Письмо довоенного времени. 1938 год

Екатерина Шильдер
Письмо довоенного времени. 1938 год

     Первые довоенные несколько писем относятся к 1938 году. Ни о какой войне речи не идет, время сложное, но трудятся в семье все, идет поиск лучшего места работы, из деревни многие потянулись в город, в Москву. А так, Нюра и ее брат Петя уроженцы Рязанской области, Наум, муж Нюры из Тверской области. Жена Петра Мария, похоже, что из Москвы, потом будет писать в одном из писем, что родители живут с ней в Москве.   
     Написанное Наумом письмо Нюре, касается трудного периода в жизни их семьи. Но само письмо по своей сути может служить хорошим напутствием и для современного семейного человека.
      Нюре, которая от него уехала к матери в деревню он вслед посылает письма, в которых подчеркивает понимание того, что произошло между ними. Понимает причины расставания, при этом ни о каких обидах с его стороны не идет никакой речи. При этом Наум подчеркивает, что чувство Нюры к нему не такое простое, как требуется для семьи, но и это не вина Нюры, а просто факт того, что с ее стороны отсутствует любовь к нему.
     Наум даже это расставание не рассматривает, как окончательный разрыв, а только  говорит о том, что в жизни возможны разные повороты, и даже иногда и привычка, что появилась за годы совместной жизни, может их вернуть друг к другу.
     Просто такая жизнь, такая любовь, такие чувства, как без этого можно жить. Понимает Наум, что и ему нужно смириться, что семьи больше нет, и нужно ему отвыкать от Нюры, но от сына он никогда отвыкнуть не сможет.
     Удивительное расставание, словно его и нет, так справедлив Наум и к себе, а особенно к жене. Заботится Наум и своей теще, которую называет мамой, придумывает разные причины, которые могут объяснить возвращение дочери с ребенком в родную деревню. Сильный мужчина – добрый мужчина.
    Не только своих чувств коснулся Наум, но как хозяин, как понимающий жизнь человек, он и с имуществом разбирается по справедливости. И неважно большое это имущество или маленькое, главное было для Наума не обидеть свою жену, которая его покинула.
    Как звучат его слова, что хочет он, Наум,  «себе оставить, если не будешь возражать, будильник, зеркало, маленькую подушку, два полотенца и старую простыню, которую ты починила». Вот какие существовали мужчины в те трудные предвоенные годы.

Здравствуй, Нюрка.
Вчера получил твое письмо, которое долго ждал, ибо оно определяет твое и мое положение.
Во-первых, правильно ли твое решение о не приезде сюда, я думаю правильно, и вот почему: здесь ты ничего хорошего не видела ни в материальном ни в отношении между нами, так что приехать и мучиться снова, конечно, у тебя нет желания, и это правильно.
Здесь разреши мне быть откровенным, и вот, прежде всего, могу тебя уверить, что   с удовольствием бы видел Леньку, тебя, мамашу, но больше никого и никогда видеть не хочу, ибо это одна из причин мешающая мне жить.
Во-вторых, жить вместе при таких отношениях как у нас с тобой нельзя, возможно, чтобы ты теперь (конечно, если бы не было первой причины) относилась бы ко мне иначе, чем раньше, но это тебе стоило бы много энергии, ибо хорошо относиться к нелюбимому человеку очень трудно.
А что ты меня не любишь это ведь истинное положение, которое ты сама неоднократно мне заявляла, а также некоторым своим подругам говорила, я это тебе говорю не как упрек тебе, а просто чтобы не было путаницы в наших отношениях.
И, наконец, третья причина, это последствия. Которые бывают при совместной жизни … Возможно, хотя бы временно, жить отдельно. А позже видно будет, ибо трудно говорить как обернется жизнь, позже возможно будут изменения  в жизни и в моих отношения, но это не легко, ибо все же сильна привычка.
Нюрка, приеду ли я повидаться? Я думаю, что нет, ибо нужно отвыкать, а затем мне мешает причина, о которой ты знаешь, если она со временем устранится или ее устранят, то приеду видеть тебя, а особенно сына.
Нюра, все, что я написал это мое мнение, если у тебя есть другие соображения или поправки, напиши, буду рад.
Нюрка, теперь о практической стороне вопроса. Я твердо о себе ничего писать не могу, ибо еще не выяснил останусь здесь или уеду, в том или другом случае буду обязательно учиться, ибо в этом только цель жизни. В связи с отъездом может получится, что мне придется тебе вещи прислать, … нужно проделать это следующим образом. В связи с отъездом может получиться, что мне придется тебе вещи прислать и проделать это следующим образом. Во-первых, напишу открытку тебе и мамаше, что меня неожиданно забирают в армию, (или другую причину, дай совет). Прислать  я думаю так, машинку упаковывать ведь не нужно. В чемодан уложу все белье и ватное одеяло, потом в другой красный чемодан утюг, чайник, твои боты и другие хоз. Вещи и наконец 4-е место будет мешок, в который уложу подушки, старое пальто и другие мелочи.
Нюрка, я хочу себе оставить , если не будешь возражать, будильник, зеркало, маленькую подушку, два полотенца и старую простыню, которую ты починила.
Нюрка, напиши, прислать ли валенки, затем напиши, уложить ли в мешок узел тряпок, затем стеклянную посуду и старое одеяло, керосинку и бидон для керосина.
Еще остается кровать. Старую можно сдать в утиль, а сама кровать новая стоит 150 руб., а наша 80-75 руб., если тебе нужно будет, то соберу денег и куплю тебе новую.
Нюрка, хотел бы еще чтобы ты написала когда прислать денег, т.е. один или два раза в месяц по сколько или же будешь подавать, чтобы законно (дело твое конечно). Н.Г. Б.