Черных Сергей Александрович

Олег Каминский
Родился  9  (22,  23)  января  1912  года  в  городе  Нижний  Тагил  Свердловской  области  (Россия)  в  семье  рабочего.  Русский.  Окончил  7  классов.  Работал  в  службе  пути  железной  дороги,  затем  слесарем  в  вагонном  участке  депо  станции  Нижний  Тагил,  окончил  школу  ФЗО. 
В  РККА  с  1  февраля  1930  года. 
Окончил  7-ю  Сталинградскую  военную  авиационную  школу  лётчиков  в  1933  году.
С  декабря  1933  года  служил  в  авиационной  части  младшим  и  старшим  летчиком.
В  1935  году  в  звании  лейтенанта  был  командиром  звена  107-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  ноября  1936  года  по  6  февраля  1937  года  в  качестве  командира  звена,  а  затем  командира  отряда  истребителей  И-16. 
Имел  псевдоним  «Гарсия».

     «…Летчик  республиканской  авиации  лейтенант  Гарсия  так  описывает  боевой  эпизод,  в  котором  им  был  сбит  фашистский  разведывательный  самолет:
     «День  был  ясный  с  высокослоистой  облачностью.  В  2  часа  30  минут  дня,  после  обеда,  который  происходил  тут  же  около  самолетов,  мы  увидели  над  своим  аэродромом  на  высоте  4.000-4.500  метров  разведчика  и  по  его  силуэту  определили,  что  это  «Хейнкель-70»  (разведчик,  он  же  двухместный  истребитель).
     В  течение  восьми  минут  в  воздух  по  своей  инициативе  поднялись  два  наших  истребителя.  Взлетевшие  самолеты  потеряли  разведчика  из  виду  и  уже  не  нашли  его.  После  этого  он  появлялся  еще  шесть  раз,  но  ни  разу  истребители  не  могли  его  поймать.  Разведчик  очень  умело  уходил  в  сторону  солнца  или  в  облачность.
     По  расспросам  техников  и  летчиков  я  тщательно  изучил  маневр  его  ухода.  Однажды  выдался  хороший  день.  Его  портила  лишь  облачность:  облака  были  на  высоте  600-800  метров  около  гор  и  до  4.000-5.000  метров  над  открытой  местностью.  Я  решил  сидеть  в  самолете  с  12  до  4  часов  дня,  ибо  разведчик,  безусловно,  должен  был  появиться.  Расчет  оказался  правильным.  В  3  часа  10  минут  мы  увидели,  что  он  летит  со  стороны  Гвадалахары  на  высоте  4.000-4.5000  метров  под  облаками.
     Взлетев на  высоту  400-500  метров,  я  посмотрел  вперед.  Разведчик  летел  обратно,  успев  сделать  виражи над  аэродромом.  Не  спуская  с  него  глаз,  я  развернулся  за  ним  и  начал  набирать  высоту.  Когда  я  набрал  3.500  метров,  разведчик  ушел  в  облачность,  имея  небольшой  крен  вправо.  Я  решил  идти  за  ним  тоже  с  небольшим  креном.  Когда  я  прошел  облачность,  его  не  оказалось.  Выше  был  еще  один  слой,  который  я  также  пробил,  но  и  здесь  противника  не  было.  Пробив,  наконец,  третий  слой  облачности  и  не  обнаружив  разведчика,  я  решил  немедленно  идти  обратно.  Но  когда  я  проходил  через  верхний  слой  облачности,  то  увидел  слева  от  себя  полосу  разреженного  воздуха  от  прохода  самолета.  Решив,  что  это  мог  быть  только  разведчик,  я  сделал  боевой  разворот,  чтобы  его  нагнать.  Сейчас  же  после  разворота  я  увидел  его  метрах  в  200  впереди  себя.
     Я  перешел  в  атаку  сверху  и  сзади.  По  мне  был  открыт  огонь:  я,  в  свою  очередь,  прикрывшись  мотором,  выпустил  по  противнику  несколько  очередей.  Затем  перешел  под  разведчика,  откуда  с  близкой  дистанции  снова  открыл  огонь.  После  четырех  атак  огонь  летнаба  с  разведчика  прекратился.  После  пятой  моей  атаки  самолет  начал  пикировать  и,  загоревшись,  упал  на  землю.  С  тех  пор  самолеты-разведчики  фашистов  больше  не  появлялись  над  нашим  аэродромом…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  9  мая  1938  года)

Всего  в  Испании  произвел  около  90  боевых  вылетов,  сбил  7  самолетов  (5  лично  и  2  в  составе  звена). 
По  другим  данным  лично  сбил  3  самолета,  в  том  числе  2  бомбардировщика  Ю-52  в  одном  бою  под  Мадридом. 
После  возвращения  из  Испании  получил  звание  майора  и  был  назначен  командиром  эскадрильи. 
В  начале  1938  года  присвоено  воинское  звание  «полковник».
С  начала  1938  года  командовал  авиационной  бригадой. 
С  октября  1938  года  был  заместителем  командующего  ВВС  Забайкальского  военного  округа. 
Участвовал  в  боях  с  японцами  в  районе  реки  Халхин-Гол  в  1939  году,  был  заместителем  командующего  ВВС  2-й  Особой  Краснознаменной  Дальневосточной  воздушной  армии. 
С  конца  1939  года  учился  на  особых  курсах  усовершенствования  высшего  командного  состава  при  Военной  академии  Генштаба. 
Участвовал  в  советско-финляндской  войне.
После  окончания  курсов  получил  звание  комбрига,  и  его  назначили  заместителем  командующего  ВВС  Одесского  военного  округа. 
4  июня  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации». 
С  8  августа  1940  года  командовал  9-й  смешанной  авиационной  дивизией.
В  1941  году  окончил  Военную  академию  Генштаба.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.
Воевал  на  Западном  фронте,  в  первый  же  день  его  дивизия  была  почти  полностью  уничтожена  (из  409  самолетов  было  потеряно  347)  и  поэтому  была  вскоре  расформирована.  Виновником  этого  был  признан  командир  дивизии. 
8  июля  1941  года  он  был  арестован  и  28  июля  осужден  трибуналом.
Расстрелян  16  октября  1941  года  в  Москве.  Место  вероятного  захоронения  -  поселок  Бутово,  либо  совхоз  «Коммунарка»  ближнего  Подмосковья  (Россия). 
Реабилитирован  посмертно  5  августа  1958  года.

Список  известных  воздушных  побед  С.  А.  Черных:
13.11.1936       1        Хе-51*                Мадрид                лично
15.11.1936       1        Фиат-32                Мадрид                лично
05.12.1936       1        Фиат-32**               Мадрид                лично
13.12.1936       1        Хе-70                Алькала  де  Энарес          лично
16.12.1936       1/3     Ю-52***                Мадрид                в  составе  звена
03.01.1937       1/3     Савойя-81****        Мадрид                в  составе  звена
07.01.1937       1        Хе-70                Алькала  де  Энарес          лично      

31  декабря  1936  года  за  мужество  и  героизм  Сергею  Александровичу  Черных  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  21).
Награжден  орденом  Ленина*****  (31.12.1936),  орденом  Красной  Звезды******  (25.05.1936).

Примечания:
*     Погибший  немецкий  летчик  лейтенант  Оскар  Хенрици  был  посмертно  награжден  Золотым  крестом  с  бриллиантами  за  Испанию.
**     Итальянский  летчик  капитан  Антонио  Ларсимонт  Пергамени  был  сбит,  но  остался  жив. 
***     Судя  по  всему,  это был  не  Ю-52,  а  «Драгон»  майора  Хуана  Антонио  Ансальдо,  который  с  подбитым  мотором  приземлился  на  аэродром  Ласарте.
****     Капитан  Хоакин  Тассо  Изгуэрдо  и  пять  других  членов  экипажа  франкистского  бомбардировщика  погибли.
*****     Орден  имел  порядковый  №  3295.
******     Орден  имел  порядковый  №  1015.