Аксиологический подход к анализу Рубайят О. Хайама

Елена Плюснина
Анализ «Рубайят» Омара Хайяма показывает, что перед нами живой человек, со всеми противоречивыми мыслями, которые волнуют многих. Он сам себе дает советы, сам себя подбадривает (Будь веселым Хайям).
Рассмотрим его понимание и отношение к жизни. В его высказываниях с одной стороны есть противоречия (что соответствует диалектическому методу познания). Например. Жизнь – это жертва достойному человеку и жизнь – это учитель. Жизнь – это мгновение и жизнь – это долгий путь. Жизнь –бесценна (драгоценна) и жизнь – мираж. С другой стороны можно увидеть и целостность (связь всего со всем), которая проявляется при анализе не только понимания жизни, но и других (отдельных) разных ее аспектов – отношении к прошлому, настоящему и будущему, к внутреннему «Я» человека, к смерти и любви.
Те противоречия, которые встречаются в «Рубайятах» Хайяма, можно воспринимать как некий вызов, который толкает на  размышления (хочется в чем-то не согласиться) и в то же время соглашаешься. Это и есть та целостность, которая позволяет с одной стороны «примирить» противоречия и с другой стороны рассматривать их как толчок к движению мысли, некий импульс для развития другого человека, того, кто читает эти стихи. Приведу один пример (хотя такие примеры может найти каждый, внимательно  читающий Хайяма) «Ста дорог не топтал – что ты стоишь пока? Ста обид не глотал  - что ты стоишь пока? Плачь не плачь! Не сумев от себя отказаться, на любовь возроптал. Что ты стоишь пока!» С одной стороны соглашаешься, что человек, испытавший и перенесший в жизни много бед, действительно достоин высокого уважения. Но что может вызвать вопрос и несогласие?  - Что значит от себя отказаться? И нужно ли от себя отказываться? А если нужно, то зачем? Это так называемые «открытые» вопросы. Их теоретически решать не нужно. Ответы на них можно найти в самой жизни, в жизненном опыте.  И такие противоречия встречаются в каждом условно выделенном «разделе» подборок высказываний Хайяма.
А в целом методология Хайяма близка объективному идеализму Платона и диалектическому методу познания. Целостность его поэзии заключается  именно в том, что он объединяет методологию (свое понимание мира), диалектический метод познания,  вытекающие из этого жизненные советы (афоризмы, аксиомы – т.е. отвечает на вопрос как?) и одновременно является источником, импульсом, толчком для развития других.
Итогом такого небольшого исследования может стать попытка сформулировать категорию «развитие», которая будет включать в себя не только противоречия, но и целостность.

Итак, развитие (как процесс) включает в себя формирование индивидуальной картины мира при помощи диалектического метода познания и импульса, который оформляется в речи.

Развитие (как результат) – сознательный выбор методологии, метода, индивидуальное представление о картине мира.
Если все эти рассуждения свести к триадам, то получим следующее:
Результат-процесс-целостность, индивидуальная картина мира - диалектический метод познания – речь, методология – метод – индивидуальное представление о картине мира.


Группировка смысловых понятий.

Отношение к человечеству.
Злое человеческое стадо (5). Ад – общение с нелюдями (8). Жить среди недостойных – вот истинный ад (46). Цель всего творенья –мы (21). Светоч мысли, сосуд сострадания – мы (22). Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало (43). Здесь я не нашел никого, кому можно доверить тайну (161). Мы – основа радости и рудник горя, Источник справедливости и корень насилия. Низки мы и возвышенны и ничтожны, Мы и потускневшее зеркало и чаша Джамшида, в которой отражается весь мир (207).

Отношение к жизни.
Жертва достойному человеку (8). Суть земного царства – жизнь (9). Жизнь – мгновенье одно (38) . Жизнь твоя – сама на волоске (41). Жизнь бесценна (45). Жизнь – мираж (63). Сама суть жизни – это любовь(65). Жизнь – дорога к вечной темноте (85). Вечная Книга Жизни (130). Наша жизнь – завеса, препятствующая непосредственному истинному общению душ (невидимая завеса нашего бытия (153). Наша жизнь лишь чаша, которой меряют вино (178) . Выпей чашу до дна – и не спрашивай много: господин не откроет секрета рабу (179). Жизнь – это долгий путь (188). Жизнь – учитель. Я у жизни хожу в подмастерьях (206). Когда б ты жизнь постиг, тогда из темноты и смерть открыла бы тебе свои черты (158).

Отношение к прошлому настоящему и будущему
Не тужи о преходящем мире и проведи мгновенье в радости (32). Наслаждайся этим единственным драгоценным мигом, поскольку итог всей нашей жизни – только один миг (37). Жизнь – мгновенье одно (38) . Спеши использовать летящий в бездну час (77). И пылинка живою частицей была (93). Меня никогда не заботили только два дня: день не пришедший и день ушедший (124). Живи сегодня. А вчера и Завтра не так нужны в земном календаре (128). Все богатства судьба тебе дарит сегодня завтра, может случиться, – ударит она (9). Теперь ты сам в себе, а ничего не знаешь – Что ж будешь знать, когда себя покинешь ты? (158).

Отношение к миру
Миром правят насилие, злоба и месть. Где счастливые люди в озлобленном мире? (11). Я школяр в этом лучшем из лучших миров (12). Сей ветхий мир, сей караван-сарай (167). «Не станет нас». А миру хоть бы что!(175). Ты – властелин. А этот мир – слуга (199). Мир я сравнил бы с шахматной доской: то день, то ночь . . . А пешки? – мы с тобой (152).

Отношение к вину
Если жизнь твоя нынче как чаша полна Не спеши отказаться от чаши вина (9). Испей вина. Когда-нибудь вот так же Луна взойдет, а нас уж не найдет (77). Я не знаю ступень выше опьянения (96). Из всех предметов. Занимавших ум, мне лишь одно душой понять – Вино (98). Если мудрые мужи не станут пить вина, то кому тогда его пить? (99). Пить – признак мудрости, а не порок совсем (кем пьется, и когда, и много ли, и с кем) (100). Если пьющим и любящим ад уготован, - завтра пусто окажется в райском саду (102). Не избежать конца пути земного, Вели же принести вина хмельного! (112). Наша жизнь лишь чаша, которой меряют вино (буквально: «Мерой нашей жизни меряют вино», т.е мы- лишь чаша, которой меряют вино жизни) (178)

Отношение к познанию
Тайны мира. (5). Жестокие тайны (7). Божественное познание (39). Познанье высших тайн – знать можно. Но сказать нельзя. Итак, молчи! (39). Те, что стали пленниками разума и познания, превратились в ничтожества в погоне за тем, что есть и чего нет (109). Притязающий с детства на знание жизни, Виноградом не став, превратился в изюм (110). Заглянуть за опущенный занавес тьмы Не способны бессильные наши умы (153). Если теперь, когда ты сам с собой, ты ничего не познал. То завтра, когда ты покинешь себя, что же ты будешь знать?(157). Нет, никто не раскрывал тайн извечных бытия, шагу в сторону ступить не дает нам колея (165).

Отношение к любви
Вот когда умираешь от любви и не стонешь – это любовь (66). Знай, что всей нашей жизни основа – любовь (65). Любовь – живой родник (70). Не занимай себя любовью к тем, кто любит многих. И да будешь утешен любовью святой (86).

Отношение к слову
 Если есть в доме человек, то достаточно одного слова, чтобы тебе открыли (39).

Отношение к судьбе, Господу
То, что судьба тебе решила дать, нельзя не увеличить ни отнять (49). «Пей, - кувшин прошептал,- и не спрашивай много, ибо участь твоя без меня решена» (141). Мы – куклы, а небо – кукольник (150). Предначертанное пером судьбы никак не изменить (170). О сердце! Покорись судьбе и примирись с тем, что есть. (202). Раз в этом мире истина – лишь миф, Судьбу свою безропотно прими. (203). И этот перевернутый Сосуд, который мы называем Небом, вращается безвольно, как Ты или Я.

Отношение к смерти
Смерть – стена. И при жизни никто не узнает высшей истины, скрытой за этой стеной. (119). В чем тайна смерти? Что случиться – там? «Пей! Ты не вернешься. (143). Заглянуть за опущенный занавес тьмы не способны бессильные наши умы (153). Если б сердце могло узнать суть тайны жизни. Оно смогло бы познать и божественные тайны смерти (157). Когда б ты жизнь постиг, тогда из темноты и смерть открыла бы тебе свои черты (158). Когда тебя накроет смерти тень, над этим миром не померкнет день (177). Тебя к истоку жизни лишь на миг в пустыне смерти вывел проводник (182). В пустыне Хаоса на миг прильнуть к колодцу Жизни нам дано . . . (183).

Отношение к «Я», к себе, к человеку
Не сваливай на небосвод, ибо с точки зрения разума небосвод в тысячу раз беспомощнее тебя (131). В том, что подл человек и безмерно высок, не вини небосвод (132). Рассечь бы землю, сразу б стало видно, как много перлов мир не уберег (147). Если теперь, когда ты сам с собой, ты ничего не познал. То завтра, когда ты покинешь себя, что же ты будешь знать?(157). Я был соколом, влетевшим из мира сокровенного. . . и улетел назад в ту же дверь, через которую проник (161). Здесь я не нашел никого, кому можно доверить тайну (161). До сих пор нас не было, и ничего страшного не случилось, И после того, как нас не будет, будет то же самое (174). Пей вино! Ибо ты неизвестно откуда, Веселись! Неизвестно – куда же теперь? (176). Ста дорог не топтал – что ты стоишь пока? Ста обид не глотал  - что ты стоишь пока? Плачь не плачь! Не сумев от себя отказаться, на любовь возроптал. Что ты стоишь пока! (58). Я никогда не называл Одно Двумя (123).

Отношение к инакомыслящим
Но, святой человек не обрушивай гнева на того, кто за правду не хочет страдать! (55).

Отношение к деньгам
Кто же станет оспаривать: деньги нужны – Скажем, выпить, поесть или справить штаны
А всего остального и даром не нужно: Ни за грош пропадешь из-за толстой мошны! (45)

Советы - как в жизни надо поступать
Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало (43). И не болтай, где можно ждать навета (43). Закрой Коран. Свободно оглянись И думай сам. Добром всегда делись. Зла никогда не помни. А чтоб сердцем возвыситься – к упадшему нагнись (51). Заботься не о том, чем не владеешь, а от того, что есть свободным стать (49). Лучше друга к себе привязать добротою, чем от пут человечество освобождать (53). Жизнь – мираж. Тем не менее – радостным будь. (63). «Свершив добро, душа сильна, когда не ищет воздаянья!» (81). Не занимай себя любовью к тем, кто любит многих (86). Не нуждается небо в покорности нашей – лучше пылкой  красавицей будь покорен! (89).  Пить вино и быть радостным – вот мой обычай. Быть свободным от веры и неверия – моя вера (94). Довольствуйся малым и забавляйся причудами судьбы (105). Считай же сущим все, чего не видишь, и призрачным все то, что видишь здесь (60).

Август  2003.