Сара Лунд и все, все, все

Юрий Язовских
Жанр детектива весьма консервативен: в его основе лежит борьба Добра и Зла, в которой Добро побеждает. Зло олицетворяют те люди, которые совершают преступления, Добро – те, кто их ловит. Разумеется, возможны небольшие отступления от канона: сыщик не обязательно должен быть идеальным человеком – главное, чтобы он профессионально делал свою работу. Преступник, тоже не всегда бывает отъявленным злодеем – иногда его даже можно пожалеть. Тем ни менее, классическое противостояние хороших и плохих людей – это основа детектива.
 
Именно поэтому я не могу на полном серьезе смотреть российские детективные фильмы и сериалы, в которых фигурируют "менты" (следователи, прокуроры), занятые не установлением крыши над очередным бизнесменом и не выбиванием показаний из задержанных, а поймкой реального преступника. Да, в реальности есть и такие люди – чего только в нашей жизни не встретишь! Тем ни менее, общая репутация российской правоохранительной системы не дает поверить в жизненность тех детективных фильмов, которые снимают в России. Наше "Добро" прогнило насквозь. Фильмы о нем - это фантастика, а не детектив.

Напротив, когда читаешь книги или смотришь фильмы про скандинавских полицейских, то нет никакого сомнения в том, что они действительно пришли в полицию расследовать преступления.

К настоящему времени можно говорить о настоящем феномене скандинавского детектива. В Швеции и Норвегии есть несколько писателей, которых вполне можно отнести к классикам этого жанра, а буквально за последние несколько лет скандинавский детектив произвел фурор и в телевизионном бизнесе: один за другим местные детективные сериалы переснимаются американцами и британцами, что само по себе свидетельствует о качестве данной продукции. И что поразительнее всего – на телевидение в лидеры этого весьма кровавого жанра вырвались мирные и спокойные датчане, совсем не похожие на потомков викингов, которые тысячу лет назад наводили ужас на жителей Европы.

Феномен скандинавского детектива начался со шведских писателей Пера Валё и Май Шёваль, которые с 1965-го по 1976 год выпустили 10 романов о шведском Мегрэ – комиссаре Мартине Беке. Сейчас, в начале 21 века наиболее популярны в мире три скандинавских детективщика: норвежец Ю Несбё, шведы Хеннинг Манкель и Стиг Ларссон (умер в 2004-м, не дождавшись своей мировой славы). Помимо этой "большой тройки" есть еще несколько известных писателей этого жанра: норвежцы Гуннар Столсен и Карин Фоссум, шведы  Лиза Марклунд,  Хокан Нессер, Камилла Лэкберг и Анна Янсон, датчанин Юсси Адлер Олсен…

Но эта статья не о литературе. Лично мне больше интересен феномен скандинавских телевизионных детективов, которые в последние годы стали не просто вполне смотрибельными – они вырвались в мировые лидеры!


"Убийство" (Дания, 2007-2012)

Номер 1 среди скандинавской детективной кинопродукции – датский сериал "Убийство" (на самом деле он совместного производства Дании, Швеции и Норвегии, но все его действие происходит в Дании и создатели сериала - датчане). Первый сезон вышел в 2007 году и состоит из 20 серий. Завязка проста: совершено убийство молодой девушки, после чего полиция приступает к расследованию. Что тут необычного? - Необычно то, что создатели сериала на раскрытие одного преступления отвели 20 серий по 50 минут! Каждая серия – это день расследования. Казалось бы, невозможно на протяжении столь долгого времени поддерживать зрительский интерес к происходящему, но ничего подобного. Если внутри серий повествование иногда теряет темп и хочется, чтобы ребята шевелились побыстрее, то в конце почти каждого эпизода следует какой-нибудь поворот сюжета, который вызывает немедленное желание смотреть следующую серию.

Обычно этот сюжетный поворот связан с нахождением улик против очередного подозреваемого. А подозреваемых в сериале много: сценаристы постарались на славу!

Поскольку сериал длинный, то авторы смогли втиснуть в него 3 сюжетных линии. "Убийство" – не чисто детективный фильм, где в центре находится расследование преступления. Параллельно следствию развиваются еще 2 истории: семейная драма, главными героями которой являются родители убитой девушки, и производственный фильм о буднях датской демократии. Три в одном. Конечно, детектив тянет на себе весь сериал, но и другие линии не портят впечатление от просмотра.

Главная героиня сериала - инспектор Сара Лунд в исполнении датской актрисы Софи Гробель. Когда Сара ищет преступника, то забывает про всех: своего жениха, сына, мать, и тем более коллег. Главное для нее – Дело. Сара Лунд – типичный трудоголик, у которого нет личной жизни. Несколько раз кажется, что преступник найден, но Лунд спинным мозгом чувствует, что здесь что-то не так, и идет до конца, как танк, сметая со своего пути все препятствия.
 
Ольга Маршева о Софи Гробель и ее героине: "Саре Лунд вообще все равно, что на ней надето – и, как правило, это джинсы, растянутый свитер и старенькие кеды. Софи Гробель гордится тем, что гардероб своей героини она подбирала лично. «Мы хотели уйти от стереотипа «раз она женщина-детектив, значит, непременно должна носить костюм. Моей Саре вообще плевать, как к ней относятся коллеги-мужчины. У нее и так есть что показать». Софи говорит о Саре, как о своей альтер-эго. Ее можно понять: стартовавший в 2007-м сериал "Убийство" моментально катапультировал актрису в звезды. Теперь просто погулять по Копенгагену и поужинать в ресторане стало для Софи большой проблемой: ее то и дело останавливают – просят автограф или, что более часто, ответ на вопрос: кто же все-таки убийца?…".

Образ упертой тетки-детектива понравился зрителю, и Сара Лунд вернулась на экраны во втором (2009) и третьем сезоне (2012). Эти сезоны вполовину короче (по 10 серий), но сюжетный прием остался прежним: есть детективная линия, политическая и семейная.

Второй сезон поначалу разочаровывает – из-за того, что зарубежному зрителю не очень понятны политические дрязги в датском правительстве, которые кажутся какими-то мелкими и совершенно не относящимися к совершенным преступлениям. Да и главный герой политической истории не слишком привлекательный – толстый неуклюжий дядька, что тоже ситуацию не улучшает. Но где-то с 3-4-й серии дело в сериале пошло веселее, и дальше следишь за историей с явным интересом, хотя до уровня первого сезона она все равно не дотягивает.

А вот третий сезон "Убийства" сразу берет с места в карьер, и оторваться от него сложно: 10 серий я просмотрел за пару дней. А концовка производит такое впечатление, что я никак не мог заснуть после просмотра. И своим окончанием, и отчасти содержанием 3-й сезон "Убийства" сильно смахивает на первый сезон датско-шведского сериала "Мост" – телевизионную сенсацию 2011-года (о нем рассказ далее), но воспринимается гораздо лучше.

Есть и другие удачные герои в "Убийстве", помимо Сары Лунд. В первом сезоне снимались весьма колоритные Ларс Миккельсен (кандидат в мэры Копенгагена) и Бьярне Хенриксен (отец убитой девушки).

Про  Миккельсена кто-то в Сети очень хорошо написал: на нем здорово смотрятся костюмы! Это точно. Ларс – очень представительный дядька. Если кто-то видел его в роли злодея Магнуссона в сериале "Шерлок", то там он выглядит каким-то старым и больным – в "Убийстве" же он на 6 лет моложе и весьма убедителен в роли молодого политика, который оказался подозреваемым в убийстве. 

Хорош в сериале и комиссар – в его роли снялся Мортен Сюрбалле. Его лицо маньяка-убийцы придает комиссару ореол загадочности. Комиссар появляется ближе к середине сериала и поначалу совершенно непонятно: поддерживает он Лунд или же приставлен к ней, чтобы помешать расследованию… Партнеры по расследованию у Сары Лунд менялись в каждом сезоне, но комиссар остался неизменным – образ загадочного начальника получился очень удачным.

"Убийство" произвело фурор в телебизнесе. Американцы быстро сделали достаточно успешный римейк под тем же названием (2011), а потом сняли еще 3 сезона. Но дело даже не в буквальном копировании сериала, а в его влиянии на развитие сериального кино.

Во-первых, стал модным сам образ героини Софи Гробель – обычной женщины, одинокой и одержимой работой профессионалки. В 2011 году вышли два скандинавских сериала, где главные роли достались женщинам-детективам, весьма напоминающим Сару Лунд ("Мост", "Тот, который убивает").

Во-вторых, формат сериала (бесконечное расследование, несколько сюжетных линий) стал образцом для других успешных проектов в разных странах: к примеру, британского "Бродчёрч" ("Убийство на пляже", 2012), датско-шведского "Моста", "Настоящего детектива" (2014).

"Мост" (Дания-Швеция, выходит с 2011г.)

Популярный и профессионально сделанный сериал, который имеет один огромный недостаток: после первого сезона остается отвратительное послевкусие. Сериал "пахнет" аппетитно, когда приступаешь к дегустации, имеет приятный "вкус" во время его поглощения, но как только его "съел", то сразу понимаешь; ну и гадость эта ваша заливная рыба! Финал сериала напрочь убивает весь проект.

В 1-м сезоне 10 серий. Как и в "Убийстве" по следу преступника идут два детектива: упертая одинокая тетка и мужик, обремененный женой и кучей детей. На этот раз пара интернациональная: Мартин – датчанин (Ким Бодниа), Сага – шведка (София Хелин). Для европейцев может быть разница и есть, а для нас они как жители разных областей: он – пермяк, она – из Кирова. Он – обычный мужик, она не в себе – и в гораздо большей степени, чем Сара Лунд ("но дело свое знает добре"!). Актеры составили великолепную гармоничную пару, за которой наблюдать одно удовольствие, но сценаристы загубили их перспективный дуэт.

Завязка отличная: на мосту, соединяющем Данию и Швецию, преступник выбросил труп, но вскоре выясняется, что это не обычное убийство, а начало целой серии преступлений. В "Убийстве" мы следили за расследованием сложного случая, в котором оказались замешаны многие люди – здесь же детективам приходится разгадывать настоящую головоломку, у который есть автор, напоминающий настоящего дьявола. И в этом главная проблема. Пока Сатана за кадром – сюжетные нестыковки не бросаются в глаза. Главная Тайна (кто этот демон?) заслоняет недоработки сценаристов. Но вот загадка раскрыта, преступник установлен и…. Сразу же голову одолевают многочисленные вопросы на одну тему: а как этот мужичок все это сделал?.. Когда преступник проявляет себя как компьютерный гений, феноменальный стрелок, дамский обольститель, психиатр, каменщик-штукатур, которому еще и везет по ходу дела неимоверно, то во вдумчивом зрителе обязательно проснется К.Станиславский со своим знаменитым: "не верю!" А когда в конце сериала нам показывают то, что в "Мосте", то и вовсе хочется найти сценаристов этого сериала, чтобы оторвать им все, что можно. Не надо нам таких детективов! Вполне достаточно одной Агаты Кристи, которая всю жизнь только и делала, что писала увлекательные романы, заканчивающиеся полнейшим разочарованием.
 
В "Убийстве" концовка тоже была не образцовая, но все-таки такого отвратительного послевкусия было. И еще один минус первого сезона "Моста": как и в истории про Сару Лунд сюжет этого сериала содержит в себе несколько сюжетных линий. Правда, в "Убийстве" расследование преступлений постоянно пересекалось с двумя другими, а здесь они некоторое время идут параллельно, и неясно, как они связаны друг с другом. Но когда выясняется, что их связывает с детективной основой сериала, то возникает недоуменный вопрос: а, вообще, стоило нам показывать жизнь этих людей так подробно, если их участие в сюжете настолько незначительное?…

Второй сезон "Моста" (2013) поначалу тоже слишком много внимания уделяет преступникам и каким-то непонятным персонажам, что несколько раздражает. Но потом оказывается, что для развития сюжета эти люди весьма важны, и детективная интрига от этого не пострадала. Сериал очень бодро катится к финишу, не отпуская от экрана зрителя не на минуту. Все идет отлично и еще минут за 10 до конца кажется, что этот сезон действительно получился намного лучше, чем первый… И вот в последние 10 минут создатели просто похоронили свое детище. Заветам бабки Агаты авторы "Моста" оказались верны как никто другой. Детективную интригу авторы закручивали как гайку – до упора. В итоге резьба не выдержала и гайка сорвалась… Вместе с Сагой Норен и Мартином.

Подведу итог двум сезонам датско-шведского "Моста": великолепный  по своей задумке сериал 2 раза закончился пшиком из-за неудержимого стремления создателей к оригинальности.  До "Убийства" он явно не дотянул. 

"Миллениум" (Швеция, 2010)

В этом весьма раскрученном телепроекте всего 6 серий. В реальности, это даже не сериал, а экранизация знаменитой трилогии шведа Стига Ларссона о детективе-журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет. В 2009-м вышли три художественных фильма, которые позднее выпустили на ТВ в расширенном варианте. Каждый фильм разбили на 2 серии по полтора часа.

Судя по этим произведениям, Стиг Ларссон – это реинкарнация Пера Валё. Тот тоже не видел вокруг себя ничего хорошего: по его мнению, в Швеции 60-70-гг. был сплошной негатив. В Швеции Ларссона не просто все плохо – там еще хуже, чем было во времена Валё: кругом маньяки, насильники, извращенцы, сутенеры, наркоторговцы…. В стране произвол спецслужб, кругом идиоты-полицейские и мерзавцы-прокуроры. В общем, Швеция – ужасная страна, не вздумайте туда поехать.

Если сюжет первого фильма можно назвать несколько сложноватым для восприятия, то следующие фильмы я бы назвал чрезмерно мудреными. Но главная проблема не только в этом. В этом сериале беда с героями. Микаэль Нюквист в роли журналиста особой симпатии не вызывает, и выглядит каким-то вялым. А партнерша у него и того хуже: из непривлекательной Нуми Рапас авторы фильмов сделали жутковатую девушку-гота, с соответствующим прикидом (как она сморкается со своими кольцами в носу, черт возьми?…). Мужик-рохля и оторва – пара необычная для детектива, но это все, что можно сказать хорошего про его героев.

Кстати, американцы, которые экранизировали первую книгу Ларссона ("Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера) зачем-то перенесли неудачные типажи из шведского сериала в свой фильм практически один в один. Причем, Дэниел Крэйг в роли журналиста выглядит еще более помятым, чем его шведский коллега.
В общем, "Миллиниум" на фоне" Убийства" на меня впечатления не произвел. Как и следующий скандинавский сериал.

"Убийства на Сандхамне" (Швеция, с 2010-го, 3 сезона)

Маленький такой островок этот Сандхамн и жителей там с гулькин нос, но мрут они как мухи. Страшное место!

Сезон этого сериала – это всего 3 серии по 44 минуты. Здесь одно дело растягивается на сезон – как в "Убийстве" и сериале "Мост", но этим сходство и ограничивается. "Убийства на Сандхамне" – простенький и весьма абсурдный детектив для домохозяек, слегка отягощенный любовной линией инспектора полиции и его школьной знакомой. Инспектор – отнюдь не Мегрэ (глуповатый такой мужичок), а его добровольная помощница – это какое-то чудо в перьях. Концовка первого сезона – абсурд в квадрате, второго – не сильно лучше, а может и похуже. В общем, смотреть не советую – зря только время потратите. То же самое могу сказать и про следующий провальный проект.

"Тот, кто убивает" (Дания, 2011)

Был снят всего 1 сезон этого датского сериала: из-за низких рейтингов продолжения не последовало. И такой финал вполне объясним.

Новой Сары Лунд из актрисы Лауры Бах не вышло: ее героиня в роли детектива выглядит неубедительно с первой же серии. Слишком много в ее образе разных клише: психические проблемы из-за детской травмы, избыточный трудоголизм, колючесть одинокой феминистки. К тому же она еще и дура, что ситуацию отнюдь не улучшает. И ее партнер-психиатр (Якоб Седергрен – бестолковый детектив с острова Сандхамн) тоже фрик: в сериале "Мост" странную Сагу удачно дополнял вполне адекватный Мартин, а тут аж два психопата, что явный перебор. 

Проблема и в том, что авторы чрезмерно много внимания в сериале уделяют преступнику, что для детектива смерти подобно. Когда создатели фильма знакомят зрителя с маньяком до того, как его вычислили полицейские – это уже не детектив, а триллер. Главная приманка для зрителя исчезает и остается один вопрос – не самый интересный: поймают ли преступника до того, как он совершит новое преступление или нет.

Этими сериалами скандинавский телевизионный детектив не исчерпывается. Снимали на севере Европы  сериалы и до "Убийства", но это были достаточно обычные телевизионные проекты – не добавляющие ничего нового в жанр теледетектива.

"Спецподразделение" (Дания, Швеция, 2000-2004гг., 5 сезонов)

Это классический детективный сериал: одна серия – одно дело (в крайнем случае – 2 серии на одно преступление). Сериал чрезвычайно сумбурный с кучей действующих лиц, которые целой толпой расследуют убийства.
В главной роли детектива выступает женщина, но это совсем не Сара Лунд. Шарлотта Фич совершенно не вызывает симпатии и эта роль совершенно точно не для нее: дебелая телка в роли начальницы "убойного отдела" не похожа на детектива – она смотрелась бы гораздо органичнее в роли продавщицы в кондитерской. 
Лично я с трудом выдержал 3 серии этого "зрелища". 

"Валландер" (Швеция, с 2005г., 3 сезона)

Чем-то начало "Валландера" мне напомнило британский сериал "Чисто английские убийства", который предназначен для домохозяек. Но там хоть есть какое-то расследование, разгадывание весьма мудреной головоломки. Здесь же в первой серии детектива как такового вообще нет. Нам показали преступление, потом пошли сценки из жизни работников полиции во главе с комиссаром Валландером, затем зрителей для чего-то познакомили с преступниками, а тут и развязка подоспела – исключительно дурацкая…. Это полицейская драма, а не детектив…

Напоследок упомяну еще об одном известном детективном сериале родом из Норвегии. Если датчане и шведы дружат семьями, то норвежцы предпочитают расследовать преступления самостоятельно.

"Варг Веум" (Норвегия, с 2007г.)

Формально это даже не сериал, а цикл фильмов о частном детективе Варге Веуме. Смотреть истории про Варга можно с любого фильма – сюжеты в них связаны только Варгом и его знакомыми полицейскими. Не сказал бы, что фильмы чертовски интересные, но и жалеть потерянное время после их просмотра тоже не придется. Правда, некоторые расследования настолько запутанные, что с трудом понимаешь, как Варг раскрыл очередное убийство. Сильно раздражает, что Веума постоянно бьют – в основном, по голове.  А иногда он сам ударяется обо что-нибудь – тем же самым местом. Такая вот у него фишка. А если Варг гонится за кем-нибудь, то никогда не может догнать. Хилый мужичок, но женщинам главный герой наверняка понравится – в роли Веума снимался стильный норвежец Тронд Эспен Сейм.

В Скандинавии актеров не так много, поэтому некоторые из них переходят из одного сериала в другой. И некоторые не очень удачно: например, Мортен Сюрбалле из "Убийства" очутился на "Мосту" и после шикарной роли комиссара сыграл бомжа – жертву убийцы. Напротив, Ким Бодния, который в "Убийстве" был мерзопакостным прокурором, в сериале "Мост" получил главную роль инспектора Мартина Роде.
Элегантный политик в первом сезоне "Убийства" Ларс Миккельсен обернулся комиссаром в "Тот, кто убивает" – эта роль могла быть весьма выигрышной, если бы сам сериал получился, но, увы!

Детектив и жизнь

Когда знакомишься со Скандинавией по местным детективным сериалам и фильмам, то создается не очень приглядная картина. Может показаться, что жизнь в этих мрачных даниях и швециях весьма опасна: по улицам  бродят толпами убийцы, которые заваливают эти страны трупами. На самом деле все это только в кино. Скандинавские страны – одни из самых приспособленных для жизни мест на планете, где весьма низкий уровень преступности.

По уровню умышленных убийств Дания в числе самых безопасных стран: в 2012 году там было всего 0,8 убийств на 100 тысяч населения. По всей стране убили 47 человек (проживает в Дании 5,5 млн. населения, но нужно учитывать, что убийцей может стать любой житель Евросоюза, поскольку датская граница для них открыта). В 2006 году в стране погибло от рук преступников и вовсе 29 человек.

В Швеции показатель убийств с 2000-го года лишь однажды поднимался до 1,2 на 100 тыс. населения, а в 2012 году составил 0,7 убийств (68 убитых в стране с населением в 9,7 млн. человек). В Норвегии показатель убийств в 2009 и 2010 годах был еще ниже: 0,6 (всего 20 убийств), но в следующем году на охоту вышел маньяк Брейвик, который в одиночку лишил жизни 77 человек! Из-за Брейвика показатель умышленных убийств в 2011 году в Норвегии сразу же вырос до 2,2 на 100 тыс. жителей. В семье не без урода – так у нас говорят про подобные случаи.

Если брать Копенгаген, где сражается с преступностью инспектор Сара Лунд, то там за период с 2005 по 2012 год число убийств варьировалось от 4 до 16 в год! А ведь  с пригородами население столицы Дании составляет 1,2 млн. человек – это очень большой город. Примерно такое же количество убийств было зафиксировано в столице Финляндии Хельсинки, в столице Норвегии Осло максимум убийств – 19 за год – наблюдался в 2011 году. Так что, по большому счету расследовать скандинавским полицейским попросту нечего.

Нужно еще учитывать, что значительная часть убийств во всех современных странах – это преступления на бытовой почве, чаще всего по-пьяни, когда убийцу найти не сложно. Разного рода неуловимым маньякам, которых нам в сериалах показали уже видимо-невидимо, и искать которых действительно трудно – развернуться в Скандинавии явно негде. Появление Брейвика в Норвегии такой же исключительный случай, как выход Годзиллы из океана.

В принципе, в Европе убивают людей нечасто (в большинстве стран показатель меньше или чуть больше 1 убийства на 100 тысяч человек). В США народ гораздо агрессивнее, но и там уровень убийств снижается: с 5,5 на 100 тыс. населения в 2000-м году до 4,7 в 2010-2012гг. 

Для сравнения приведу статистические данные по России. Показатель умышленных убийств в нашей стране в 2012 году - 9,2 убийств на 100 тыс. жителей (есть обоснованное подозрение, что наш рейтинг сильно занижен из-за особенностей работы правоохранительных органов). Чтобы понимать в какой глубокой … яме мы оказались, скажу, что показатель 9,2 дает нам 154-е место из 219 стран. А ведь количество убийств у нас еще и резко снизилось в последние годы (вероятно, что только на бумаге) – в 2008 году показатель составлял и вовсе 11,6!

Приведенные мной цифры совершенно не вписываются в настойчиво внедряемый в головы россиян постулат, что  Европа совершенно бездуховная, а у нас духовность просто  из ушей лезет – настолько ее уровень зашкаливает…. Мы духовнее европейцев только в том случае, если под этим термином понимать полное безразличие к чужой жизни. Если же духовность – это некие моральные ценности, которые в любой христианской стране базируются на Нагорной проповеди (где, помнится, прозвучало "не убий"), то нам бы лучше не вспоминать про это слово. Нет никакой духовности в этой стране, и никогда не было. Потому и менты у нас не скандинавские, и Сары Лунд никогда не будет.