Действительно, только на достоверных научно-исследовательских результатах можно успешно вести общественное хозяйство нации. И не только сугубо общественное хозяйство, которое является основой, но все направления общественной жизни нации. И та нация способна успешно конкурировать с другими нациями, которая смогла организовать, условно выражаясь, свой мозг и все органы социальных чувств. Исследования, аналитика и прогнозирование – это то, без чего жизнь социального организма оказывается движением слепых проб и ошибок.
         В  настоящее время в стране Россия возникают, как грибы после дождя, многочисленные академии , участники которых платят взносы за членство, т.е. не осуществляют деятельность по найму, за зарплату. Это значит, что и в стране Россия может появиться аналог академий доминирующих на планете наций. Если же этого не произойдет, то стране Россия не быть на планете в ряду равноправных наций. А может состояться и такое, что ей вовсе не быть. Как ни грустно, но это справедливо – интеллектуально отсталый обречен.
         Нам кажется, что роль в организации негосударственного, частного органа аналитики и прогнозирования, ускорителя развития наук могут сыграть научные общества, участники которых также платят членские взносы, т.е. участвуют в деятельности обществ на общественных началах. Союз научных обществ России вполне мог бы выполнить роль инициатора.

                Мальцев-Ганичев Николай, Веселов Сергей

                Частная научно-исследовательская организация (СИОП


Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Nuvola apps important recycle.svg
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект.
Субъе;кт (лат. subjectum — лежащее внизу, находящееся в основе) — носитель деятельности, сознания и познания[1]; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам[2].

Содержание  [скрыть]
1 Основные концепции субъекта
2 Субъект познания
3 См. также
4 Литература
5 Ссылки
6 Примечания
Основные концепции субъекта[править | править вики-текст]
Психологический субъект (изолированный субъект). В данной концепции субъект напрямую отождествляется с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт. Такая позиция близка к нашему повседневно-реалистическому опыту и наиболее распространена. В рамках данной концепции познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта — того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания.
Трансцендентальный субъект. Данная концепция утверждает, что существует инвариантное «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в контексте различных эпох и культур. Его выявление составляет важную часть всей теоретико-познавательной деятельности. Такая трактовка субъекта восходит к И.Канту
Коллективный субъект практически реализуется посредством совместных усилий многих индивидуальных психологических субъектов. Такой субъект не сводится к простой сумме индивидуальных субъектов и относительно них автономен. Примером подобного субъекта может служить научно-исследовательский коллектив, профессиональное сообщество или даже человеческое общество в целом.
Субъект познания[править | править вики-текст]
Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта[3].

Познает себя субъект через свои обнаружения, сознаваемые непосредственно. Всякое наше познавание заключает в себе две стороны, являясь актом сознания и самосознания. Как акт сознания, оно даёт нам знать, с чем мы имеем дело, какой предмет мы созерцаем перед собой — стол, стул, чернильницу, перо или что-то другое. Как акт самосознания, оно говорит нам, что, видя, например, стол, мы спокойно созерцаем, а не находимся в состоянии волнения или желания. Эти две стороны даны бывают всюду, хотя вследствие узости сознания никогда не сознаются с одинаковой ясностью. Иногда более ясно сознается предмет, иногда — акт созерцания, смотря по тому, на что бывает обращено наше внимание. Познание своё мы начинаем не с себя самих, а с внешнего мира, с окружающих тел; поэтому и свои обнаружения душевные первоначально мы познаем не в чистом виде, а в связи с телесными явлениями. Изучая тела, мы выделяем из них одно, нераздельно связанное с нами. Мы замечаем, что это тело является в своём роде единственным. В отличие от других тел оно не покидает нас никогда. Прикосновение к нему чего-либо постороннего мы не только видим, но и испытываем. Перемены его являются в нашей жизни событиями, приятно или неприятно волнующими наше существо. Через него мы исполняем свои хотения; хотим мы что-нибудь приблизить к себе — приближаем к нему, хотим удалить от себя — удаляем от него. В результате у нас слагается убеждение, что тело и мы составляем одно, что его состояния — наши состояния, его движения — наши действия. На этой ступени самопознания мы отождествляем заботы о себе с заботами о своём теле. Мало-помалу у нас развивается способность отвлечения. Мы научаемся отрывать свой умственный взор от ярких образов внешней, чувственной действительности и сосредоточивать внимание на явлениях своего внутреннего, душевного мира. Мы находим в себе бесконечное разнообразие мыслей, чувствований, желаний.

Для нас становится очевидным, что в этих-то явлениях, непосредственно воспринимаемых нами, но сокрытых от непосредственного взгляда других, и выражается наша сущность. Наше тело теряет в наших глазах своё прежнее значение; мы начинаем смотреть на него, как на внешний объект, который, подобно другим телам, воспринимается внешними чувствами и оказывает сопротивление нашей воле. Открыв явления внутреннего Mиpa, мы пытаемся свести их к логическому единству. К этому побуждают нас и присущее нашей мысли требование единства, и наше естественное желание понять себя. Мы выдвигаем на первый план определённую группу явлений, отвечающих коренным запросам нашей воли, нашему призванию, и с точки зрения этих явлений освещаем все остальные явления нашей душевной жизни. У обыкновенных людей жизненное призвание в большинстве случаев не бывает ясно выражено; поэтому и взгляд их на себя не отличается устойчивой определённостью. Один взгляд имеет человек на себя как на чиновника, другой — как на главу семьи, третий — как на члена товарищеского кружка и пр. Конечно, во всех этих взглядах должно быть нечто общее, отвечающее индивидуальным особенностям человека; но это общее остается обыкновенно тёмным и неопределённым. С изменением запросов воли естественно должен меняться и взгляд человека на себя. Бывают случаи, что человек под влиянием органического расстройства неожиданно для себя проникается новым настроением и новыми стремлениями. Потребность объяснить новое своё состояние приводит его к новому взгляду на себя. Какой-нибудь столяр вдруг приходит к мысли, что он германский император, и в этом смысле начинает действовать и истолковывать все известные факты своей жизни. Если при этом он наталкивается на факты, стоящие в явном противоречии с принятой им точкой зрения, он совершенно последовательно отвергает эти факты и приписывает их посторонней личности. Подобные случаи известны под названием «раздвоения личности». На самом деле в этих случаях не происходит никакого разделения личности: субъект остается единым, его рассуждения — логически последовательными, но у него получаются странные выводы, потому что он выходит из странных для здорового человека предположений.

Некоторые мыслители отрицают субстанциальную природу субъекта, считая его простым призраком или выражением связи между явлениями сознания. Это учение известно под именем феноменализма. Представителями его служат: а) чистые эмпирики, которые не хотят знать ничего, кроме явлений и их временных связей; б) материалисты, для которых душевная жизнь не более, как ряд явлений, пассивно сопровождающих мозговые процессы; в) пантеисты, по взгляду которых, существует только одна субстанция — Божественная, а человек и его психо-физическая жизнь — простой модус Божества.

См. также[править | править вики-текст]





)