Флоренция. По лезвию ножа

Борис Готман
 
   Boris S. Gotman, Ph.D

   Когда во Флоренции проходил по небольшой улочке Джеорджофили  (Via dei Georgofili) мимо знаменитой галереи Уффици, обратил внимание на необычную скульптуру, расположенную на  стене на уровне 4 – 5 этажа, почти под самой крышей.

  Вообще, в центре древней Флоренции сказать: "обратил внимание" как-то неправильно – туристы всё время двигаются там с распахнутыми глазами и  отвисшими от восторга челюстями! Ведь это место – сердце эпохи Возрождения...

  И, при всём при этом, что-то заставило поднять глаза вверх…

  На моём снимке, служащим и фоном коллажа, скульптура кажется крохотной. Сначала даже не понял,  скульптура это или искусный рисунок на стене, каких много в итальянских городах.

  Однако блики и тени помогли определить, что это, всё же, скульптура.

  Решил, что она изображает  какого-то ангела, идущего по лезвию кинжала.

  Но в телеобъектив рассмотрел - на золотистой фигурке вовсе не крылья, а маленькие фигурки людей. Читатель видит их увеличенными на снимках вверху слева.

  На стенах зданий явно виднелись следы разрушений, точнее, стены были отремонтированы, а раны в них были сохранены специально.

  Против стены с необычной скульптурой, у старинного арочного входа стояло изувеченное обгоревшее оливковое дерево, из которого, к небу тянулись молодые зелёные побеги.

  Фрагмент моего снимка этого дерева размещён в правом нижнем углу.

  Скульптура, обгоревшее дерево и раны в древних стенах – это память о жертвах взрыва,  устроенного сицилийской мафией - Cosa Nostra - 27 мая 1993 года. Тогда её главари решили доказать всей Италии, что они хозяева не только в Сицилии, но и во всей стране. В крупных городах прогремели мощные взрывы.

  Оказалось, мракобесы, посягающие на ценности мировой цивилизации и на человеческие жизни, в наше время есть не только среди религиозных фанатиков.

  Все негодяи, претендующие на единоличное господство, начинают путь к диктату с атаки на  культуру – единственный непреходящий скреп цивилизованного человеческого сообщества.

  В час ночи 27 мая 1993 года на Via dei Georgofili мафиози взорвали заминированный автомобиль.

  Рядом с местом взрыва, в старинной башне пятнадцатого века Деи Пульчи - Torre dei Pulci  - жила семья   Nencioni из четырех человек, в том числе девятилетняя Надя и ее полуторамесячная сестричка Катерина.

  В соседней квартире жил студент архитектурного факультета… 

  Все пятеро погибли во сне…

  Взрыв на Via dei Georgofili причинил серьёзный ущерб многим зданиям, но в первую очередь, галерее Уффици.
 
  Три полотна были полностью уничтожены, 150 картин и 50 скульптур были повреждены и требовали кропотливой реставрации.
 
  Однако не это было главной целью преступников.

  Их главной и единственной целью было распространить среди населения страх и неуверенность в способности демократической республики  защитить граждан страны от террористических актов.

  Однако итальянцы очередной раз доказали свое  мужество.

  Уже 20 июня, меньше чем через месяц после взрыва, Галерея Уффици заново открылась для посетителей!  Хоть и  пришлось ещё много лет работать над восстановлением всех залов западного крыла дворца.

  Общие чувства итальянцев выразил директор галереи: “Если намерение мафии было навести ужас, ударив по самым ценным сокровищам, то открытие Уффици в столь короткий срок, для достижения чего все сотрудники работали без дополнительной оплаты  и не жалея сил, является подлинным торжеством культуры над варварством”.

  В 2004 году на месте теракта было посажено искалеченное взрывом, но уцелевшее многовековое оливковое дерево, ставшее  живым памятником жертвам мафии.
 
  На мемориальной доске на десяти языках начертано: «Мы помним о преступном акте, происшедшим 27 мая 1993 года!  Все, кто пострадал в нём, останутся в наших умах и сердцах».

  К двадцатилетию со дня трагедии галерея Уффици совместно с Обществом друзей Флоренции - «Friends of Florence» - установили на стене галереи на 20-метровой высоте  бронзовую скульптуру почти трёхметрового роста.

  Она выполнена скульптором  из Тосканы Роберто Барни и называется "I Passi d'Oro" ("Золотые следы", или "Золотые шаги").
 
  На сайте  ассоциации  Друзей Флоренции - «Friends of Florence» можно прочесть:

  «Золотые шаги» — человек, идущий по лезвию, — символическое изображение раны, нанесенной зданию Галереи Уффици, и пропасти, в которую могло бы упасть человечество, если бы поддалось на эту угрозу. Она окружена пятью фигурками, в память пяти погибших. Автор -  Роберто Барни  утверждает своей работой веру  в то, что искусство является душой человечества и его надеждой.
   Золотая фигура,  сияющая   днем в лучах солнца и ночью в лучах прожекторов, символизирует победу света над темнотой варварства."

   А по словам директора Уффици, скульптура воплощает творцов, которые  несмотря ни на что идут вперед и смотрят ввысь.